Проект Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 22.07.2024 г.)
В целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года".
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации, а также в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", указов Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации".
2. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на консолидацию усилий органов публичной власти, институтов гражданского общества, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций и граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.
3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
а) экстремистская деятельность (экстремизм) - в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
б) терроризм - в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
в) идеология насилия - совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей;
г) радикализм - приверженность идеологии насилия, характеризующаяся стремлением к решительному и кардинальному изменению основ конституционного строя Российской Федерации, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации;
д) экстремистская идеология - совокупность взглядов и идей, пропагандирующих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов и противоречий;
е) проявления экстремизма (экстремистские проявления) - общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, языковой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы или представителей органов публичной власти, способствующие возникновению или обострению межнациональных (межэтнических), межрелигиозных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю Российской Федерации, нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности Российской Федерации или направленные на умышленное искажение истории, реабилитацию нацизма;
ж) ксенофобия - проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении определенных социальных групп и общностей людей, а также к их отдельным представителям;
з) русофобия - неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, к русскому языку и культуре, выражающееся в том числе в агрессивных настроениях и действиях со стороны отдельных представителей и политических сил, а также дискриминационные действия со стороны властей недружественных России государств;
и) субъекты противодействия экстремизму - федеральные органы государственной власти при участии органов прокуратуры и органов, осуществляющих полномочия в сфере уголовного судопроизводства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с привлечением институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций и физических лиц;
к) противодействие экстремизму - деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремизму, прогнозирование и профилактику экстремистских проявлений, а также на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию их последствий;
л) финансирование экстремистской деятельности - оказание финансовых услуг либо предоставление или сбор денежных (в наличной или безналичной форме) или материальных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.
II. Основные источники угроз экстремизма в современной России
5. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому), межрелигиозному единству и гражданскому единению, культурного развития, политической и социальной стабильности.
6. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, деятельность которых угрожает национальной безопасности Российской Федерации.
7. На современном этапе отмечается тенденция к дальнейшему распространению радикализма среди отдельных групп населения и обострению внешних и внутренних экстремистских угроз. При этом наблюдается стремление экстремистов, в том числе действующих из-за рубежа, к консолидации усилий в целях дестабилизации общественно-политической обстановки на территории Российской Федерации.
8. Внешними экстремистскими угрозами являются поддержка, стимулирование и финансирование рядом государств и негосударственных субъектов противоправной деятельности экстремистского характера, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе с использованием "цветных революций" (включают в себя скоординированные извне действия, направленные на смену неконституционным путем существующей системы власти в стране с помощью искусственно созданной политической нестабильности), фальсификация мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, противоправные посягательства на культурно-историческое наследие Российской Федерации, распространение экстремистской идеологии, способствующей радикализации общества и отдельных лиц, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, направленной в том числе на осуществление террористических актов и других преступных действий против Российской Федерации и ее граждан, а также финансирование экстремистской деятельности. В частности, отмечается усиление подобной вредоносной активности с задействованием иностранных или международных неправительственных организаций.
9. Наиболее опасным проявлением экстремизма является терроризм, представляющий глобальную угрозу международному миру и безопасности. Современному росту экстремистских и террористических угроз в мире способствует стремительное распространение радикальной идеологии экстремизма (включая неонацизм и радикальный национализм), в том числе в информационном пространстве.
10. Некоторыми государствами экстремизм и терроризм используются в качестве средства для ведения "гибридных войн" против внешнеполитических противников и достижения своекорыстных геополитических целей, в том числе за счет вмешательства во внутренние дела других государств с целью дестабилизации общественно-политической обстановки, нарушения территориальной целостности других государств или развязывания в них гражданских войн, провоцирования государственных переворотов, а также создания обстановки "контролируемого хаоса" в отдельных регионах мира.
