Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
(подготовлен Минфином России 27.05.2024 г.)
Настоящим проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (далее - Законопроект), которые направлены на совершенствование банковского регулирования в Российской Федерации.
Целью Законопроекта является гармонизация законодательства Российской Федерации с законодательством иностранных государств, предусматривающая устранение избыточного регулирования деятельности кредитных организаций при осуществлении иностранных инвестиций и, как следствие, снижение их издержек и издержек Банка России, при соразмерности принципа доверия к кредитным организациям с принципом их ответственности за соблюдение установленных требований.
В соответствии с действующим в настоящее время порядком (статья 35 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) создание (приобретение) банком с универсальной лицензией дочерней иностранной организации (в том числе, нефинансовой) и создание филиала на территории иностранного государства осуществляется только после получения соответствующего разрешения Банка России, а представительства на территории иностранного государства - после уведомления об этом Банка России.
Законопроектом предусматриваются изменения, дифференцирующие предъявляемые требования. Определяются случаи, когда приобретение банком с универсальной лицензией акций (долей участия) иностранных юридических лиц, приобретение статуса основного общества в отношении иностранных юридических лиц или совершение сделок, направленных на установление контроля в отношении иностранных юридических лиц будет осуществляться на основании предварительного разрешения Банка России, когда - с последующим уведомлением Банка России.
При этом в целях снижения административной нагрузки на банки с универсальной лицензией будет реализован "пакетный" подход, в рамках которого разрешение Банка России будет требоваться только при превышении предусмотренных пороговых значений.".
Одновременно за Банком России закрепляется право потребовать от банка с универсальной лицензией совершения действий, направленных на прекращение владения акциями (долями участия) иностранных юридических лиц, на прекращение контроля в отношении иностранных юридических лиц, а также закрытия филиала и представительства на территории иностранного государства, а также определяется перечень оснований для осуществления таких действий.
Это позволит Банку России оперативно реагировать на ситуации, при которых иностранная инвестиция оказывает негативное влияние на финансовое состояние банка с универсальной лицензией.
Кроме того, устанавливается порядок получения банком с универсальной лицензией разрешения Банка России на приобретение акций (долей участия) иностранного банка или иностранной страховой организации, на приобретение статуса основного общества в отношении иностранного банка или иностранной страховой организации, на совершение сделок, направленных на установление контроля в отношении иностранного банка или иностранной страховой организации, а также на открытие филиала на территории иностранного государства, с определением оснований для принятия Банком России решения об отказе в выдаче таких разрешений, а также порядок уведомления Банка России о приобретении акций (долей участия) (приобретения статуса основного общества установления контроля в отношении иностранного юридического лица), а также уведомления об открытии представительства на территории иностранного государства.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует привлечения средств из федерального бюджета.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.