Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования"
(подготовлен Минтрудом России 22.05.2024 г.)
Проект профессионального стандарта "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования", актуализирован на основе результатов анализа состояния вида профессиональной деятельности, перспектив его развития, а также нормативной, методической и технологической документации.
Актуализируемый профессиональный стандарт "Проводник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии" был разработан в 2018 году (Приказ Минтруда России от 31 июля 2019 года N 541н).
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений в соответствии с предложениями, поступившими от железных дорог, Центральной дирекции инфраструктуры и Трансэнерго - филиалов ОАО "РЖД" об уточнении трудовых функций проводника по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии. А также о дополнении профессионального стандарта трудовыми функциями проводника по сопровождению груза и спецвагонов, проводника по сопровождению груза, проводника по сопровождению служебно-технического вагона.
Уведомление об актуализации проекта профессионального стандарта размещено на сайте "Профессиональные стандарты" https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=125457.
Результаты анализа практики применения профессионального стандарта показали необходимость внесения следующих изменений:
в разделе I:
наименование проекта профессионального стандарта было изменено и сформулировано "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования".
наименование вида профессиональной деятельности "Сопровождение локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии" изложено в следующей редакции: "Сопровождение локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования";
наименование цели вида профессиональной деятельности "Обеспечение сохранности и безопасного следования сопровождаемых локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии" изложено в следующей редакции: "Обеспечение сохранности и безопасного следования сопровождаемых локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования".
Раздел II дополнен обобщенными трудовыми функциями C и D и трудовыми функциями С/01.2, С/02.2, D /01.2, D /02.2, описывающими трудовые функции проводника по сопровождению груза и спецвагонов, проводника по сопровождению груза, проводника по сопровождению служебно-технического вагона.
В разделе III уточнены требования к образованию и обучению в обобщенных трудовых функциях А и В "среднее общее образование, профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих" изложены в следующей редакции "профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих".
В обобщенных трудовых функциях А и В уточнены требования к особым условиям допуска к работе:
"Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке" изложены в следующей редакции "Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров".
Раздел III дополнен обобщенными трудовыми функциями C и D и трудовыми функциями С/01.2, С/02.2, D /01.2, D /02.2, описывающими трудовые функции проводника по сопровождению груза и спецвагонов, проводника по сопровождению груза, проводника по сопровождению служебно-технического вагона.
Во всех трудовых функциях произведена корректировка описания трудовых действий, уточнены формулировки требований к необходимым знаниям и умениям.
Во всем профессиональном стандарте исправлены терминологические ошибки и неточности. Вся терминология приведена в соответствие с требованиями нормативной документации.
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Деятельность по выполнению операций по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования является важным направлением деятельности железнодорожного транспорта.
2.1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение данного вида профессиональной деятельности для отрасли велико. Качественное выполнение комплекса услуг по сопровождению груза и спецвагонов обеспечивает устойчивое функционирование железных дорог. Это - сопровождение неисправного железнодорожного подвижного состава в ремонт/ из ремонта и сопровождение груза в вагоне по назначению, и сопровождение спецвагона (с бригадой рабочих) к месту проведения работ и многое другое.
В ходе актуализации проекта профессионального стандарта и разработки трудовых функций, необходимых знаний и умений для профессии проводник по сопровождению груза и спецвагонов был проведен анализ нормативных правовых документов и отраслевых нормативных документов по выполнению работ по приему и сопровождению груза и спецвагонов в пути следования.
Анализ показал, что проводники по сопровождению груза и спецвагонов, проводники по сопровождению груза, проводники по сопровождению служебно-технического вагона являются массовой группой работников железнодорожного транспорта. Общая численность их составляет около тысячи человек, работающих во всех регионах РФ.
Для выполнения должностных обязанностей проводники по сопровождению груза и спецвагонов, проводники по сопровождению груза, проводники по сопровождению служебно-технического вагона связи должны пройти профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих.
