Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минцифры России 08.07.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в целях повышения эффективности межведомственного информационного обмена, обеспечения качества государственных данных, а также реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 29 декабря 2022 г. N ДЧ-П10-22829 о подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации политики по управлению государственными данными на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех".
Проведенный анализ правоприменительной практики показывает, что межведомственный информационный обмен и связанные с ним процедуры управления данными осуществляются при помощи единой системой межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - ФГИС ЕИП НСУД). При этом инструментарий по управлению данными рассредоточен между двумя указанными системами, что создает неудобства в его использовании.
Кроме того, обеспечить повышение качества государственных данных, передаваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, сложно в силу недостаточной четкости норм, устанавливающих порядок мониторинга и контроля качества и распределяющих ответственность за обеспечение качества государственных данных.
Мероприятия по развитию межведомственного информационного обмена, проводимые с целью расширения перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, показали, что не все органы власти обладают техническими компетенциями и иными ресурсами для надлежащей организации доступа к данным и контроля качества данных. Есть потребность в централизованно создаваемых и предоставляемых решениях, обеспечивающих управление данными, находящимися в распоряжении соответствующих государственных и муниципальных органов, включая прикладное программное обеспечение.
В связи с этим проект постановления вносит комплекс корреспондирующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", в утвержденное указанным постановлением Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - Положение о СМЭВ), а также в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 733 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 733) и в утвержденное этим постановлением Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - Положение о ФГИС ЕИП НСУД).
Проект постановления направлен на синхронизацию процессов обмена данными посредством СМЭВ и процессов управления данными при помощи ФГИС ЕИП НСУД. В частности, устраняются противоречия в понятийном аппарате, используемом в Положении о ФГИС ЕИП НСУД и в Положении о СМЭВ. В Положение о СМЭВ в том числе вносятся указания на использование ФГИС ЕИП НСУД при осуществлении мониторинга информационного взаимодействия, при проверке прав доступа к данным в рамках информационного обмена, контроле качества данных, передаваемых в рамках информационного обмена.
В свою очередь, Положение о ФГИС ЕИП НСУД дополняется положениями по управлению видами сведений - зарегистрированными форматами сведений, предаваемых посредством единого электронного сервиса СМЭВ, - которые продолжают использоваться в рамках межведомственного информационного обмена наряду с витринами данных и единым сервисом доступа к данным. Также путем уточнения понятия органов и организаций государственного сектора и ролей участников ФГИС ЕИП НСУД проект постановления обеспечивает доступ всех участников СМЭВ к инструментам управления данными ФГИС ЕИП НСУД в соответствии с их ролью в межведомственном информационном обмене.
Для обеспечения удобства управления данными подсистема "Информационный портал" ФГИС ЕИП НСУД трансформируется в подсистему "Портал управления данными".
Проект постановления направлен на обеспечение условий для обмена сведениями, имеющимися в распоряжении исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с использованием витрин данных, создаваемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере информационно-коммуникационных технологий и организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и (или) автоматизированными системами федеральных органов исполнительной власти (далее - региональные органы в сфере информационно-коммуникационных технологий). При этом использование создаваемых региональными органами в сфере информационно-коммуникационных технологий витрин данных органами местного самоуправления будет осуществляться в случаях, предусмотренных соответствующими муниципальными правовыми актами.
Кроме того, предусматривается возможность разработки типовых моделей витрин государственных данных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Указанные типовые модели витрин будут разрабатываться в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, перечень которых утверждается президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Правкомиссии). Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, территориальные государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления получают право использовать указанные типовые модели витрин государственных данных для организации информационного обмена при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
В связи с постоянным развитием и совершенствованием технологических решений по управлению данными и организации межведомственного информационного обмена проект постановления предполагает наделение президиума Правкомиссии полномочием утверждать методические рекомендации по использованию ФГИС ЕИП НСУД, в том числе по вопросам предоставления доступа к ФГИС ЕИП НСУД, формирования и ведения моделей государственных данных, формирования и актуализации описаний информационных ресурсов, сведения из которых участвуют в межведомственном электронном обмене, управления реестрами и справочниками, формирования типовых моделей витрин данных, создания и ведения витрин данных, управления качеством государственных данных. Одновременно исключаются полномочия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации издавать приказы по указанным вопросам использования ФГИС ЕИП НСУД.
Проект постановления конкретизирует обязанности оператора ФГИС ЕИП НСУД в части оказания методической поддержки ее участникам, обеспечения качества государственных данных, обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, настройки доступа к государственным данным для обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.
Проект постановления дополняет полномочия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации полномочием по созданию и предоставлению обладателям государственных данных программных средств, обеспечивающих автоматизацию процессов управления государственными данными, в частности - диагностику проблем качества данных в витринах данных, обеспечение обработки инцидентов качества данных, формирование и просмотр отчетов по качеству данных. Это позволит сократить издержки на автоматизацию управления данными за счет отказа от разработки соответствующих программных и технических средств каждым обладателем государственных данных по отдельности.
Также полномочия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации дополняются полномочием собирать и обрабатывать в подсистеме информационно-аналитического обеспечения ФГИС ЕИП НСУД данные, обладателями которых не являются органы и организации государственного сектора, в тех случаях, когда в соответствии с законодательством оно обладает полномочиями по сбору таких данных.
В соответствии с проектом постановления в состав ФГИС ЕИП НСУД включается подсистема обработки государственных данных - в целях обработки предоставляемых государственными органами, органами местного самоуправления и организациями государственных данных.
Дополнительно проект постановления вносит в Правила межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемые правила организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. N 963, уточнение, что случаи, когда в рамках межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг предоставление сведений осуществляется в режиме реального времени, могут устанавливаться техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в СМЭВ, установленными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения. Проект постановления не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Финансирование мероприятий, вытекающих из проекта постановления, предусмотрено в рамках средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Принятие проекта постановления не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет негативного влияния на достижение результатов федеральных проектов и национальных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.