Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда"
(подготовлен Минтрудом России 22.05.2024 г.)
Проект профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда" (далее - профессиональный стандарт) разработан на основе результатов анализа состояния вида профессиональной деятельности, перспектив его развития, а также нормативной, методической и технологической документации.
Актуализируемый профессиональный стандарт был разработан в 2019 году (приказ Минтруда от 21 сентября 2020 г. N 628н).
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Уведомление об актуализации проекта профессионального стандарта размещено на сайте "Профессиональные стандарты"
(https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=125449).
Актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений в соответствии с предложениями, поступившими от Дирекции скоростных сообщений - филиала ОАО "РЖД", результатами мониторинга практики применения профессионального стандарта. Результаты анализа практики применения профессионального стандарта показали необходимость внесения следующих изменений.
В разделе I произведена корректировка наименования профессионального стандарта и вида профессиональной деятельности, а также основной цели вида профессиональной деятельности (внесены дополнения в части организации и совершенствования (развития) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования).
Раздел II дополнен обобщенной трудовой функцией, описывающей трудовые действия администратора туристского поезда "Организация и совершенствование (развитие) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования".
В разделе III вновь описана обобщенная трудовая функция "Организация и совершенствование (развитие) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования", произведена корректировка описания трудовых действий, уточнены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям.
Во всем профессиональном стандарте исправлены терминологические ошибки и неточности. Вся терминология приведена в соответствие с требованиями нормативной документации.
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1 Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Профессиональный стандарт "Специалист пассажирского (туристского) поезда" актуализирован на основании предложений Дирекции скоростных сообщений - филиала ОАО "РЖД" о внесении обобщенной трудовой функции по организации и совершенствованию (развитию) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования. Кроме того, потребность в актуализации профессионального стандарта обусловлена происходящими организационными и технологическими изменениями в структуре холдинга "РЖД", направленными на повышение производительности труда на рабочих местах и эффективности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Анализ вида профессиональной деятельности "Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда" и перспектив его развития показал наличие следующих тенденций:
повышение качества предоставляемых под брендом "РЖД" туристических услуг, обеспечение конкурентоспособности на туристическом рынке, комплексный клиентоориентированный подход к обслуживанию, качеству услуг и сервисов, предоставляемых пассажирам туристских поездов, а также формированию туристических услуг и туристических продуктов;
- осуществление контроля качества оказания услуг перевозчиком и туроператорами, общение с туристами, разрешение конфликтных и/или иных спорных ситуаций, консультационная помощь туристам по вопросам, связанным с их перевозкой, сбор информации для дальнейшего совершенствования и развития услуг;
- осуществление железнодорожной или мультимодальной перевозки, а также предоставление дополнительных сервисных и туристических услуг, направленных на непрерывное удовлетворение потребностей туристов на протяжении всей поездки;
- совершенствование технического состояния пассажирского (туристского) поезда в пути следования за счет применения электронных средств контроля технического состояния пассажирского поезда;
- улучшение качества обслуживания пассажиров и повышение уровня комфорта для пассажиров за счет расширения перечня предоставляемых услуг в поездах при безусловном обеспечении безопасности движения.
2.1.1 Значение для железнодорожного транспорта, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение описываемой области профессиональной деятельности для экономического развития железнодорожного транспорта определяется значимостью должностей, охваченных данным видом профессиональной деятельности. В современных условиях, характеризующихся существенным увеличением спроса на услуги пассажирских перевозок, большое внимание уделяется повышению безопасного проезда и качества обслуживания пассажиров в пассажирских поездах, а также уровня профессионального мастерства руководящего состава.
В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые администраторами туристского поезда и начальниками пассажирского поезда в процессе работы. Общая численность работников, занятых в описываемом виде профессиональной деятельности, составляет более 2 тыс. чел.
Анализ федеральных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ высшего образования, а также перспектив его развития показал, что работники, трудовые функции и действия которых описываются в профессиональном стандарте, являются основной производственной группой работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанной с потребителем услуг железнодорожного транспорта.
Профессиональную деятельность администраторов туристского поезда и начальников пассажирского поезда можно охарактеризовать, как контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда.
На современном этапе развития железнодорожного транспорта должности администратор туристского поезда и начальник пассажирского поезда являются перспективными.
