Пояснительная записка к проекту Приказа Федеральной антимонопольной службы "О внесении изменений в приказ ФАС России от 8 августа 2018 года 1109/18 "Об утверждении методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом"
(подготовлен ФАС России 12.07.2024 г.)
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", подпунктом 5.2.9(32) пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, пунктами 9, 19 и 21 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643,ФАС России подготовлен проект приказа "О внесении изменений в приказ ФАС России от 8 августа 2018 года N 1109/18 "Об утверждении методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом" (далее - проект приказа).
Целью разработки проекта приказа является уточнение положений методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом, (далее - Методика) и порядка ее применения в связи с началом эксплуатации на сети ОАО "РЖД" новых типов и серий подвижного состава.
Основанием для разработки проекта приказа является тарифная заявка ОАО "РЖД" от 18.10.2023 N ИСХ-25681/КТ, от 26.09.2023 N ИСХ-23550, ФГУП "КЖД" от 01.11.2023 N МГ-366 с предложениями по тарификации услуг аренды для нового подвижного состава в связи с отсутствием таких ставок.
ОАО "РЖД" дополнительно предлагается уточнить в отношении каких организаций применяется Методика; определять плату за предоставление в пользование подвижного состава за фактическое время использования в течение периода меньше года в случае, если подвижной состав был вновь приобретен, выведен из эксплуатации в связи с истечением срока службы,или передан с одного полигона железной дороги на другой; внести технические правки в таблицу со ставками платы за пользование, предусмотрев исключение слов "повышенной комфортности" для поставляемых на сеть железных дорог цельнометаллических вагонов модели 61-4458 (межобластные) и возможность пропорционального пересчета ставок для электропоездов серии ЭС "Ласточка" (стандарт) в зависимости от составности подвижного состава (пересчет утвержденных ставок для составности от 6-ти до 11-ти вагонов) для ставок платы за техническое обслуживание и платы за пользование.
С 2019 года на сеть железных дорог поступают новые типы и серии подвижного состава, в том числе рельсовые автобусы РА-3 и цельнометаллические вагоны новых моделей.
Приказом ФАС России от 10.08.2021 797/21 на основании тарифной заявки ОАО "РЖД" утверждены ставки за предоставление в пользование, услуги по управлению и эксплуатации для рельсового новых рельсовых автобусов РА-3 и цельнометаллических вагонов новых моделей (постройки после 2019 года), которые на сети железных дорог ранее не эксплуатировались. Для текущего и капитального ремонтов ставки не были утверждены. ОАО "РЖД" уведомило, что расчеты указанных ставок будут представлены на этапах формирования показателей по проведению ремонтных событий на жизненном цикле. Также не утверждены ставки для ФГУП "КЖД".
В соответствии с пунктом 4.1 Методики при начале эксплуатации на железной дороге подвижного состава: на первый год оказания услуг применяются ставки платы для подвижного состава, характеризуемого аналогичными (схожими) техническими и технологическими характеристиками эксплуатации; на последующие периоды применяются ставки платы за услуги по управлению и эксплуатации, техническому и сервисному обслуживанию, текущему ремонту подвижного состава, рассчитанные в соответствии с положениями Методики.
Согласно пункту 4.2 Методики при начале эксплуатации на железной дороге подвижного состава определенного вида тяги и серии, который ранее не курсировал на сети железных дорог и по которому не установлены ставки платы, на первый год оказания услуг, а также на последующие периоды применяются ставки платы за услуги по предоставлению в пользование, управлению и эксплуатации, техническому и сервисному обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, рассчитанные в соответствии с положениями настоящей Методики для данного подвижного состава.
На практике расчет ставок пригородными компаниями в соответствии с положением Методики не производится. В связи с этим, расчет стоимости аренды подвижного состава за услуги, ставки в отношении которых не учтены (текущий и капитальный ремонт РА-3 и ЦМВ, ставки ФГУП "КЖД") на второй и последующие годы требует уточнения. Предлагается для нового подвижного состава до момента утверждения таких ставок ФАС России применять метод аналогов, а именно: применять ставки платы на уровне ставок платы, установленных в отношении подвижного состава со схожими техническими и технологическими характеристиками эксплуатации.
В связи с тем, что методика применяется ФГУП "Крымская железная дорога" предлагается уточнить, что Методика применяется "организациями, владеющими подвижным составом и инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования и оказывающими услуги по ее использованию на основании договора".
Целесообразность уточнения положений пункта 13 Методики обусловлена разногласиями между перевозчиками и регионами о том, в каких случаях производится расчет платы за фактическое время использования. Предлагается определить исчерпывающий перечень таких случаев в Методике (в случае, если подвижной состав был вновь приобретен, выведен из эксплуатации в связи с истечением срока службы, или передан с одного полигона железной дороги на другой).
По результатам рассмотрения указанных предложений подготовлен проект приказа, который включает следующие положения:
1. применение для новых типов и серий подвижного состава, в отношении которого не установлены для указанной железной дороги в целом или по отдельным услугам ставки платы за услуги по аренде подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, для отсутствующих ставок применяются ставки платы для подвижного состава, соответствующего вида тяги (серии), установленные для курсирующего на полигоне железной дороги, подвижного состава вида тяги (серии), характеризуемого аналогичными (схожими) техническими и технологическими характеристиками эксплуатации, либо,при его отсутствии, установленные для железной дороги, с которой был передислоцирован данный подвижной состав до утверждения ставок платы за услуги по аренде подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, рассчитанных в соответствии с положениями Методики;
2. закрепление случаев, при которых подвижной состав используется регулируемой организацией в течение периода меньше 1 года, и ставка платы рассчитывается на фактический период времени использования (по причине того, что данный подвижной состав был вновь приобретен, выведен из эксплуатации в связи с истечением срока службы, или передан с одного полигона железной дороги на другой);
3. закрепление положений, что Методика применяется в отношении организаций, владеющих подвижным составом и инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования и оказывающих услуги по ее использованию на основании договора;
4. исключение в названии групп серий подвижного состава ставок платы за пользование слов "повышенной комфортности" для межобластных цельнометаллических вагонов;
5. утверждение ставок платы за техническое обслуживание пользование и электропоездов серии ЭС "Ласточка" (стандарт) для составности от 6-ти до 11-ти вагонов.
Принятие проекта приказа позволит урегулировать разногласия при применении отдельных положений приказа ФАС России от 8 августа 2018 года N 1109/18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.