Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 г. N 538н"
(подготовлен Минтрудом России 28.06.2024 г.)
Настоящий проект приказа разработан в целях реализации изменений, внесенных Федеральным законом от 29 мая 2024 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"*(2) и статью 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"*(3), согласно которым был расширен круг нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях.
Так, согласно новому подпункту 2.1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 166-ФЗ нетрудоспособными членами семьи, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, признаются супруги военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) вследствие военной травмы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, не вступившие в повторный брак, занятые уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 23 лет и имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 166-ФЗ, независимо от возраста, трудоспособности, выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно новому пункту 21 части 2 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, признаются супруги военнослужащих, погибших (умерших) вследствие военной травмы, из числа лиц, проходивших военную службу по призыву, проходивших военную службу по контракту, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, проходивших службу в войсках Национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, не вступившие в повторный брак, занятые уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 23 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ, независимо от возраста, трудоспособности, выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, за исключением лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ и Законом N 4468-1*(4).
При этом, исходя из данных норм, для назначения пенсии по случаю потери кормильца по нормам подпункта 21 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 166-ФЗ или страховой пенсии по случаю потери кормильца супруги умерших (погибших) военнослужащих, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, должны осуществлять уход за детьми умершего кормильца, не достигшими 23 лет, имеющими право на соответствующую пенсию по случаю потери кормильца (государственную или страховую), а именно:
- детьми умершего кормильца, не достигшими возраста 18 лет;
- детьми умершего кормильца, достигшими возраста 18 лет и обучающимися обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
- дети умершего кормильца, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Учитывая изложенное, вносятся изменения в перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 г. N 538н*(5).
Перечень N 538н дополнен документами (сведениями), необходимыми для подтверждения условий назначения пенсии по случаю потери кормильца по нормам подпункта 2.1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 166-ФЗ или страховой пенсии по случаю потери кормильца указанной категории супругов.
Также в Перечень N 538н внесены изменения в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 639-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому Росгвардия наделена полномочием по созданию добровольческих формирований на основании решения Президента Российской Федерации.
Проект приказа не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте приказа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые в проекте приказа решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Далее - проект приказа.
*(2) Далее - Федеральный закон N 166-ФЗ
*(3) Далее - Федеральный закон N 400-ФЗ.
*(4) Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
*(5) Далее - Перечень N 538н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.