Данный профессиональный стандарт является многофункциональным нормативным документом, описывающим область профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 6-му квалификационному уровню, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт актуализирован также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
При актуализации профессионального стандарта принималось во внимание наличие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности (вид экономической деятельности), в которой применим профессиональный стандарт "Специалист пассажирского (туристского) поезда", приведена в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Виды экономической деятельности |
49.10.1 |
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в междугородном сообщении |
49.10.2 |
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в международном сообщении |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: Обеспечение безаварийной и надежной работы оборудования пассажирского поезда и высокого уровня обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
организация и совершенствование (развитие) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования;
контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пассажирском поезде, кроме фирменного поезда (поезда международного сообщения);
контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в фирменном пассажирском поезде (поезде международного сообщения).
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций, тарификация профессий, отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);
процедуры стандартизации и унификации в рамках видов экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований профессий, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
оценка квалификаций граждан;
формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, образовательных стандартов высшего образования, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Специалист пассажирского (туристского) поезда" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче;
определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
обеспечение профессионального роста персонала;
поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Специалист пассажирского (туристского) поезда" является основой для работника в следующих направлениях:
определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
эффективное функционирование на предприятии;
обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Специалист пассажирского (туристского) поезда" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального и высшего образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований к профессиональной деятельности администраторов туристского поезда и начальников пассажирского поезда ОТФ отнесены к 6-му уровню квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
А |
Организация и совершенствование (развитие) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования |
6 |
Осуществляют самостоятельную деятельность, предполагающую определение задач собственной работы и подчиненных работников по достижению цели, обеспечивают взаимодействие сотрудников и смежных подразделений, несут ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения, умеют контролировать, оценивать и корректировать текущие ситуации, требующие принятия технологических или методических решений, применяют профессиональные знания технологического или методического характера, в том числе инновационных, самостоятельно анализируют и оценивают профессиональную информацию |
В |
Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пассажирском поезде, кроме фирменного поезда (поезда международного сообщения) |
6 |
|
С |
Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в фирменном пассажирском поезде (поезде международного сообщения) |
6 |
2.1.3 Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые администраторами туристского поезда и начальниками пассажирского поезда в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
А/01.6 |
6 |
Организация деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования |
А/02.6 |
6 |
Совершенствование (развитие) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования |
В/01.6 |
6 |
Контроль приемки (сдачи) пассажирского поезда, кроме фирменного поезда (поезда международного сообщения), в пункте формирования и оборота |
В/02.6 |
6 |
Контроль технического состояния пассажирского поезда, кроме фирменного поезда (поезда международного сообщения), в пути следования |
В/03.6 |
6 |
Организация обслуживания пассажиров в пассажирском поезде, кроме фирменного поезда (поезда международного сообщения), в пути следования |
С/01.6 |
6 |
Контроль приемки (сдачи) фирменного поезда (поезда международного сообщения) в пункте формирования и оборота |
С/02.6 |
6 |
Контроль технического состояния фирменного поезда (поезда международного сообщения) в пути следования |
С/03.6 |
6 |
Организация обслуживания пассажиров в фирменном поезде (поезде международного сообщения) в пути следования |
С/04.6 |
6 |
Организация взаимодействия поездной бригады поезда международного сообщения с пограничными и таможенными службами, работниками иностранных железных дорог в пути следования, в пункте оборота |
2.2. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2023 г. N 580, профессиональный стандарт "Начальник пассажирского поезда" актуализирован Центром организации труда и проектирования экономических нормативов - филиалом ОАО "РЖД" с участием представителей работодателей, образовательных организаций высшего образования. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
2.2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Профессиональная деятельность администраторов туристского поезда и начальников пассажирского поезда регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024);
2. Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278), действует до 1 апреля 2027 г.; приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206), действует до 1 апреля 2027 г.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2464 "О Порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда";
4. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации";
5. Федеральный закон Государственной Думы РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
6. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 17.02.2023 N 26-ФЗ);
7. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозами на период до 2035 года";
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р "Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте" (в ред. от 04.07.2019 N 1460-р);
9. Приказ Минтранса РФ от 23.06.2022 N 250 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации";
10. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (в ред. от 24.10.2022 N 1885);
11. Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 N 810 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (в ред. от 27.08.2022 N 1501);
12. Приказ Минтранса РФ от 11.10.2021г. N 339 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов";
13. Приказ Минтранса РФ от 05.08.2008 N 120 "Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом" (в ред. от 07.02.2017 N 36);
14. Приказ Минтранса РФ от 05.09.2022 N 352 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом";
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 30 "Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры";
16. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 482 "Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2019 N 1935);
17. Порядок организации и обеспечения безопасности перевозок организованных групп детей по инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 22.02.2023 N 416/р;
18. Порядок организации туристских перевозок в холдинге ОАО "РЖД", утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 18.08.2023 N 2105/р;
19. Инструкция начальника пассажирского поезда международного сообщения, утвержденная на16-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту 13.09.1996 (в ред. утв. протокола 79-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 20.11.2023);
20. Типовая инструкция организации вождения поездов и по выполнению маневровой работы машинистами без помощников машиниста "в одно лицо", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 11.01.2016 N 4р;
21. другими нормативными документами, регулирующими обеспечение безаварийной и надежной работы оборудования пассажирского поезда и высокого уровня обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда.
