Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400"
(подготовлен ФАС России 29.05.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400" (далее - проект постановления) разработан ФАС России в инициативном порядке.
ФАС России был проведен анализ правоприменительной практики действующего механизма установления предельных индексов вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на долгосрочный период (далее - долгосрочные индексы) в целях реализации концессионных соглашений и инвестиционных программ, который показал необходимость изменения правового регулирования в целях масштабирования инвестиций в объекты коммунальной инфраструктуры.
Проектом постановления предусматривается установление долгосрочных индексов не в виде значений, а в виде формулы, в которой резервируется инвестиционная составляющая долгосрочного индекса в виде фиксированного значения, что гарантирует получение инвестором средств на капитальные вложения в каждом году реализации концессионного соглашения или инвестиционной программы вне зависимости от макроэкономической ситуации.
Также предусматривается возможность поддержки частной инициативы потенциального инвестора в заключении концессионного соглашения. Для этой цели главы регионов смогут получить предварительное согласование ФАС на установление долгосрочных индексов на основании предложенного потенциальным инвестором муниципалитету или региону проекта концессионного соглашения.
При этом закрепляется обязательство региона представить заключенное концессионное соглашение до 20 декабря года, предшествующего году, на который было принято решение о согласовании. Указанный срок обусловлен завершением к указанной дате тарифной кампании на следующий период регулирования, по итогам которой тарифы должны быть установлены с учетом заключенного концессионного соглашения. В случае непредставления заключенного концессионного соглашения в указанный срок, ранее принятое ФАС России решения о согласовании утрачивает силу.
Таким образом, проектируемые нормы расширяют горизонт планирования потенциального инвестора, который получает гарантии реализации своих инвестиционных намерений.
Стимулирование механизма долгосрочного согласования позволит масштабировать инвестиционную деятельность, обеспечить установление долгосрочного тарифа с гарантией возврата и доходности инвестиций.
Новый гибкий подход к установлению долгосрочных индексов, с одной стороны, снижает административные барьеры и расширяет возможности для инвестирования в инфраструктуру, с другой стороны, позволит обеспечить прозрачность решений, принимаемых на долгосрочный период, целевое использование инвестиционных средств, осуществить капитальные вложения в объекты коммунальной инфраструктуры на тех территориях, где они действительно востребованы.
Такой эффект отразится в повышении надежности и улучшении качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг, подключении новых абонентов При этом в проекте сохраняются все инструменты выстроенной многоуровневой системы защиты граждан от существенных изменений платы за коммунальные услуги.
Проект постановления предусматривает также "донастройку" применения и мониторинга предельных индексов в условиях ценовых зон теплоснабжения (модели "альтернативной котельной") с учетом правоприменительной практики. Проектируемые нормы предусматривают при расчете и применении предельных индексов учет фактической цены на тепловую энергию, складывающейся в рамках соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, которое заключается между органом местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией.
Кроме того, проект постановления предусматривает вывод из-под действия предельных индексов платежа гражданина за электроэнергию, потребляющего ее в объеме второго диапазона, что будет способствовать исключению из перекрестного субсидирования объемов небытового потребления, включая "серый" майнинг криптовалют в субъектах Российской Федерации с низким тарифом на электрическую энергию для населения.
Проектом постановления не предусмотрено введение новых требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не предполагает расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.