Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения"
(подготовлен Минтрудом России 22.05.2024 г.)
Профессиональный стандарт "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" актуализирован на основе результатов анализа состояния вида профессиональной деятельности, перспектив его развития, а также нормативной, методической и технологической документации.
Актуализируемый профессиональный стандарт "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" был разработан в 2021 году (приказ Минтруда России от 16 марта 2022 г. N 131н).
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Уведомление об актуализации проекта профессионального стандарта размещено на сайте "Профессиональные стандарты" https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=125448.
Актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью изменения требований к уровню образования и опыту практической работы инструкторов по безопасности движения на железнодорожной станции, а также дополнения трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями в части управления рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда, применения инструментов бережливого производства. Результаты анализа практики применения профессионального стандарта и организационной структуры в области руководства производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управления рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции показали необходимость внесения следующих изменений:
В разделе II формулировки обобщенной трудовой функции В и трудовых функций дополнены отличительными "маркерами" вида профессиональной деятельности.
В разделе III изменены требования к уровню образования и опыту практической работы, необходимые для реализации обобщенной трудовой функции В, произведена корректировка описания трудовых действий, уточнены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям, а также обобщенная трудовая функция В дополнена трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями в части управления рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда. Все обобщенные трудовые функции дополнены необходимыми умениями и знаниями в части применения инструментов бережливого производства.
Во всем профессиональном стандарте исправлены терминологические ошибки и неточности. Вся терминология приведена в соответствие с требованиями нормативной документации.
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1 Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Проект актуализируемого профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" актуализирован в связи с изменением организационной структуры и происходящими технологическими изменениями в холдинге "РЖД", направленными на управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда, применение инструментов бережливого производства.
Анализ вида профессиональной деятельности "Руководство производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции" и перспективы его развития показал наличие следующих тенденций:
совершенствование структуры организации и управления рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожных станциях ОАО "РЖД";
научно-технологическое развитие железнодорожной отрасли, использование инновационных, современных методов управления рисками и снижение потерь времени на передачу информации и повышение безопасности движения поездов;
совершенствование модели управления движением на полигонах железных дорог;
организация движения поездов с применением энергосберегающих технологий;
профессиональное и личностное развитие работников в целях современного подхода к управленческой деятельности;
повышение эффективности управления трудовыми ресурсами.
2.1.1 Значение для железнодорожного транспорта, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение описываемой области профессиональной деятельности для экономического развития железнодорожного транспорта определяется значимостью должностей, охваченных данным видом профессиональной деятельности. В современных условиях, характеризующихся существенным увеличением спроса на услуги грузовых и пассажирских перевозок, большое внимание уделяется обеспечению безопасности движения и качества работы по предупреждению возникновения рисков транспортных происшествий, а также уровню профессионального мастерства работников и их руководителей.
В этой связи повышается роль работников, занимающихся вопросами обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожных станциях, расположенных на закрепленном участке железнодорожного транспорта.
В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые начальником железнодорожной станции, инструктором по безопасности движения на железнодорожной станции.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ профессионального образования, а также перспектив его развития показал, что работники, трудовые функции и действия которых описываются в профессиональном стандарте, входят в состав основной производственной группы работников железнодорожного транспорта. Задачей работников данной должности является организация работы железнодорожной станции по выполнению графика движения поездов, обеспечению безопасности движения и охраны труда, сохранности перевозимого груза и подвижного состава с минимальными затратами и эффективным использованием технических средств. Численность работников, занятых в описываемом виде профессиональной деятельности, составляет свыше 4 тыс. чел.
Данный профессиональный стандарт является многофункциональным нормативным документом, описывающим область профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций 6-го и 7-го квалификационного уровня, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт актуализирован также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работников.