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки и актуализации профессиональных стандартов, специалисты в области организации обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта, руководители и специалисты Дирекции скоростных сообщений - филиала ОАО "РЖД", АО "Федеральная пассажирская компания", специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались, исходя из следующих требований:
требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
Трудовой кодекс Российской Федерации в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку (актуализацию) и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки (актуализации) и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми они должны обладать;
зарубежную и отечественную практику разработки (актуализации) профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях актуализации профессионального стандарта;
взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
оформления документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
эффективной коммуникации с использованием современных средств связи (ИКТ);
подготовки и представления презентационных материалов.
2.2.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области контроля технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда;
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта "Начальник пассажирского поезда";
3 этап: разработка проекта актуализированного профессионального стандарта "Работник по организации обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта";
4 этап: профессионально-общественное обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
размещения проекта профессионального стандарта на сайте Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (далее - СПКЖДТ) (https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/act_17.042.pdf);
проведения совещаний (собраний) с представителями работодателей железнодорожного транспорта, Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, научных организаций по общественному обсуждению проектов профессиональных стандартов;
В обсуждении проекта профессионального стандарта участвовали эксперты в количестве 192 чел.
Обсуждение проекта профессионального стандарта проходило путем проведения:
1. совещания работников Российской открытой академии транспорта (РОАТ РУТ) (протокол от 04.03.2024 N 1), 9 чел.;
2. совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 06.03.2024 N 6), 35 чел.;
3. совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 11.03.2024 N 25), 55 чел.;
4. совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 13.03.2024 N 26), 41 чел.;
5. совещания работников Института экономики и финансов Российского университета транспорта (РУТ МИИТ) (протокол от 14.03.2024 N 29), 10 чел.;
6. совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (письмо от 25.03.2024 N 197 ФГУП "Крымская железная дорога");
7. совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (письмо от 26.03.2024 N 657 АО "Ямальская железнодорожная компания");
8. совещания Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (письмо по рассмотрению профессионального стандарта от 29.03.2024 N 398/3), 16 чел.;
9. заседания рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол заседания рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте от 12.04.2024 N 38/пр), 13 чел. Профессиональный стандарт Рабочей группой по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте одобрен;
10. заседания Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол заседания Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте от 22.04.2024 N 46), 13 чел. Профессиональный стандарт Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте одобрен.
Всего проведено 10 публичных мероприятий. Аппараты управления организаций железнодорожного транспорта расположены в Москве и охватывают все регионы Российской Федерации.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта актуализированного профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: работники организаций и специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта
Центром организации труда и проектирования экономических нормативов - филиалом ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", проведена доработка профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
Трудовые функции, включенные в профессиональный стандарт, особо регулируемые законодательством, а именно:
Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
"Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2022 N 250.