Особые условия допуска к работе: наличие прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Данный профессиональный стандарт является нормативным документом, описывающим область профессиональной деятельности "Сопровождение локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования", компетенции, необходимые для выполнения функций, соответствующих 2-ому квалификационному уровню, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт актуализирован также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
При актуализации данного профессионального стандарта принимали во внимание отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Вид экономической деятельности, к которому может быть отнесена деятельность, описанная в профессиональном стандарте "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" приведен в таблице 1.
Таблица 1. Область профессиональной деятельности
Код ОКВЭД |
Вид экономической деятельности |
52.21.19 |
Деятельность вспомогательная прочая, связанная с железнодорожным транспортом |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: обеспечение сохранности и безопасного следования сопровождаемых локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- выполнение работ по приемке (сдаче) и сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава), пассажирских вагонов в недействующем состоянии;
- выполнение работ по приему и сопровождению груза в пути следования;
- выполнение работ по сопровождению спецвагонов (служебно-технического вагона) в пути следования и контролю устранения неисправностей спецвагонов (служебно-технического вагона).
Профессиональный стандарт "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда.
Профессиональный стандарт "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" является основой для работника в следующих направлениях:
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы.
Профессиональный стандарт "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов.
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Сопровождение локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Сопровождение локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлен уровень квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности проводников по сопровождению груза и спецвагонов, проводников по сопровождению груза, проводников по сопровождению служебно-технического вагона ОТФ отнесены ко 2-ому уровню квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретному уровню квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Выполнение работ по приемке (сдаче) и сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава) в недействующем состоянии |
2 |
Работники осуществляют деятельность под руководством с элементами самостоятельности. Выполняя стандартные задания, они должны уметь выбирать способ действия по инструкции, корректировать действия с учетом условий их выполнения, применять специальные знания |
B |
Выполнение работ по приемке (сдаче) и сопровождению пассажирских вагонов в недействующем состоянии |
||
C |
Выполнение работ по приему и сопровождению груза в пути следования |
||
D |
Выполнение работ по сопровождению спецвагонов (служебно-технического вагона) в пути следования и контролю устранения неисправностей спецвагонов (служебно-технического вагона) в пунктах технического обслуживания вагонных депо |
2.1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые проводником по сопровождению локомотивов в недействующем состоянии, проводником по сопровождению моторвагонного подвижного состава в недействующем состоянии, проводником по сопровождению пассажирских вагонов в недействующем состоянии, проводником по сопровождению груза и спецвагонов, проводником по сопровождению груза, проводником по сопровождению служебно-технического вагона в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 4.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
А/01.2 |
2 |
Выполнение работ по приемке (сдаче) локомотивов (моторвагонного подвижного состава) в недействующем состоянии |
А/02.2 |
2 |
Выполнение работ по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава) в недействующем состоянии |
В/01.2 |
2 |
Выполнение работ по приемке (сдаче) пассажирских вагонов в недействующем состоянии |
В/02.2 |
2 |
Выполнение работ по сопровождению пассажирских вагонов в недействующем состоянии |
С/01.2 |
2 |
Выполнение работ по приему груза |
С/02.2 |
2 |
Выполнение работ по сопровождению груза в пути следования |
D /01.2 |
2 |
Выполнение работ по сопровождению спецвагонов (служебно-технического вагона) в пути следования |
D /02.2 |
2 |
Выполнение работ по контролю устранения неисправностей спецвагонов (служебно-технического вагона) в пунктах технического обслуживания вагонных депо |
2.2. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 г. N 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов", профессиональный стандарт актуализирован Центром организации труда и проектирования экономических нормативов - филиалом ОАО "РЖД" с участием представителей работодателей, образовательных организаций.
Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
2.2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Профессиональная деятельность "Сопровождение локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми актами.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024);
2. Федеральный закон РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
3. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации";
4. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
5. Федеральный закон Государственной Думы РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры);
7. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 23.06.2022 N 250;
8. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденные приказом Минтранса России от 11.10.2021 N 339;
9. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозами на период до 2035 года";
другими нормативными документами, регулирующими выполнение работ по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования.
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области сопровождения локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования, специалисты в области управления, обучения и развития персонала.