При актуализации данного профессионального стандарта принималось во внимание наличие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности), в которых применим профессиональный стандарт "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения", приведена в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Виды экономической деятельности |
49.10 |
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки |
49.20 |
Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки |
49.31.1 |
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении |
52.21.1 |
Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом |
52.24 |
Транспортная обработка грузов |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является организация работы железнодорожной станции по выполнению графика движения поездов, обеспечению безопасности движения и охраны труда, сохранности перевозимого груза и подвижного состава с минимальными затратами и эффективным использованием технических средств.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- руководство производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции V, IV и III классов;
- оценка рисков и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта
- руководство производственно-хозяйственной деятельностью железнодорожной станции II, I классов и внеклассной.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций, отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках видов экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе высшего образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Руководство производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Руководство производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований к профессиональной деятельности начальника железнодорожной станции на разъезде, начальника железнодорожной станции на обгонном пункте, начальника железнодорожной станции на путевом посту, начальника железнодорожной станции V класса, начальника железнодорожной станции IV класса, начальника железнодорожной станции III класса, инструктора по безопасности движения на железнодорожной станции, начальника железнодорожной станции II класса, начальника железнодорожной станции I класса, начальника внеклассной железнодорожной станции, ОТФ отнесены к 6-му и 7-му уровню квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
А |
Руководство производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции V, IV и III классов |
6 |
Осуществляют самостоятельную деятельность, предполагающую определение задач собственной работы и подчиненных работников по достижению цели, обеспечивают взаимодействие сотрудников и смежных подразделений, несут ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения, умеют контролировать, оценивать и корректировать текущие ситуации, требующие принятия технологических или методических решений, применяют профессиональные знания технологического или методического характера, в том числе инновационных, самостоятельно анализируют и оценивают профессиональную информацию |
В |
Оценка рисков и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожных станциях, расположенных на закрепленном участке железнодорожного транспорта |
||
C |
Руководство производственно-хозяйственной деятельностью железнодорожной станции II, I классов и внеклассной |
7 |
Определяют стратегию, управляют процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций (подразделений), несут ответственность за результаты их деятельности, решают задачи развития области профессиональной деятельности и организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных, занимаются разработкой новых методов и технологий. Понимают методологические основы профессиональной деятельности и создают новые знания прикладного характера, определяют источники и информацию, необходимую для развития области профессиональной деятельности и организации |
2.1.3 Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые начальником железнодорожной станции на разъезде, начальником железнодорожной станции на обгонном пункте, начальником железнодорожной станции на путевом посту, начальником железнодорожной станции V класса, начальником железнодорожной станции IV класса, начальником железнодорожной станции III класса, инструктором по безопасности движения на железнодорожной станции, начальником железнодорожной станции II класса, начальником железнодорожной станции I класса, начальником внеклассной железнодорожной станции, в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
А/01.6 |
6 |
Организация эксплуатационной работы на разъезде, обгонном пункте, путевом посту, железнодорожной станции V, IV и III классов |
А/02.6 |
6 |
Организация грузовой и коммерческой деятельности в сфере грузовых перевозок на железнодорожной станции V, IV и III классов |
А/03.6 |
6 |
Разработка нормативно-технической документации на разъезде, обгонном пункте, путевом посту, железнодорожной станции V, IV и III классов |
А/04.6 |
6 |
Управление трудовыми ресурсами разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции V, IV и III классов |
B/01.6 |
6 |
Оценка соответствия производственных процессов на закрепленном участке железнодорожного транспорта локальным нормативным актам |
B/02.6 |
6 |
Определение мер управляющего воздействия на риски возникновения нарушений безопасности движения и охраны труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта |
B/03.6 |
6 |
Проведение профилактической работы по вопросам обеспечения безопасности движения и охраны труда с работниками железнодорожных станций на закрепленном участке железнодорожного транспорта |
B/04.6 |
6 |
Проведение оперативных мероприятий по обеспечению безопасности движения и охраны труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта |
C/01.7 |
7 |
Организация эксплуатационной работы на железнодорожной станции II, I классов и внеклассной |
C/02.7 |
7 |
Организация грузовой и коммерческой деятельности в сфере грузовых перевозок на железнодорожной станции II, I классов и внеклассной |
C/03.7 |
7 |
Руководство разработкой нормативно-технической документации железнодорожной станции II, I классов и внеклассной |
C/04.7 |
7 |
Управление трудовыми ресурсами железнодорожной станции II, I классов и внеклассной |
2.2. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 г. N 580, профессиональный стандарт "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" актуализирован Центром организации труда и проектирования экономических нормативов - филиалом ОАО "РЖД" с участием представителей работодателей, образовательных организаций высшего образования. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
2.2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Профессиональная деятельность начальника железнодорожной станции на разъезде, начальника железнодорожной станции на обгонном пункте, начальника железнодорожной станции на путевом посту, начальника железнодорожной станции V класса, начальника железнодорожной станции IV класса, начальника железнодорожной станции III класса, инструктора по безопасности движения на железнодорожной станции, начальника железнодорожной станции II класса, начальника железнодорожной станции I класса, начальника внеклассной железнодорожной станции регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 30.01.2024);
2. Приказ Минтранса России от 11.10.2021 N 339 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов";
3. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" (в ред. от 13.06.2023 N 221-ФЗ);
4. Федеральный закон Государственной Думы РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в ред. от 19.10.2023 N 503-ФЗ);
5. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2023 N 685-ФЗ);
6. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозами на период до 2035 года";
7. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р (ред. от 04.07.2019) "Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте"
8. Приказ Минтранса РФ от 23.06.2022 N 250 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2022 N 69324);
9. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (ред. от 30.12.2022) "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда";
10. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
11. Постановление Правительства РФ от 22.09.2023 N 1550 "Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
12. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.2003 N ЦМ-943 (с изм. от 23.10.2017);
13. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15 (ред. от 20.11.2023);
14. Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.05.2011 N 1186р (ред. от 05.03.2020) "Об утверждении Положения о железнодорожной станции";
15. Распоряжение ОАО "РЖД" от 12.01.2024 N 49/р "Об утверждении Положения об инструкторе по безопасности движения на железнодорожной станции центра организации работы железнодорожных станций";
другими нормативными документами, регулирующими выполнение работ по руководству производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции.