В связи с этим, проект профессионального стандарта согласован:
Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта,
Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда" представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Директор Центра организации труда и |
М.Ю.Калашников |
(подпись) МП
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Актуализация профессионального стандарта | ||
1. |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД" |
г. Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
г. Москва |
2. |
Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей |
г. Москва |
3. |
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" |
г. Москва |
4. |
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" |
г. Москва |
5. |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (ФГУП "КЖД") |
Республика Крым |
6. |
Акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания" |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
N п.п. |
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
1.
|
Совещание по рассмотрению проектов профессиональных стандартов
|
04.03.2024
|
Российская открытая академия транспорта Московского государственного университета путей сообщения, г. Москва |
9
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/04.01.2024_1.pdf
|
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс", г. Москва | |||||
2. |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта
|
06.03.2021 |
Департамент управления персоналом ОАО "РЖД", г. Москва |
35 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/06.03.2024_6.pdf https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/pr_06.03.2024_6.pdf |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекции тяги - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
АО "Федеральная пассажирская компания", г. Москва | |||||
3.
|
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта
|
11.03.2024
|
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте,г. Москва |
55 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/11.03.2024_25.pdf |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД, г. Москва | |||||
4.
|
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта
|
13.03.2024
|
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте,г. Москва |
41 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/13.03.2024_26.pdf |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекции тяги - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
АО "Федеральная пассажирская компания", г. Москва | |||||
5. |
Совещание по рассмотрению проектов профессиональных стандартов |
14.03.2024 |
Российский университет транспорта, г. Москва |
10 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/14.03.2024_29.pdf |
6. |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
25.03.2024 |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (ФГУП "КЖД"), Республика Крым |
- |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/25.03.2024_197.pdf |
7. |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
26.03.2024 |
АО "Ямальская железнодорожная компания" Ямало-Ненецкий автономный округ |
- |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/26.03.2024_657.pdf |
8 |
Совещание Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей |
29.03.2024 |
Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей, г. Москва |
16 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/29.03.2024_398.pdf |
9. |
Заседание рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
12.04.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
13 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/12.04.2024_38.pdf |
10. |
Заседание Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
22.04.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
13 |
http://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/22_04_24_46.pdf |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда" и к описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1. |
Сондык А.Б. Малашенкова Т.А. Новиков М.В, Митина Т.В.
|
АО "Федеральная пассажирская компания" Начальник управления обслуживания пассажиров Начальник центра развития персонала Заместитель начальника центра развития персонала - начальник отдела организации и обеспечения учебного процесса Заместитель начальника отдела организации и обеспечения учебного процесса |
Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций. "Возможные наименования должностей, профессий" изложить в редакции "Менеджер туристического поезда" |
Отклонено Установлено в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (ред. от 27.03.2018). Наименование должности "администратор туристского поезда" согласовано Департаментом пассажирских сообщений (письмо от 12.01.2024 N 233 прилагается) |
2. |
Требования к опыту практической работы изложить в редакции "Не менее одного года в сфере обслуживания (пассажирские перевозки, туризм)" |
Принято Требования к опыту практической работы изложены в следующей редакции "Не менее одного года в сфере обслуживания (пассажирские перевозки, туризм)" |
||
3. |
Рассмотреть замену наименования базовой группы, должности (профессии) или специальности (базовой группы "Специалисты в области техники, не входящие в другие группы") ввиду того, специалитет менеджера туристического поезда не связан с техникой, а связан напрямую с коммуникацией с пассажирами и туристами |
Отклонено В подгруппе занятий: "Специалисты в области науки и техники" виду профессиональной деятельности, осуществляемому администратором туристского поезда, наиболее соответствует начальная группа занятий "Специалисты в области техники, не входящие в другие группы" |
||
4. |
Скорректировать трудовое действие "Информирование пассажиров туристского поезда о правилах проезда и провоза ручной клади и багажа в туристском поезде" и изложить в редакции "Дополнительное информирование пассажиров туристского поезда о правилах проезда и провоза ручной клади и багажа в туристском поезде" ввиду того, что информирование пассажиров о правилах проезда и провоза ручной клади и багажа в туристском поезде входит в обязанности начальника пассажирского поезда |
Принято частично Трудовое действие исключено |
||
5. |
Скорректировать необходимые умения: "Принимать решения в нестандартных ситуациях при сопровождении туристского поезда в пути следования" изложить в редакции "Принимать решения в нестандартных ситуациях при сопровождении туристского поезда в пути следования в рамках своих компетенций". "Принимать решения при возникновении конфликтных ситуаций в туристском поезде в пути следования" изложить в редакции "Принимать решения при возникновении конфликтных ситуаций в туристском поезде в пути следования в рамках своих компетенций (нарушение анимационной программы, нарушение туристской программы)" |
Принято Необходимые умения изложены в следующей редакции "Принимать решения в нестандартных ситуациях при сопровождении туристского поезда в пути его следования в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами"; "Принимать решения при возникновении конфликтных ситуаций в туристском поезде в пути его следования в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами" |
||
6. |
Необходимые знания: Рассмотреть возможность исключения пункта "Виды и формы проездных и перевозочных документов для проезда пассажиров в туристском поезде", ввиду того, что в обязанности менеджера туристского поезда не включены функции проверки данных документов у пассажиров поезда |
Принято Необходимое знание исключено |
||
7. |
Костромичев М.В. Максимова Л.П. Нечаева Н.А.