11. Реальную угрозу представляют политика некоторых иностранных государств по искажению истории, фальсификации роли и вклада СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией, возрождению идей нацизма и фашизма, активизации идей реваншизма, героизации нацистов и их пособников. Деструктивные силы содействуют опасному росту экстремистского и террористического потенциала преступных группировок, разделяющих человеконенавистническую идеологию нацизма и неонацизма.
12. Наиболее серьезные угрозы экстремистского характера исходят от широкого распространения идей неонацизма, укрепления радикальных националистических вооруженных формирований, в том числе на Украине, поддерживаемых внешними силами, которые поощряют преступные действия, включая диверсионно-террористические акты в отношении гражданских объектов и физических лиц на территории России, путем вовлечения в эти преступления российских граждан. Риски, связанные с экстремизмом на Украине, распространяются на соседние страны и регионы. Укрепляются связи украинских неонацистов с транснациональной организованной преступностью и международными террористическими организациями. Украинский кризис используется недружественными государствами для развязывания неклассических войн, современного типа (гибридных) против Российской Федерации и разжигания агрессивных русофобских настроений в мире. В связи с этим одной из ключевых задач становится ликвидация источника угроз экстремистского характера, исходящих с территории Украины, а также предотвращение проникновения различных экстремистов и неонацистов на российскую территорию.
13. Сохранение и разрастание очагов нестабильности, терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды и иных проявлений экстремизма в ряде регионов мира способствует росту террористических и экстремистских угроз для Российской Федерации под влиянием распространения идеологии экстремизма и рисков проникновения членов международных экстремистских и террористических организаций на российскую территорию, в том числе с учетом расширения миграционных потоков.
14. Внутренними экстремистскими угрозами являются социальные, экономические, культурные, национальные, религиозные проблемы, попытки осуществления националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими, иными организациями и объединениями, отдельными лицами экстремистской и иной противоправной деятельности; распространение идеологии насилия; вовлечение (склонение, вербовка) российских и иностранных граждан (в том числе молодежь, мигранты, сетевые группы) в экстремистскую и иную противоправную деятельность; финансирование экстремистской деятельности; формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов; инспирирование сепаратистских проявлений на почве межнациональных (межэтнических) конфликтов в отдельных субъектах Российской Федерации, обусловленных их историческими и социально-экономическими особенностями, которые могут привести к дезинтеграции государства и нарушению единства российского общества; недопущение проникновения в органы публичной власти, лиц распространяющих экстремистскую идеологию либо способствующих ее распространению.
15. Преступления экстремистской направленности вызывают повышенный общественный резонанс и дестабилизируют внутриполитическую и социальную обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом. Отмечается повышение влияния таких преступлений на национальную безопасность.
16. Наиболее опасными проявлениями экстремизма являются разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"; вовлечение отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций; подготовка и совершение террористических актов.
17. Экстремистские и иные организации с признаками экстремистской длительности используют информационно-коммуникационные сети, включая сеть "Интернет", мультимедийные и онлайн технологии для вербовки новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии, а также финансирования экстремистской деятельности.
18. Экстремистская идеология различных видов является основным фактором, объединяющим членов экстремистских организаций, формирующим характер и направленность их деятельности, а также средством вовлечения в экстремистскую деятельность представителей различных слоев населения.
19. Распространение экстремистской идеологии, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, а также попыток подстрекательства к совершению террористических и экстремистских актов, оправдания и восхваления экстремистских проявлений под теми или иными предлогами угрожает государственной и общественной безопасности ввиду усиления агрессивности и увеличения масштабов пропаганды экстремистской идеологии в обществе.
20. Одним из основных способов дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки. В этих целях все чаще применяются различные методы манипулирования общественным мнением и распространения недостоверной информации, в том числе дискредитация Вооруженных Сил Российской Федерации и исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, способствующей усилению радикальных и экстремистских настроений в российском обществе.
21. Участились случаи привлечения в ряды экстремистских организаций несовершеннолетних лиц, поскольку они не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности.