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов. В ее состав были включены специалисты в области разработки и актуализации профессиональных стандартов, специалисты в области руководства производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управления рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались, исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс Российской Федерации в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку (актуализацию) и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки (актуализации) и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми они должны обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки (актуализации) профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях актуализации профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформления документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективной коммуникации с использованием современных средств связи (ИКТ);
- подготовки и представления презентационных материалов.
2.2.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области руководства производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции;
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения";
3 этап: разработка проекта актуализированного профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения";
4 этап: профессионально-общественное обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещения проекта профессионального стандарта на сайте Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (далее - СПКЖДТ) (https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/act_17.041.pdf);
- проведения совещаний (собраний) с представителями работодателей железнодорожного транспорта, Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, научных организаций по общественному обсуждению проектов профессиональных стандартов;
В обсуждении проекта профессионального стандарта участвовали эксперты в количестве 191 чел.
Обсуждение проекта профессионального стандарта проходило путем проведения:
1) совещания работников Российской открытой академии транспорта (РОАТ МИИТ) (протокол от 04.03.2024 N 1), 9 чел;
2) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол 06.03.2024 N 6), 34 чел.;
3) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 11.03.2024 N 25), 56 чел.;
4) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (протокол от 13.03.2024 N 26), 40 чел.;
5) совещания работников Института экономики и финансов Российского университета транспорта (РУТ МИИТ) (выписка из протокола от 14.03.2024 N 29), 10 чел.;
6) совещания Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (письмо по рассмотрению профессионального стандарта от 21.03.2024 N 362/3пр), 16 чел.;
7) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (письмо от 25.03.2024 N СМ - 197 ФГУП "Крымская железная дорога");
8) совещания с представителями работодателей железнодорожного транспорта (письмо от 26.03.2024 N 657 /ОУП АО "Ямальская железнодорожная компания");
9) заседания рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол заседания рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте от 12.04.2024 N 38/пр), 13 чел. Профессиональный стандарт Рабочей группой по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте одобрен;
10) заседания Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте (протокол заседания Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте от 22.04.2024 N 46), 13 чел. Профессиональный стандарт Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте одобрен.
Всего проведено 10 публичных мероприятий. Аппараты управления организаций железнодорожного транспорта расположены в Москве и охватывают все регионы Российской Федерации.
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта актуализированного профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: работники организаций и специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта
Центром организации труда и проектирования экономических нормативов - филиалом ОАО "РЖД" в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 N 580 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", проведена доработка проекта профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
Трудовые функции, включенные в профессиональный стандарт, особо регулируемые законодательством, а именно:
Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
"Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2022 N 250.
В связи с этим, проект профессионального стандарта согласован:
Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта,
Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Директор Центра организации труда и |
М.Ю. Калашников |
(подпись) МП
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по организации работы железнодорожной станции
и обеспечению безопасности движения"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к разработке и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Актуализация профессионального стандарта | ||
1. |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД" |
город Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
2. |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
город Москва |
3. |
Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей |
Все субъекты Российской Федерации |
4. |
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" |
Все субъекты Российской Федерации |
5. |
Акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания" |
Ямало-Ненецкий автономный округ Российской Федерации |
6. |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (ФГУП "КЖД") |
Республика Крым |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по организации работы железнодорожной станции
и обеспечению безопасности движения"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
N п.п. |
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
1 |
Совещание по рассмотрению проектов профессиональных стандартов |
04.03.2024 |
Российская открытая академия транспорта Российского Университета транспорта, г. Москва |
9 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/04.01.2024_1.pdf |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта "Желдортранс", г. Москва | |||||
2 |
Совещание по рассмотрению проектов профессиональных стандартов |
06.03.2024 |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва |
34 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/06.03.2024_6.pdf https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/pr_06.03.2024_6.pdf |