|
Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО "РЖД" Начальник службы по обслуживанию пассажиров Начальник отдела управления трудовыми ресурсами и организационной структурой Ведущий инженер по организации и нормированию труда отдела управления трудовыми ресурсами и организационной структурой |
По всему тексту профессионального стандарта исправить формулировку "туристический поезд" на "туристский" в соответствии с ФЗ от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" |
Принято По всему тексту ПС формулировки изменены |
8. |
В ТФ А/01.6 исключить трудовое действие "Оказание содействия пассажирам туристского поезда при разрешении конфликтных и/или спорных ситуаций" |
Принято Трудовое действие исключено |
||
9. |
ТФ А/01.6 дополнить трудовым действием "Участие в урегулировании конфликтных и/или спорных ситуаций, возникающих между пассажирами туристского поезда" |
Принято Трудовое действие изложено в следующей редакции "Урегулирование конфликтных и/или спорных ситуаций, возникающих между пассажирами туристского поезда в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами" |
||
10. |
В ТФ А/01.6 скорректировать необходимое умение "Оказывать первую доврачебную помощь пассажирам туристского поезда в пути следования" |
Принято Необходимое умение изложено в следующей редакции "Оказывать первую помощь пострадавшим пассажирам туристского поезда в пути следования" |
||
11. |
Тихомиров А.Н. Сазонова Е.Л.
|
Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО "РЖД" Первый заместитель начальника департамента Главный специалист отдела организации и нормирования труда
|
Скорректировать наименование профессионального стандарта с учетом дополнения ОТФ "Организация и совершенствование (развитие) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования" |
Принято Наименование профессионального стандарта изложено в следующей редакции "Специалист пассажирского (туристского) поезда", также скорректированы вид профессиональной деятельности и цель вида профессиональной деятельности профессионального стандарта |
12. |
ТФ А/01.6 дополнить ТД "Разработка анимационных программ в зависимости от цели назначения туристского поезда" и НУ "Разрабатывать анимационные программы туристского поезда"; "Разыскивать в различных информационных источниках информацию для разработки программ туристского поезда" |
В соответствии с Порядком организации туристских перевозок в холдинге "РЖД", администратор туристского поезда не занимается разработкой анимационных программ. п. 4.13. "Перевозчик совместно с туроператорами согласовывает работу аниматоров (анимационные программы) с Департаментом пассажирских перевозок, основываясь на предпочтениях потенциального потребителя туристских услуг и целевой аудитории. п. 4.17. Администратор туристского поезда вправе оперативно вносить корректировки в продолжительность анимационной программы и ее содержание, в зависимости от обстановки внутри туристского поезда и эмоционального состояния туристов. п. 4.18. При наличии утвержденной анимационной программы в туристском поезде, анимационный персонал допускается включать в состав поездной бригады. п. 4.19. В пути следования туристского поезда аниматор подчиняется администратору поезда и начальнику поезда (в отношении техники безопасности и правил нахождения в составе поезде). |
||
13. |
В ТФ А/01.6 скорректировать ТД и изложить в следующей редакции "Организация работы аниматоров, экскурсоводов с корректировкой содержания анимационной программы в зависимости от ситуации и эмоционального состояния пассажиров" |
Отклонено В соответствии с Порядком организации туристских перевозок в холдинге "РЖД", экскурсовод не подчиняется администратору туристского поезда. п. 4.21. При посещении якорных туристских мест (главное место притяжения в туристском поездке) обязательно наличие гида(ов). п. 5.15. Туристскому оператору необходимо обеспечить привлечение профессиональных и харизматичных гидов, способных на эмоциональном уровне заинтересовать туристов экскурсионной программой и сохранить их внимание на протяжении всего туристского маршрута |
||
14. |
В ТФ А/01.6 скорректировать ТД и изложить в следующей редакции "Информирование пассажиров туристского поезда о времени прибытия (высадки), отправления (посадки), продолжительности стоянки туристского поезда на железнодорожной станции, погоде в местах их пребывания по маршруту программы, туристских программах и культурных мероприятиях во время стоянки поезда, культурных особенностях народов и запретах (при наличии таковых), действующих в регионах их пребывания" |