Эксперты в рабочую группу выбирались, исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработки и применения профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми они должны обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать свою точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
2.2.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессионального стандарта в области сопровождения локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования;
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта;
3 этап: разработка проекта актуализированного профессионального стандарта;
4 этап: обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний;
5 этап: сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта;
6 этап: доработка и согласование проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными в ходе профессионально-общественного обсуждения замечаниями и предложениями;
7 этап: подготовка комплекта документов и представление информации о ходе актуализации проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещения проекта профессионального стандарта на сайте Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/act_17.088.pdf);
- проведения совещаний (собраний) с представителями работодателей железнодорожного транспорта, Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, научных организаций по общественному обсуждению проектов профессиональных стандартов.
В обсуждении проекта профессионального стандарта участвовали эксперты в количестве 181 чел.
Обсуждение проекта профессионального стандарта проходило путем проведения:
1) совещания с представителями Центра организации подготовки и развития рабочих (протокол от 06.03.2024 N ЦПК-17), 9 чел.;
2) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 6.03.2024 N 6), 34 чел.;
3) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 11.03.2024 N 25), 56 чел.;
4) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 13.03.2024 N 26), 40 чел.;
5) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (письмо от 25.03.2024 N СМ - 197 ФГУП "Крымская железная дорога");
6) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (письмо от 26.03.2024 N 657 /ОУП АО "Ямальская железнодорожная компания");
7) совещания Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (письмо по рассмотрению профессионального стандарта от 29.03.2024 N 398/3пр), 16 чел.;
8) заседание рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол заседания рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте от 12.04.2023 N 38/пр), 13 чел. Профессиональный стандарт Рабочей группой по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте одобрен;
9) заседание Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол заседания Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте от 22.04.2024 N 46), 13 чел. Профессиональный стандарт Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте одобрен.
Всего проведено 9 публичных мероприятий (Приложение 2).
Аппараты управления организаций железнодорожного транспорта расположены в Москве и охватывают все регионы Российской Федерации.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Профессиональный стандарт согласован с Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта актуализированного профессионального стандарта
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта актуализированного профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта
В результате проведения совещаний (собраний) с представителями работодателей железнодорожного транспорта, Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей по общественному обсуждению проектов профессиональных стандартов, поступило 25 замечаний.
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаний и предложений к проекту актуализированного профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 г. N 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провел доработку профессионального стандарта "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте актуализированного профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Директор Центра организации труда и |
М.Ю. Калашников |
(подпись) МП
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по сопровождению локомотивов
(моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов)
в недействующем состоянии, груза
и спецвагонов в пути следования"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
|
Актуализация профессионального стандарта | |||
1. |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД" |
город Москва |
|
Согласование профессионального стандарта | |||
1. |
Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей |
город Москва |
|
2. |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
город Москва |
|
3. |
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" |
город Москва |
|
4. |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (ФГУП "КЖД") |
Республика Крым |
|
5. |
Акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания" |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по сопровождению локомотивов
(моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов)
в недействующем состоянии, груза
и спецвагонов в пути следования"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования
|
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
1. |
Совещание с представителями Центра организации подготовки и развития рабочих |
06.03.2024 |
Центр передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения ОАО "РЖД", г. Москва |
9 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/06.03.2024_17.pdf |