Центр организации подготовки и развития рабочих, г.Москва | |||||
Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция тяги - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
АО "Федеральная пассажирская компания", г. Москва | |||||
Центральная дирекция инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Департамента управления персоналом ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция управления движением - филиала ОАО "РЖД" | |||||
3 |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
11.03.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
56 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/11.03.2024_25.pdf |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция управления движением - филиала ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция по эксплуатации путевых машин Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
4 |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
13.03.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
40 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/13.03.2024_26.pdf |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Дирекция тяги - филиала ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД", г. Москва | |||||
АО "Федеральная пассажирская компания", г. Москва | |||||
5 |
Совещание по рассмотрению проектов профессиональных стандартов |
14.03.2024 |
Российский университет транспорта, г. Москва |
10 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/14.03.2024_29.pdf |
6 |
Совещание Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей |
21.03.2024 |
Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей, г. Москва |
16 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/03/21.03.2024_362_3.pdf |
7 |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
25.03.2024 |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (ФГУП "КЖД"), Республика Крым |
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/25.03.2024_197.pdf |
8 |
Совещание с представителями работодателей железнодорожного транспорта |
26.03.2024 |
АО "Ямальская железнодорожная компания" Ямало-Ненецкий автономный округ |
|
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/26.03.2024_657.pdf |
9 |
Заседание рабочей группы по разработке и экспертизе профессиональных стандартов Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
12.04.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
13 |
https://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/12.04.2024_38.pdf |
10 |
Заседание Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
22.04.2024 |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, г. Москва |
13 |
http://spk.ooorzd.ru/wp-content/uploads/2024/04/22_04_24_46.pdf |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по организации работы железнодорожной станции
и обеспечению безопасности движения"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" и к описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1 |
Сазонова Елена Леонидовна |
Главный специалист Департамента по организации, оплате и мотивации труда |
ТФ А/01.6 НЗ "Технология бережливого производства" Документ подтверждающий, что это технология |
ПС дополнен указанным необходимым знанием в соответствии с поручением ЦЗТ 1. Концепция применения технологий бережливого производства в ОАО "РЖД", утвержденная от 28 июня 2010 г. N 11250 2. СТК РЖД 1.05.002-2010. Применение технологий бережливого производства при организации производственных и технологических процессов ремонта и эксплуатации технических средств. Основные положения. |
2 |
ТФ А/03.6. Разработка нормативно-технической документации на разъезде, обгонном пункте, путевом посту, железнодорожной станции V, IV и III классов. Что относится к такой документации на разъезде, посту, обгонном пункте? |
К нормативно-технической документации на разъезде, обгонном пункте, путевом посту относятся техническо-распорядительный акт, технологическая карта (технологический процесс) |
||
3 |
ТФ В/01.6 Оценка соответствия производственных процессов на закрепленном участке железнодорожного транспорта локальным нормативным актам. А не на закрепленном участке не будет работать? А если надо будет работать на другом участке? |
В соответствии с требованиями п. 31 распоряжения ОАО "РЖД" от 12.01.2024 N 49/р "Об утверждении Положения об инструкторе по безопасности движения на железнодорожной станции центра организации работы железнодорожных станций" закрепление за одним ДНЧ двух и более участков не допускается. В соответствии с п. 30 при отсутствии ДНЧ на участке более 5 рабочих дней выполнение его обязанностей возлагается приказом начальника ДЦС (для КЛН дирекции управления движением - начальника дирекции) на работника, состоящего в резерве на замещение должности ДНЧ, при невозможности - на начальника (заместителя начальника или главного инженера) железнодорожной станции, обладающего достаточным практическим опытом, после прохождения собеседования у ДЦСРБ (для КЛН дирекции управления движением - у ДРБ) |
||
4 |
ТФ В/01.6 НЗ Пользоваться формами и методами оценки навыков и уровня знаний локальных нормативных актов и технической документации работников закрепленного участка железнодорожного транспорта. Исключить - это едино для всех |
Принято. Изложено в следующей редакции: "Пользоваться формами и методами оценки навыков и уровня знаний локальных нормативных актов и технической документации работников" |
||
5 |
ТФ В/01.6 НЗ Проводить факторный анализ рисков нарушений безопасности движения и расчет предиктивного показателя интегрального риска нарушений безопасности движения. Какой документ это регламентирует? |
Пункт. 27 распоряжения ОАО "РЖД" от 12.01.2024 N 49/р "Об утверждении Положения об инструкторе по безопасности движения на железнодорожной станции центра организации работы железнодорожных станций" |
||
6 |
ТФ В/01.6 НЗ Техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы чего? на закрепленном участке железнодорожного транспорта На участке много станций и у каждой ТРА |
Принято. Изложено в следующей редакции: "Техническо-распорядительные акты и технологические процесс работы железнодорожных станций на закрепленном участке железнодорожного транспорта" |
||
7 |