Принято Трудовое действие изложено в следующей редакции "Информирование пассажиров туристского поезда о времени прибытия (высадки), отправления (посадки), продолжительности стоянки туристского поезда на железнодорожной станции, погоде в местах их пребывания по маршруту программы, туристских программах и культурных мероприятиях во время стоянки поезда, культурных особенностях народов и запретах (при наличии таковых), действующих в регионах их пребывания" |
||
15. |
В ТФ А/01.6 скорректировать ТД и изложить в следующей редакции "Оказание содействия пассажирам туристского поезда при разрешении конфликтных и/или спорных ситуаций, вопросов, связанных с туристскими программами во время движения и стоянок поезда" |
Принято Трудовое действие изложено в следующей редакции "Оказание содействия пассажирам туристского поезда при разрешении конфликтных и/или спорных ситуаций, вопросов, связанных с туристскими программами в пути следования и во время стоянок туристского поезда" |
||
16. |
В ТФ А/01.6 исключить следующие ТД: "Информирование пассажиров туристского поезда о правилах проезда и провоза ручной клади и багажа в туристском поезде";
"Информирование начальника пассажирского поезда о случаях недомогания (признаках заболевания) у пассажиров туристского поезда в пути следования, препятствующих их дальнейшей поездке";
"Информирование причастных работников о случаях возникновения конфликтных ситуаций (совершения противоправных действий, нарушения общественного порядка) пассажирами туристского поезда" |
Отклонено В соответствии с Порядком организации туристских перевозок в холдинге "РЖД", администратор туристского поезда взаимодействует с причастными работниками и пассажирами туристского поезда в различных ситуациях. п. 8.8. В случае возникновения недомогания и/или признаков заболевания у туриста в пути следования, препятствующих его дальнейшей поездке, работник поездной бригады незамедлительно информирует об этом начальника поезда; п. 18.5. В случае возникновения недомогания и/или признаков заболевания у пассажира (туриста) при нахождении на объекте или в пути следования, препятствующих его дальнейшей поездке, дежурный персонал объекта пассажирской (вокзальной) инфраструктуры во взаимодействии с начальником туристского поезда вызывает бригаду скорой медицинской помощи; п. 8.11. В случае возникновения конфликтных ситуаций или совершения противоправных действий железнодорожными туристами, нарушений общественного порядка (в том числе курение в поезде), работник поездной бригады должен незамедлительно проинформировать начальника туристского поезда, работников ПТБ и/или сотрудников Линейного отдела Министерства внутренних дел (при сопровождении им поезда) для принятия мер к нарушителям согласно законодательству Российской Федерации; п. 18.6. В случае возникновения конфликтных ситуаций или совершения противоправных действий пассажирами (туристами), нарушений общественного порядка (в том числе курение на объекте), дежурный персонал должен незамедлительно проинформировать инспекторов ПТБ и/или сотрудников Линейного отдела Министерства внутренних дел для принятия мер к нарушителям согласно законодательству Российской Федерации, с помощью телефонных средств связи по номерам ЛО МВД. При невозможности дозвониться по номеру телефона ЛО МВД, дежурный персонал должен воспользоваться единым номером "112"; п. 14.25 В случае возникновения претензий и жалоб от туристов, административный персонал выполняет урегулирование конфликтной ситуаций, по принципу "клиент всегда прав", привлекает администратора туристского поезда для урегулирования всех вопросов, связанных с облуживанием пассажиров в вагоне-ресторане/вагоне-бистро, вагоне-баре. ТД "Информирование пассажиров туристского поезда о правилах проезда и провоза ручной клади и багажа в туристском поезде" исключено. |
||
17. |
ТФ А/01.6 дополнить НЗ: "История, география, природные и зоологические особенности мест по маршруту движения туристского поезда"; "Специфические знания по программе туристского поезда" |
Принято ТФ А/01.6 и А/02.6 дополнены НЗ "Особенности субъекта Российской Федерации (географические, историко-культурные, экономические и туристские) по маршруту следования туристского поезда" |
||
18. |
Лашин М.А.