2. |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
3. |
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс", г. Москва |
||||
4. |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
6.03.2024 |
Департамент управления персоналом ОАО "РЖД" |
34 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/06.03.2024_6.pdf |
5. |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
6. |
Центр организации подготовки и развития рабочих - структурное подразделение ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
7. |
Дирекция тяги - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
8. |
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
9. |
Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО "РЖД", г. Москва" |
||||
10. |
АО "Федеральная пассажирская компания" |
||||
11. |
Приложение к протоколу ЦКАДР |
6.03.2024 |
Департамент управления персоналом ОАО "РЖД" |
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/pr_06.03.2024_6.pdf |
12. |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
11.03.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте,г. Москва |
56 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/11.03.2024_25.pdf
|
13. |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
14. |
Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" г. Москва |
||||
15. |
Центральная дирекция инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" г. Москва |
||||
16. |
Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
17. |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
13.03.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте,г. Москва |
40 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/13.03.2024_26.pdf |
18. |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
19. |
Дирекция тяги - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
||||
20. |
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "РЖД", г. Москва" |
||||
21. |
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания", г. Москва |
||||
22. |
Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО "РЖД", г. Москва" |
||||
23. |
Совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
25.03.2024 |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (ФГУП "КЖД"), Республика Крым |
- |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/25.03.2024_197.pdf |
24. |
Совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
26.03.2024 |
Акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания" |
- |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/26.03.2024_657.pdf |
25. |
Совещание Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (письмо по рассмотрению профессионального стандарта N 398/3) |
29.03.2024 |
Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей, г. Москва |
16 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/29.03.2024_398.pdf |
26. |
Заседание рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол N 38/пр) |
12.04.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
13 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/12.04.2024_38.pdf |
27. |
Заседание Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол N 46) |
22.04.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
13 |
http://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/22_04_24_46.pdf
|
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по сопровождению локомотивов
(моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов)
в недействующем состоянии, груза
и спецвагонов в пути следования"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
1. |
Соловьев Б.В. |
Первый заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры |
Обобщенную трудовую функцию С разделить на две обобщенных трудовых функции С "Выполнение работ по приему и сопровождению груза в пути следования" и D "Выполнение работ по сопровождению спецвагонов (служебно-технического вагона) в пути следования и контролю устранения неисправностей спецвагонов (служебно-технического вагона) в пунктах технического обслуживания вагонных депо" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
2. |
Переименовать профессиональный стандарт и изложить в следующей редакции: "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
3. |
Наименование вида профессиональной деятельности сформулировать "Сопровождение локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
4. |
Наименование цели вида профессиональной деятельности сформулировать "Обеспечение сохранности и безопасного следования сопровождаемых локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
5. |
Горлевский Д.В. |
Заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры |
Из всех ОТФ раздела особые условия допуска исключить "Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров" |
Отклонено. Основание - локальные нормативные акты |
6. |
В ОТФ С для профессий проводник по сопровождению груза и спецвагонов и проводник по сопровождению груза разряд 2 заменить на разряд 3 |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
7. |
Хойхин Р.А. |
Начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры |
ТФ С/02.2 сформулировать "Выполнение работ по сопровождению груза в пути следования" |
Принято частично. Сформулировано "Выполнение работ по сопровождению груза в пути следования" |
8. |
По всему тексту фразу "вагонных депо" заменить фразой "вагонных участков" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
9. |
ОТФ С сформулировать "Выполнение работ по приему и сопровождению груза и спецвагонов в пути следования" |
Принято частично. Сформулировано "Выполнение работ по приему и сопровождению груза в пути следования" |
||