ТФ В/03.6 ТД Проведение в составе комиссии аттестации работников на закрепленном участке железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов и маневровой работой, на знание нормативных правовых и локальных нормативных актов в части, регламентирующей выполнение трудовых функций. Аттестация проводится для работников, связанных с движением поездов и маневровой работой. |
Абзац 6 пункта 26 распоряжения ОАО "РЖД" от 12.01.2024 N 49/р "Об утверждении Положения об инструкторе по безопасности движения на железнодорожной станции центра организации работы железнодорожных станций" изложен в следующей редакции: проведение аттестации работников, связанных с движением поездов и маневровой работой, на знание ПТЭ (в составе аттестационной комиссии ДЦС, для Калининградской дирекции управления движением - аттестационной комиссии дирекции) |
||
8 |
ТФ В/03.6, В/04.6 НЗ "Требования к обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ" дополнить фразой "и маневровой работы" |
НЗ сформулировано в соответствии с: ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения (введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2019 N 748-ст) ГОСТ 33896-2016. Межгосударственный стандарт. Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов. Требования безопасности и методы контроля (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2017 N 235-ст) |
||
9 |
ТФ В/03.6, В/04.6 НЗ "Требования к обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ" дополнить фразой "и маневровой работы" |
НЗ сформулировано в соответствии с: ГОСТ 34530-2019. Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения (введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2019 N 748-ст) ГОСТ 33896-2016. Межгосударственный стандарт. Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов. Требования безопасности и методы контроля (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2017 N 235-ст) |
||
10 |
ТФ В/04.6 ТД Проведение расследования несчастных случаев на производстве. Станция не производство |
Сформулировано в соответствии со ст. 6 ТК РФ, ст. 214 ТК РФ, Приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве" |
||
11 |
ТФ В/04.6 НЗ Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев, связанных с производством, на железнодорожном транспорте ? |
|||
12 |
ТФ С/01.7 ТД Организация технологического взаимодействия подразделений, обеспечивающих деятельность железнодорожной станции II, I классов и внеклассной, по выполнению технологического процесса чего (кого)? |
Принято. Изложено в следующей редакции: "Организация технологического взаимодействия подразделений, обеспечивающих деятельность железнодорожной станции II, I классов и внеклассной, по выполнению поездной и грузовой работы в соответствии с планом |
||
13 |
ТФ С/02.7 НУ "Применять методические рекомендации по изучению затрат рабочего времени". К какому действию это относится, надо дописать действие |
НУ "Применять методические рекомендации по изучению затрат рабочего времени" относится к ТД "Организация грузовой работы на железнодорожной станции II, I классов и внеклассной" |
||
14 |
ТФ С/03.7 ТД Определение источников информации для разработки дополнений к нормативно-технической документации железнодорожной станции II, I классов и внеклассной. А что их определять в данном случае? Надо использовать |
Прежде чем, дать задание по сбору информации начальник железнодорожной станции должен определить какими источниками информации пользоваться для разработки дополнений к нормативно-технической документации железнодорожной станции. |
||
15 |
ТФ С/03.7 К какому действию относится НУ "Применять методические рекомендации по изучению затрат рабочего времени". |
НУ "Применять методические рекомендации по изучению затрат рабочего времени" относится к ТД "Руководство разработкой техническо-распорядительного акта и технологического процесса работы железнодорожной станции II, I классов и внеклассной" |
||
16 |
ТФ С/03.7 ТД "Контроль качества разработанной нормативно-технической документации железнодорожной станции II, I классов и внеклассной", ТД "Контроль своевременной подготовки изменений в нормативно-техническую документацию железнодорожной станции II, I классов и внеклассной". С учетом затрат рабочего времени |
Для выполнения ТД "Контроль качества разработанной нормативно-технической документации железнодорожной станции II, I классов и внеклассной", "Контроль своевременной подготовки изменений в нормативно-техническую документацию железнодорожной станции II, I классов и внеклассной" необходимо уметь "Оценивать актуальность вносимых изменений в нормативно-техническую документацию железнодорожной станции II, I классов и внеклассной" и знать "Технологический процесс (технологическая карта) работы железнодорожной станции II, I классов и внеклассной", "Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции II, I классов и внеклассной", "Показатели и технические нормы эксплуатационной работы железнодорожной станции II, I классов и внеклассной". |
||
17 |
Кокшин Александр Владимирович |
Ведущий инженер отдел технического аудита Центральной дирекции управления движением |
ОТФ В изменить уровень квалификации с 6 на 7 |
Отклонено Уровень квалификации соответствует требованиям приказа Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" |
18 |
В НУ В/03.6 Методы анализа деятельности железнодорожных станций закрепленного участка железнодорожного транспорта исключить "закрепленного участка" |
Принято |
||
19 |
В НУ В/03.6 Правила проведения аудитов по вопросам обеспечения безопасности движения и выполнения требований охраны труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта исключить "закрепленном участке" |
Принято |
||
20 |
В НУ В/03.6 Правила проведения аттестации работников на закрепленном участке железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов и маневровой работой исключить "закрепленном участке" |
Принято |
||
21 |
В ТФ В/04.6 Проведение расследования несчастных случаев на производстве дополнить "на закрепленном участке железнодорожного транспорта" |
Принято |
||
22 |
В НУ В/04.6 Пользоваться формами и методами установления причинно-следственных связей по выявленным несоответствиям в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта исключить "на закрепленном участке" |
Принято |
||
23 |
В НЗ В/04.6 Нормативно-технические и руководящие документы по безопасности движения и охране труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта исключить "на закрепленном участке" |
Принято |
||
24 |
Лубягова Наталия Юрьевна |
Ведущий специалист по управлению персоналом Центральной дирекции управления движением |