|
Первый заместитель руководителя Департамента социального партнерства, труда и заработной платы РОСПРОФЖЕЛ |
Дополнить профессиональный стандарт трудовыми действиями и необходимыми умениями "Принятие действий в экстремальных, чрезвычайных ситуациях, при угрозе террористических актов, захвате заложников". |
Отклонено В проекте профессионального стандарта указаны трудовые действия, необходимые умения и знания: ТФ В/01.6, С/01.6 ТД "Проведение инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, транспортной безопасности, антитеррористической деятельности, санитарным нормам и правилам с работниками поездной бригады пассажирского поезда_" ТФ В/03.6 "Контроль выполнения поездной бригадой работ по эвакуации пассажиров при возникновении нештатных ситуаций в пути следования пассажирского поезда, кроме фирменного поезда (поезда международного сообщения)" ТФ А/01.6 НУ "Принимать решения в нестандартных ситуациях при сопровождении туристского поезда в пути его следования в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами"; ТФ В/02.6, С/02.6, С/03.6 НУ "Принимать решения при возникновении нештатной (конфликтной) ситуации в пассажирском поезде_"; ТФ А/01.6 НЗ "Нормативно-технические и руководящие документы по организации обслуживания пассажиров в туристском поезде, в части, необходимой для выполнения трудовых функций в пути следования" и далее по тексту ПС |
19. |
Исключить из Трудовых действий 3.1.1. Администратор туристского поезда "Урегулирование конфликтных и/или спорных ситуаций, возникающих между пассажирами туристского поезда в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами", так как работник должен "Проинформировать причастных работников о случаях возникновения конфликтных ситуаций (совершения противоправных действий, нарушения общественного порядка) пассажирами туристского поезда", а причастные должны разрешить конфликтные ситуации |
Отклонено Трудовое действие изложено на основании Порядка организации туристских перевозок в холдинге "РЖД" от 18.08.2023 N 2105/р администратор туристского поезда - ответственный представитель перевозчика, сопровождающий туристский поезд, в обязанности которого входит осуществление контроля качества оказания услуг перевозчиком и туроператорами на всех этапах обслуживания _, разрешение конфликтных и/или иных спорных ситуаций, консультационная помощь туристам по вопросам, связанным с их перевозкой, сбор информации для дальнейшего совершенствования и развития услуг, владеющий иностранным (английским) языком на разговорном уровне (если в числе туристов есть граждане иностранных государств, за исключением стран СНГ) |
||
20. |
Исключить уровни (подуровни) квалификации, так как данные работники являются категорией персонала руководители и специалисты, а не рабочие. |
Отклонено Уровни (подуровни) квалификации не являются тарифными разрядами рабочих, устанавливаются на основании приказа Минтруда от 12.04.2013г. N 148н |
||
Замечания и предложения к описанию профессий | ||||
- |
- |
- |
- |
- |
Приложение 4-1
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда"
Форма описания (актуализация описания) профессии/специальности, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту "Специалист пассажирского (туристского) поезда", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание |
Наименование профессии |
Специалист пассажирского (туристского) поезда |
Область профессиональной деятельности |
Железнодорожный транспорт |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист пассажирского (туристского) поезда |
Должность |
Администратор туристского поезда |
ФГОС |
ВО бакалавриат 23.03.01 Технология транспортных процессов |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
- |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
- |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
2149 Специалисты в области техники, не входящие в другие группы |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
- |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и/или ЕТКС |
- |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
Особые условия допуска к профессии |
- |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги |
- |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Организация и совершенствование (развитие) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования |
Профессиональное образование и обучение |
Высшее образование - бакалавриат |
Сфера применения профессии |
В организациях железнодорожного транспорта различных форм собственности |
Родственные профессии |
Гид/экскурсовод |
Возможности получения образования |
Образование по должности "Администратор туристского поезда" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в организации железнодорожного транспорта различных форм собственности. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
90000 |
максимальная - |
120000 |
Востребованность, перспективы развития профессии |
Должность "Администратор туристского поезда" останется востребованной в долгосрочной перспективе. Должность "Администратор туристского поезда" развивается в пассажирском комплексе. На сегодняшний день это перспективная профессия, участвующая в организации деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования и совершенствованию (развитию) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров. С приобретением образования, опыта и квалификации администратор туристского поезда может построить карьеру до начальника пассажирского поезда |