10. |
Колотов А.А. |
Начальник Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава |
Из ТФ А/02.2 трудового действия "Устранение неисправностей, угрожающих безопасности движения, в сопровождаемых локомотивах (моторвагонном подвижном составе) в недействующем состоянии собственными силами в пределах своей компетенции" удалить фразу "собственными силами" |
Принято. В проекте требования к опыту практической работы указывается прочерк |
11. |
Крутько А. А. |
Начальник службы эксплуатации Дирекции тяги |
В ТФ А/02.2 необходимые знания "Нормативно-технические и руководящие документы по сопровождению пересылаемых локомотивов (моторвагонного подвижного состава) в недействующем состоянии" добавить "в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
12. |
В ТФ В/02.2 необходимые знания "Нормативно-технические и руководящие документы по сопровождению пассажирских вагонов в недействующем состоянии" добавить "в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
13. |
ТФ А/01.2 дополнить необходимым знанием "Порядок приемки и сдачи локомотивов (моторвагонного подвижного состава) в недействующем состоянии" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
14. |
Кузнецов В.Н. |
Главный инженер проектно-конструкторского бюро управления вагонного хозяйства |
В ТФ А/01.2 трудовом действии "Сдача в пункте назначения по инвентарной описи и накладным внутреннего оборудования инструмента, съемного и несъемного инвентаря, запасных частей, смазочных материалов, сигнальных принадлежностей, технической и служебной документации после пересылки локомотивов (моторвагонного подвижного состава) в недействующем состоянии" после слова "оборудования" добавить слово "нового" |
Отклонено. Основание - нормативные акты |
15. |
Хадыев Н.З. |
Начальник дирекции по эксплуатации путевых машин управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры |
Из ТФ С/01.2 исключить необходимые умения "Крепить груз в соответствии с методиками размещения и крепления груза для перевозки его в вагонах", "Определять способ выполнения работ по техническому обслуживанию механических систем и устройств железнодорожной инфраструктуры" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
16. |
Другие характеристики ОТФ С дополнить "При выполнении работ по приему и сопровождению груза в пути следования - 3-й разряд" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
17. |
В ТФ С/01.2 исключить трудовое действие "Наблюдение за техническим состоянием вагона в пути следования" слово наблюдение заменить словом "контроль" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
18. |
Залива Д.В. |
Начальник управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры |
ТФ D/01.2 дополнить необходимым знанием "Порядок установки и снятия сигнальных знаков при ограждении спецвагонов (служебно-технического вагона) в случае вынужденной остановки поезда в пути следования" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
19. |
Чупахин Д.П. |
Главный инженер управления вагонного хозяйства управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры |
В ТФ С/01.2 необходимом умении "Подготавливать заявки в пункты технического осмотра вагонных депо на устранение неисправностей, обнаруженных в пути следования" слово "подготавливать" заменить "оформлять" |
Принято. Сформулировано "Оформлять заявки в пункты технического осмотра вагонных депо на устранение неисправностей спецвагонов (служебно-технического вагона), обнаруженных в пути следования" |
20. |
В ТФ С/02.2 необходимое знание "Устройство и правила эксплуатации приборов электроосвещения, водоснабжения, отопления, вентиляции, холодильного оборудования спецвагона в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" заменить на "Устройство и принцип действия сигнализации и автоматических средств охраны и связи в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" |
Принято. Основание - локальные нормативные акты |
||
21. |
Русаков А.Е. |
Заместитель начальника дирекции по эксплуатации путевых машин управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры |
В ТФ С/01.2 трудовом действии "Наблюдение за погрузкой груза в вагон" слово наблюдение заменить словом "контроль" |
Отклонено. Основание - локальные нормативные акты |
22. |
Из ТФ С/01.2 исключить трудовое действие "Наблюдение за выгрузкой груза из вагона при сдаче груза" |
Принято частично. Сформулировано "Наблюдение за погрузкой груза в вагон" |
||
23. |
ТФ С/01.2 сформулировать "Выполнение работ по приему и сопровождению груза в пути следования" |
Принято частично. Сформулировано "Выполнение работ по приему груза" |
||
24. |
ТФ С/01.2 дополнить необходимым умением "Взаимодействовать с клиентами при приемке (сдаче) груза" |
Отклонено. Основание - локальные нормативные акты |
||
25. |
ТФ С/01.2 дополнить необходимым умением "Пользоваться инструментом при выполнении работ по устранению неисправностей спецвагона в пути следования" |
Отклонено. Основание - локальные нормативные акты |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по сопровождению локомотивов
(моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов)
в недействующем состоянии, груза
и спецвагонов в пути следования"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования"
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии (должности) |
Проводник по сопровождению груза и спецвагонов Проводник по сопровождению груза Проводник по сопровождению служебно-технического вагона |
Область профессиональной деятельности |
Транспорт |
Наименование профессионального стандарта |
Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования |
Должность (профессия рабочего) |
Проводник по сопровождению груза и спецвагонов Проводник по сопровождению груза Проводник по сопровождению служебно-технического вагона |
ФГОС |
Нет |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
5111 - Проводники железнодорожного вагона, бортпроводники, стюарды |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
17336 - Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
§ 70 Проводник по сопровождению груза и спецвагонов (3-й разряд) |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
Особые условия допуска к профессии |
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Нет информации |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Выполнение операций по приему и сопровождению груза и спецвагонов в пути следования, контролю устранения неисправностей в пунктах технического обслуживания вагонных депо
При выполнении работ по сопровождению спецвагонов в пути следования - 3-й разряд |
Профессиональное образование и обучение |
Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих |
Сфера применения профессии |
Железнодорожный транспорт |
Родственные профессии |
Проводник по сопровождению локомотивов в недействующем состоянии Проводник по сопровождению моторвагонного подвижного состава в недействующем состоянии Проводник по сопровождению пассажирских вагонов в недействующем состоянии |
Возможности получения образования |
Можно получить в образовательных организациях профессионального обучения |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в организации железнодорожного транспорта различных форм собственности. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
|
42595 |
максимальная - |
48742 |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессии проводника по сопровождению груза и спецвагонов, проводника по сопровождению груза и проводника по сопровождению служебно-технического вагона останутся востребованными в долгосрочной перспективе. Функции их являются важными в процессе выполнения работ по приему и сопровождению груза и спецвагонов в пути следования, контролю устранения неисправностей в пунктах технического обслуживания вагонных депо При прохождении соответствующих программ подготовки проводник по сопровождению груза и спецвагонов, проводник по сопровождению груза и проводник по сопровождению служебно-технического вагона может стать помощником машиниста железнодорожного подвижного состава |
Ключевые слова |
Наблюдение, проверка, ограждение, в пути следования, подача заявок, прием груза, сохранность груза, спецвагон |
Приложение 5
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Работник по сопровождению локомотивов
(моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов)
в недействующем состоянии, груза
и спецвагонов в пути следования"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
Изменено и сформулировано "Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" |
Раздел I профессионального стандарта |
2 |
Наименование ВПД |
Изменено и сформулировано "Сопровождение локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" |
3 |
Цель ВПД |
Изменена и сформулирована "Обеспечение сохранности и безопасного следования сопровождаемых локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования" |
4 |
Сведения по ОКЗ |
Не изменены |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
Не изменены |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
Добавлены ОТФ С "Выполнение работ по приему и сопровождению груза и спецвагонов в пути следования" и D "Выполнение работ по сопровождению спецвагонов (служебно-технического вагона) в пути следования и контролю устранения неисправностей спецвагонов (служебно-технического вагона) в пунктах технического обслуживания вагонных депо" |
7 |
Трудовые функции |
Добавлены ТФ: С/01.2 "Выполнение работ по приему груза"; С/02.2 "Выполнение работ по сопровождению груза в пути следования"; D /01.2 "Выполнение работ по сопровождению спецвагонов (служебно-технического вагона) в пути следования"; D /02.2 "Выполнение работ по контролю устранения неисправностей спецвагонов (служебно-технического вагона) в пунктах технического обслуживания вагонных депо" |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Сформулированы в ОТФ С и D: Проводник по сопровождению груза и спецвагонов Проводник по сопровождению груза Проводник по сопровождению служебно-технического вагона |
9 |
Требования к образованию и обучению |
Сформулированы в ОТФ С и D: "Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих" |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Не изменены |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Сформулированы в ОТФ С и D: "Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров" |
12 |
Другие характеристики |
Сформулированы в ОТФ С и D: При выполнении работ по сопровождению спецвагонов в пути следования - 3-й разряд |
13 |
Дополнительные характеристики |
Сформулированы в ОТФ С и D: ОКЗ 5111 Проводники железнодорожного вагона, бортпроводники, стюарды |
ЕТКС § 70 Проводник по сопровождению груза и спецвагонов (3-й разряд) | ||
ОКПДТР 17336 Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов | ||
14 |
Трудовые функции: - трудовые действия; - необходимые умения; - необходимые знания |
Во всех трудовых функциях - перечень трудовых действий не расширен - требования к необходимым умениям изменены - требования к необходимым знаниям изменены |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", ЦОТЭН ОАО "РЖД", город Москва |
16 |
Организации-разработчики |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.