В ОТФ А, ОТФ В дополнить требования к образованию и обучению - "или Высшее образование - магистратура, специалитет" |
Принято |
25 |
В ОТФ А, ОТФ В дополнить ОКСО для магистратуры и специалитета |
Принято |
||
26 |
Райзер Роман Владимирович |
Заместитель начальника Центральной дирекции управления движением (по безопасности движения) |
В НЗ В/03.6 "Методы анализа деятельности железнодорожных станций закрепленного участка железнодорожного транспорта" исключить "закрепленного участка" |
Принято |
27 |
В НЗ В/03.6 "Правила проведения аудитов по вопросам обеспечения безопасности движения и выполнения требований охраны труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта" исключить "закрепленного участка" |
Принято |
||
28 |
В НЗ В/03.6 "Правила проведения аттестации работников на закрепленном участке железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов и маневровой работой" исключить "закрепленного участка" |
Принято |
||
29 |
В НУ В/04.6 "Пользоваться формами и методами установления причинно-следственных связей по выявленным несоответствиям в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта" исключить "закрепленного участка" |
Принято |
||
30 |
В НЗ В/04.6 "Нормативно-технические и руководящие документы по безопасности движения и охране труда на закрепленном участке железнодорожного транспорта" исключить "закрепленного участка" |
Принято |
||
31 |
Кашичкина Татьяна Сергеевна |
Ведущий специалист по охране труда отдела охраны труда Центральной дирекции управления движением |
Из ОТФ А, В, С исключить особые условия допуска к работе в части прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров |
Принято |
32 |
В ТФ В/04.6 исключить ТД "Проведение расследования несчастных случаев на производстве" |
Принято |
||
33 |
Кучинский Андрей Николаевич |
Начальник отдела безопасности движения поездов Центральной дирекции управления движением |
В ТФ А/01.6 ТД "Оперативное планирование поездной работы на разъезде, обгонном пункте, путевом посту, железнодорожной станции V, IV и III классов" дополнить словом "маневровой" |
Принято Оперативное планирование поездной и маневровой работы на разъезде, обгонном пункте, путевом посту, железнодорожной станции V, IV и III классов |
34 |
В ТФ С/01.7, С/02.7, С/03.7, С/04.7 из НЗ "Технологический процесс (технологическая карта) работы железнодорожной станции II, I классов и внеклассной" исключить фразу "(технологическая карта)" |
Принято |
||
35 |
Шовковая Любовь Николаевна |
Начальник отдела охраны труда Центральной дирекции управления движением |
В ТФ А/01.6 исключить ТД "Приготовление маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта централизованного управления стрелками и сигналами на разъезде, обгонном пункте, путевом посту, железнодорожной станции V, IV и III классов при нарушениях и сбоях в работе" |
Частично принято Изложено в следующей редакции: "Приготовление маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений стрелками и сигналами на разъезде, обгонном пункте, путевом посту, железнодорожной станции V, IV и III классов при нарушениях и сбоях в работе" |
36 |
В ТФ А/01.6, А/02.6, А/03.6, А/04.6, В/01.6, С/01.7, С/02.7, С/03.7, С/04.7 НУ "Применять методику организации и поддержания порядка на рабочих местах, устанавливающую требования по повышению качества и производительности труда, снижению потерь рабочего времени, созданию безопасных условий труда работников железнодорожного транспорта (далее - система 5С)" изложить в следующей редакции: "Применять инструменты системы менеджмента качества" |
Частично принято Изложено в следующей редакции: "Применять методику организации и поддержания порядка на рабочих местах, устанавливающую требования по повышению качества и производительности труда, снижению потерь рабочего времени, созданию безопасных условий труда работников железнодорожного транспорта" |
||
37 |
В ТФ А/01.6, А/02.6, А/03.6, А/04.6 НЗ "Технология бережливого производства" изложить в следующей редакции: "Система менеджмента качества" |
Отклонено ПС дополнен указанным НЗ в соответствии с поручением ЦЗТ на основе локальных нормативных актов: 1. Концепция применения технологий бережливого производства в ОАО "РЖД", утвержденная от 28 июня 2010 г. N 11250 2. СТК РЖД 1.05.002-2010. Применение технологий бережливого производства при организации производственных и технологических процессов ремонта и эксплуатации технических средств. Основные положения. |
||
38 |
В ТФ А/01.6, С/01.7 исключить НЗ "Правила применения средств индивидуальной защиты в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" |
Принято |
||
39 |
Во всех ОТФ НЗ "Правила и нормы деловой этики" изложить в следующей редакции "Правила и нормы делового общения" |
Отклонено Сформулировано на основании распоряжения ОАО "РЖД" от 18.07.2023 N 1792/р "О Кодексе деловой этики открытого акционерного общества "Российские железные дороги" |
||
40 |
В ТФ А/01.6, А/03.6, А/04.6, В/01.6, В/02.6, В/03.6, В/04.6, С/01.7, С/03.7, С/04.7 из НЗ "Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" исключить фразу "общего пользования" |
Отклонено Сформулировано в соответствии с приказом Минтранса России от 11.10.2021 N 339 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" |
||
41 |
В ТФА/01.6, А/02/6, В/01.6 из НЗ "Требования охраны труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, гражданской обороны в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" исключить слово "электробезопасности" |
Принято |
||
42 |
В ТФ А/02.6 НЗ "Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" изложить в следующей редакции: "Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связанных с грузовой и коммерческой деятельности в сфере грузовых перевозок, в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" |
Отклонено Сформулировано в соответствии с приказом Минтранса России от 11.10.2021 N 339 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" |
||
43 |
В ТФ В/01.6, В/02.6, В/03.6, В/04.6 НЗ "Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев, связанных с производством, на железнодорожном транспорте" изложить в следующей редакции "Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, микроповреждений, граждан травмированных на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта" |