Ключевые слова |
Туристский поезд, туристские перевозки, туристские перевозки, пассажирский вагон, обслуживание пассажиров |
Приложение 4-2
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда"
Форма описания (актуализация описания) профессии/специальности, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту "Специалист пассажирского (туристского) поезда", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание |
Наименование профессии |
Специалист пассажирского (туристского) поезда |
Область профессиональной деятельности |
Железнодорожный транспорт |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист пассажирского (туристского) поезда |
Должность |
Начальник пассажирского поезда |
ФГОС |
ВО бакалавриат 23.03.01 Технология транспортных процессов |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
- |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
- |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
1325 Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
24807 Начальник поезда (восстановительного, пассажирского, рефрижераторного и др.) |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и/или ЕТКС |
- |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
Особые условия допуска к профессии |
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги |
- |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда |
Профессиональное образование и обучение |
Высшее образование - бакалавриат |
Сфера применения профессии |
В организациях железнодорожного транспорта различных форм собственности |
Родственные профессии |
Начальник резерва проводников |
Возможности получения образования |
Образование по должности "Начальник пассажирского поезда" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в организации железнодорожного транспорта различных форм собственности. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
40000 |
максимальная - |
120000 |
Востребованность, перспективы развития профессии |
Должность "Начальник пассажирского поезда" останется востребованной в долгосрочной перспективе. Должность "Начальник пассажирского поезда" имеет широкое распространение на железнодорожном транспорте в пассажирских перевозках. На сегодняшний день это востребованная и перспективная профессия, участвующая в обеспечении безопасного проезда пассажиров железнодорожным транспортом. С приобретением опыта и квалификации, начальник пассажирского поезда может построить карьеру до заместителя/начальника резерва проводников, начальника депо. |
Ключевые слова |
Пассажирский поезд, пассажирский вагон, обслуживание пассажиров, поезд дальнего следования, международные пассажирские перевозки |
Приложение 5
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Специалист пассажирского (туристского) поезда"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
Изменено наименование на "Специалист пассажирского (туристского) поезда" |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
Изменено наименование на "Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда" |
3 |
Цель ВПД |
Изменено наименование на "Обеспечение безаварийной и надежной работы оборудования пассажирского поезда и высокого уровня обслуживания пассажиров в пути следования пассажирского (туристского) поезда" |
4 |
Сведения по ОКЗ |
Добавлен код ОКЗ: 2149 Специалисты в области техники, не входящие в другие группы |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
Не изменены |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
Изменено наименование ОТФ А "Организация и совершенствование (развитие) деятельности по туристскому обслуживанию пассажиров туристского поезда в пути следования" Изменено наименование ОТФ В "Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в пассажирском поезде, кроме фирменного поезда (поезда международного сообщения)" Дополнена ОТФ С "Контроль технического состояния пассажирского поезда и организация обслуживания пассажиров в фирменном пассажирском поезде (поезде международного сообщения)" |
7 |
Трудовые функции |
Изменены наименования ТФ: A/01.6, A/02.6, B/01.6, B/02.6, В/03.6 Дополнены наименования ТФ: C/01.6, C/02.6, С/03.6, С/04.6 |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Изменены в ОТФ: A, B Дополнен в ОТФ С |
9 |
Требования к образованию и обучению |
Дополнены ОТФ С |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Изменены в ОТФ: A, B Дополнены в ОТФ: С |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Исключены в ОТФ: A Дополнены в ОТФ: С |
12 |
Другие характеристики |
Изменены в ОТФ: A, B Дополнены в ОТФ: С |
13 |
Дополнительные характеристики |
Изменены в ОТФ: A, B Дополнены в ОТФ: С |
14 |
Трудовые функции: трудовые действия; необходимые умения; необходимые знания |
Изменены в ТФ: A/01.6, A/02.6, B/01.6, B/02.6, В/03.6 Дополнены в ТФ: C/01.6, C/02.6, С/03.6, С/04.6 - расширен перечень трудовых действий - требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями - требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", ЦОТЭН ОАО "РЖД", город Москва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.