Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 1445"
(подготовлен Минтрансом России 10.06.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 1445" (далее - проект постановления) подготовлен в целях урегулирования вопросов правоприменения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае заключения государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В условиях заключения долгосрочных контрактов на срок полезного использования транспортных средств (например, до 15 лет в отношении автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов)) законодательством Российской Федерации не учитываются в полной мере:
1) вероятность изменений маршрутов, перевозки по которым предусмотрены контрактом, совместно с установлением новых маршрутов, но с сохранением общего объема транспортной работы (например, в случае ввода в эксплуатацию новых станций метрополитена, линий рельсового транспорта и (или) новых жилых комплексов);
2) необходимость замены предусмотренного контрактом подвижного состава перевозчика (подрядчика) одного класса на подвижной состав другого класса (например, автобус большого класса на автобус особо большого класса в случае увеличения пассажиропотока) или подвижного состава одного типа на подвижной состав другого типа, автобус с двигателем внутреннего сгорания на электробус в случае перехода на более экологичный подвижной состав), что может привести к изменению затрат перевозчика и, соответственно, должно быть учтено в цене контракта (этапа исполнения контракта).
Федеральный закон N 44-ФЗ в настоящее время содержит механизм закупок "за единицу закупаемых товара, работы, услуги", который применяется в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг при заключении контракта заказчику определить невозможно и предусматривает:
определение заказчиком начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта (часть 24 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ);
включение в контракт при его заключении максимального значения цены контракта, а также цен единиц товара, работы, услуги, определенных пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт (пункт "в" части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ);
оплату по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта (пункт 1 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Указанный механизм в реализацию положений абзаца пятьдесят девятого раздела VII Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р, может в настоящее время применяться заказчиками при осуществлении закупок любых товаров, работ, услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного применение механизма закупок "за единицу закупаемых товара, работы, услуги" по существу означает исполнение контракта по формуле, которая позволит определить конкретный размер оплаты поставщику (подрядчику, исполнителю) в зависимости от возникновения определенных контрактом фактических обстоятельств.
Например, при закупках на осуществление регулярных перевозок применение указанного механизма могло бы обеспечить учет специфики регулярных перевозок путем определения в контракте при его заключении нескольких цен единиц транспортной работы (в том числе в разрезе классов транспортных средств, которые могут потребоваться при исполнении контракта), что, в свою очередь, могло бы позволить подрядчику выполнять транспортную работу в объеме, который фактически требуется заказчику, с эксплуатации транспортных средств требуемого в конкретный период времени в зависимости от пассажиропотока класса, а заказчику - оплачивать фактически выполненную транспортную работу по цене, определенной в отношении класса фактически использованного транспортного средства.
Вместе с тем применение вышеуказанного механизма при закупках на осуществление регулярных перевозок в настоящее время исключается типовыми условиями контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 1445 (далее - Типовые условия), поскольку пункт 9 Типовых условий предусматривает обязательность установления твердой цены контракта, пункт 10 Типовых условий - определение в контракте конкретного объема подлежащих выполнению работ в течение всего срока исполнения контракта.
Проект постановления, предусматривает:
1) в пункте 9 Типовых условий - установление возможности установления заказчиком цены единиц работ, выполняемых транспортными средствами каждого класса, и (или) транспортными средствами, оснащенных двигателями каждого вида, и максимальную цену контракта;
2) в пункте 10 Типовых условий - исключение обязанности заказчика устанавливать объем транспортной работы для каждого маршрута раздельно;
3) в пунктах 9, 10 и 14 Типовых условий - дополнение нормой о раздельном учете транспортных средств, оснащенных двигателем каждого вида (на дизельном топливе, на газомоторном топливе, на электрической энергии от батареи, заряжаемой от внешнего источника).
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация положений законопроекта будет иметь следующие социально-экономические эффекты:
- стимулирование заключения контрактов в связи с установлением полномочий заказчиков по гибкому учету объективных трудностей исполнения Контракта подрядчиком (перевозчиком);
- повышение качества регулярных перевозок по регулируемым тарифам в связи с возможностью изменения заказчиком маршрутов регулярных перевозок, перевозки по которым предусмотрены контрактом.
5. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие законопроекта и последующая реализация его положений не повлекут отрицательных социальных, экономических и иных последствий и не повлияет на достижение целей государственных программ.
6. Оценка регулирующего воздействия
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия будет получено в установленном порядке.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые решения не влекут за собой:
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В законопроекте не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,и предполагаемой ответственностью за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.