Принято частично Предлагается изложить в следующей редакции: "Порядок расследования и учета несчастных случаев и микроповреждений на производстве, граждан травмированных на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта" |
||
44 |
ТФ В/03.6 дополнить ТД "Участие в разработке нормативной технической и технологической документации железнодорожных станций на закрепленном участке железнодорожного транспорта" |
Принято частично В соответствии с рекомендациями Минтруда России не допускается применение в профессиональных стандартах неопределенных существительных, таких как "участие", "использование", "владение" и т.д. Предлагается изложить в следующей редакции: "Разработка нормативной технической и технологической документации железнодорожных станций на закрепленном участке железнодорожного транспорта в составе рабочей группы" |
||
45 |
В ТФ С/01.7 исключить ТД: "Подготовка маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта централизованного управления стрелками и сигналами на железнодорожной станции II, I классов и внеклассной при нарушениях и сбоях в работе с принятием мер" |
Частично принято Изложено в следующей редакции: "Подготовка маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений стрелками и сигналами на железнодорожной станции II, I классов и внеклассной при нарушениях и сбоях в работе с принятием мер" |
||
46 |
В ТФ С/02.7 исключить ТД "Проведение проверки размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах на железнодорожной станции II, I классов и внеклассной" |
Частично принято Изложено в следующей редакции: "Организация проведения проверки размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах на железнодорожной станции II, I классов и внеклассной" |
||
47 |
Есин Сергей Владимирович |
Начальник отдела безопасности движения Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций |
В ТФ А/01.6 из НЗ "Правила технической эксплуатации железных дорог в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" исключить фразу "в части, регламентирующей выполнение трудовых функций" |
Отклонено Начальник железнодорожной станции должен иметь только те знания, которые необходимы для выполнения осуществляемой профессиональной деятельности. Кроме того, на данной формулировке настаивает Роспрофжел |
48 |
Ютяев Юрий Николаевич |
Заместитель начальника отдела разработки технологии работы станций Центральной дирекции управления движением |
В ТФ А/03.6 ТД "Внесение изменений в нормативно-техническую документацию подразделений, расположенных в границах разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции V, IV и III классов, в автоматизированной системе" изложить в следующей редакции "Внесение предложений о корректировке нормативно-технической документации подразделений, расположенных в границах разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции V, IV и III классов" |
Принято частично Начальник железнодорожной станции руководит производственно-хозяйственной деятельностью железнодорожной станции, поэтому предлагается изложить в следующей редакции: "Внесение изменений в нормативно-техническую документацию разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции V, IV и III классов, в т.ч. автоматизированной системе" |
49 |
Наговицин Александр Геннадьевич |
Председатель Дорпрофжел Дальневосточная ж.д. |
В ПС "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" обобщённая трудовая функция "Оценка рисков и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожных станциях, расположенных на закрепленном участке железнодорожного транспорта" предусматривает наименование должности "Инструктор по безопасности движения на железнодорожной станции". В настоящее время данный функционал выполняет ревизор (движения). Переименование должности ведет к изменениям в штатном расписании с последующей процедурой уведомления работников в порядке ст. 72 ТК РФ, а также возможна потеря некоторых преференций, действующих в настоящее время до внесения изменений в соответствующие документы. |
Отклонено В соответствии с подпунктом б) пункта 4 протокола совещания ОАО "РЖД" от 12-13 марта 2020 г. N ШШ-12/пр "Развитие системы управления на инфраструктуре ОАО "РЖД" специалистами Центральной дирекции управления движением был актуализирован профессиональный стандарт "Начальник железнодорожной станции" (приказ Минтруда России от 16 марта 2022 г. N 131н) с включением ОТФ для инструктора по безопасности движения поездов. В рамках принятых на сессии стратегических направлений в области безопасности движения, а также с учетом нового профессионального стандарта в Центральной дирекции разработано и утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 12 января 2024 г. N 49р Положение об инструкторе по безопасности движения на железнодорожной станции центра организации работы железнодорожных станций. В настоящее время проводится работа по внесению в штатное расписание должности "Инструктор по безопасности движения на железнодорожной станции" |
50 |
В ПС "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения" обобщённая трудовая функция "Оценка рисков и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожных станциях, расположенных на закрепленном участке железнодорожного транспорта" ужесточены требования к опыту: не менее одного года в должности начальника станции". |
Отклонено Требования к опыту работу внесены на основании распоряжения ОАО "РЖД" от 12.01.2024 N 49/р "Об утверждении Положения об инструкторе по безопасности движения на железнодорожной станции центра организации работы железнодорожной станции" |
||
|
Замечания и предложения к описанию профессий |
|||
|
- |
- |
- |
- |
Приложение 4-1
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист по организации работы
железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Начальник железнодорожной станции |
Область профессиональной деятельности |
Железнодорожный транспорт |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения |
Должность (профессия рабочего) |
Начальник железнодорожной станции |
ФГОС |
23.02.01 Организация перевозок и управления на транспорте (по видам); 23.03.01 Технология транспортных процессов; 23.04.01 Технология транспортных процессов; 38.04.01 Экономика; 23.05.04 Эксплуатация железных дорог. |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
1325 Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
24973 Начальник станции (на транспорте и в связи) |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Нет |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
Особые условия допуска к профессии |
Нет |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Нет |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Руководство производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции |
Профессиональное образование и обучение |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - магистратура, специалитет |
Сфера применения профессии |
Организации железнодорожного транспорта различных форм собственности |
Родственные профессии |
Дежурный по железнодорожной станции Дежурный по парку железнодорожной станции Начальник железнодорожного вокзала |
Возможности получения образования |
Образование по профессии "Начальник железнодорожной станции" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях среднего и высшего образования, и организациях дополнительного профессионального образования |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в организации железнодорожного транспорта различных форм собственности. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
30 000 |
максимальная - |
180 000 |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Начальник железнодорожной станции" останется востребованной в долгосрочной перспективе. Профессия "Начальник железнодорожной станции" имеет широкое распространение на железнодорожном транспорте. На сегодняшний день это востребованная и перспективная профессия, участвующая в руководстве производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции V, IV, III, II, I классов и внеклассной. С приобретением опыта и квалификации начальник железнодорожной станции может стать начальником отдела, главным инженером, заместителем начальника или начальником Центра организации работы железнодорожной станции |
Ключевые слова |
Железнодорожная станция, движение поездов, локомотивов, вагонов, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, вагонный парк, график движения поездов, формирование поездов, маршруты движения поездов |
Приложение 4-2
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист по организации работы
железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Инструктор по безопасности движения на железнодорожной станции |
Область профессиональной деятельности |
Железнодорожный транспорт |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения |
Должность (профессия рабочего) |
Инструктор по безопасности движения на железнодорожной станции |
ФГОС |
23.03.01 Технология транспортных процессов 23.04.01 Технология транспортных процессов 23.05.04 Эксплуатация железных дорог |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
2149 Специалисты в области техники, не входящие в другие группы |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
23050 Инструктор |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Нет |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте |
Особые условия допуска к профессии |
Нет |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Имеются 53-6051.00 Транспортные инспекторы |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Руководство производственно-хозяйственной деятельностью разъезда, обгонного пункта, путевого поста, железнодорожной станции и управление рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции |
Профессиональное образование и обучение |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - магистратура, специалитет |
Сфера применения профессии |
Организации железнодорожного транспорта различных форм собственности |
Родственные профессии |
Начальник железнодорожной станции |
Возможности получения образования |
Образование по профессии "Инструктор по безопасности движения на железнодорожной станции" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях высшего образования |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в организации железнодорожного транспорта различных форм собственности. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
58 000 |
максимальная - |
113 000 |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Инструктор по безопасности движения на железнодорожной станции" останется востребованной в долгосрочной перспективе. Профессия "Инструктор по безопасности движения на железнодорожной станции" имеет широкое распространение на железнодорожном транспорте. На сегодняшний день это востребованная и перспективная профессия, участвующая в оценке и управлении рисками в вопросах обеспечения безопасности движения и охраны труда на железнодорожных станциях. С приобретением опыта и квалификации инструктор по безопасности движения на железнодорожной станции может построить карьеру до начальника железнодорожной станции, начальника отдела в Центре организации работы железнодорожной станции |
Ключевые слова |
Железнодорожная станция, движение поездов, локомотивов, вагонов, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, вагонный парк, график движения поездов, формирование поездов, маршруты движения поездов |
Приложение 5
к пояснительной записке к проекту актуализированного
профессионального стандарта "Специалист по организации работы
железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
Не изменено |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
Не изменено |
3 |
Цель ВПД |
Не изменена |
4 |
Сведения по ОКЗ |
Не изменено |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
Не изменено |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
Внесены изменения в формулировку ОТФ В |
7 |
Трудовые функции |
Внесены изменения в формулировки ТФ B/01.6, B/02.6, B/03.6, B/04.6 |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Не изменено |
9 |
Требования к образованию и обучению |
Не изменено |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Дополнены в ОТФ В |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Исключены |
12 |
Другие характеристики |
Не изменено |
13 |
Дополнительные характеристики |
Не изменено |
14 |
Трудовые функции: - трудовые действия; - необходимые умения; - необходимые знания |
А/01.6, А/02.6, А/03.6, А/04.6, B/01.6, B/02.6, B/03.6, B/04.6, С/01.7, С/02.7, С/03.7, С/04.7 расширен перечень трудовых действий - трудовые действия изменены в соответствии с трудовыми функциями - требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями - требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Организации-разработчики |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД", ЦОТЭН ОАО "РЖД", город Москва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.