22. Экстремистские организации используют этнический и религиозный фактор для привлечения в свои ряды новых членов, разжигания и обострения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации. Стимулируют территориальные противоречия и конфликты, направленные на отделение части территории Российской Федерации, распространение идеи "деколонизации России", проникновение представителей деструктивных сил в органы государственной власти и местного самоуправления в целях проведения политики, способствующей реализации сепаратистских идей.
23. Сохраняется угроза проникновения из других государств лиц, проходивших обучение в зарубежных теологических центрах и проповедующих исключительность радикальных религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций, в том числе путем дистанционной вербовки (с использованием информационно - телекоммуникационных сетей) и их обучения, включая подготовку "террористов-одиночек".
24. Особую опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, в частности не относящиеся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличающиеся религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.
25. Одним из факторов, способствующих возникновению экстремистских проявлений, является сложившаяся в отдельных субъектах и населенных пунктах Российской Федерации неблагоприятная ситуация с противоправной деятельностью мигрантов, которая оказывает негативное влияние на межнациональные (межэтнические) и межрелигиозные отношения, нарушает исторически сложившийся межрелигиозный баланс в ущерб безопасности российского государства. Кроме того, трудовые мигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, вовлекаются в деятельность экстремистских и террористических организаций, сами активно распространяют радикальные идеи, участвуют в несогласованных с органами исполнительной власти массовых акциях.
26. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, активно привлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера.
27. Сильную тревогу вызывает распространение радикализма в спортивной сфере, в том числе в спортивных школах и клубах, а также проникновение приверженцев экстремистской идеологии в тренерско-преподавательский состав.
28. В целях дестабилизации внутриполитической и социальной обстановки в Российской Федерации специальные службы и организации иностранных государств наращивают деструктивное информационно-психологическое воздействие на население России в особенности из числа молодежи.
29. Значительное негативное влияние на ситуацию в стране оказывает деструктивная деятельность иностранных неправительственных и международных организаций и подконтрольных им российских объединений, осуществляемая, в том числе под видом гуманитарных, образовательных, культурных и религиозных проектов, включая инспирирование протестной активности населения с использованием социально-экономического, экологического и других факторов.
30. Распространение экстремистской идеологии на территории Российской Федерации осуществляется с применением различных форм и способов. Экстремистская деятельность маскируется под реализацию гуманитарных, образовательных, просветительских и иных социально значимых проектов, в рамках которых радикально настроенные лица проникают в органы публичной власти, политические партии, общественные и иные объединения, фонды, обладающие правом внесения предложений и принятия нормативных актов.
31. Прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную и культурную, что выдвигает новые требования к деятельности по предупреждению и противодействию экстремистским проявлениям на всех уровнях и минимизации их последствий.
III. Цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму
32. Целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.
33. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях комплекса мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.
34. Задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:
а) повышение эффективности государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму, представляющей собой мероприятия по сбору, анализу и оценке информации о развитии политических, социально-экономических и иных процессов, создающих условия для возникновения проявлений экстремизма;
б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;
в) консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму и иных заинтересованных организаций;
г) организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии;
д) принятие мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности;
е) организация информационного противодействия распространению экстремистских и иных деструктивных идеологий с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности;
ж) повышение уровня патриотизма населения Российской Федерации.
35. Основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму и мерами по ее реализации являются:
а) в области законодательной деятельности:
обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации;
проведение мониторинга правоприменительной практики;
совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";
совершенствование механизмов противодействия противоправной и антироссийской деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, в том числе признанных нежелательными на территории Российской Федерации;
принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных (межэтнических) конфликтов;
принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом этнонационального, социокультурного, конфессионального и регионального факторов;
б) в области правоохранительной деятельности:
координация деятельности правоохранительных органов, органов публичной власти в совместной работе с институтами гражданского общества и организациями по выявлению и пресечению экстремистских проявлений, инспирирования "цветных революций", реализуемых с использованием политического, социального, религиозного и этнического факторов;
организация работы с обращениями граждан и другими информационными ресурсами;
проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии;
реализация принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности;
повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организаций;
организация профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и получения ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке образовательным программам в области выявления, пресечения, раскрытия, расследования, профилактики, квалификации экстремистских проявлений, а также противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности;
совершенствование процедуры проведения исследований материалов, предположительно содержащих информацию экстремистского характера;
обеспечение совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественного порядка и безопасности граждан, а также соблюдение законности при его проведении;
выявление и пресечение источников и каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности;
выявление организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, ведение перечня организаций и физический лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, доведение этих сведений до правоохранительных органов и органов публичной власти;
обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях, а также территориях новых субъектов Российской Федерации, в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских и террористических организаций;
реализация мер, направленных на профилактику и противодействие распространению экстремизма, неонацизма и украинского национализма в Российской Федерации, уделив особое внимание территориям новых субъектов Российской Федерации;
проведение в государственных экспертных учреждениях исследований материалов, в том числе распространяемых в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", на предмет установления в их содержании признаков экстремизма;
создание банка данных на лиц, выехавших за пределы Российской Федерации для участия в экстремистских организациях, а также для прохождения обучения в иностранных центрах недружественных государств;
в) в области государственной национальной политики:
проведение мониторинга межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий, в том числе с использованием государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического и религиозного факторов в избирательном процессе и в предвыборных программах;
актуализация региональных и муниципальных программ реализации государственной национальной политики с учетом текущих проблемных вопросов в сфере профилактики экстремизма;
изучение влияния этнического и религиозного факторов на процесс радикализации населения в рамках проводимых социологических исследований;
оценка деятельности субъектов противодействия экстремизму в части мер, направленных на профилактику экстремизма на национальной и религиозной почве;
своевременное реагирование субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций на возникновение конфликтных ситуаций и факторов, способствующих этому;
мотивирование граждан к информированию субъектов противодействия экстремизму о ставших им известными фактах подстрекательства и подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий;
предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной (этнической), языковой, идеологической или религиозной принадлежности;
формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии, ксенофобии, национальной или религиозной исключительности;
предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
осуществление мониторинга эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике этнического и религиозного экстремизма;
проведение мониторинга деятельности иностранных и международных неправительственных организаций, подконтрольных им российских некоммерческих организаций в целях противодействия их деструктивной деятельности на территории Российской Федерации;
выявление и пресечение экстремистских проявлений, инспирирования "цветных революций", реализуемых с использованием политического, социального, религиозного и национального факторов;
проведение мониторинга межнациональных (межэтнических) и территориальных конфликтов в отдельных субъектах Российской Федерации, обусловленных историческими и социально-экономическими особенностями и приводящих к сепаратистским проявлениям на соответствующих территориях;
взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с некоммерческими организациями в целях укрепления общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, сохранения и развития традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
определение мер стимулирования и социальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по противодействию экстремизму;
г) в области государственной миграционной политики:
совершенствование миграционного законодательства, в том числе в части повышения требований к кандидатам на приобретение вида на жительство и гражданства Российской Федерации;
проведение пропагандистских и профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения экстремистской идеологии в местах компактного проживания мигрантов;
принятие мер, направленных на прекращение приобретенного гражданства Российской Федерации за совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера;
повышение эффективности мероприятий по использованию механизма признания нежелательности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
реализация мер, направленных на недопущение проникновения на территорию Российской Федерации членов экстремистских организаций в миграционных потоках, в том числе задействование механизма запрета на въезд на территорию Российской Федерации;
всестороннее освещение мер, принимаемых в сфере реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также снижения уровня ксенофобии;
развитие программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан (испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами) в Российской Федерации и их интеграции в общество, привлечение к реализации и финансированию этих программ работодателей;
принятие мер по обучению мигрантов и их детей русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации;
принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, социальной исключенности отдельных групп граждан, а также разработка таких мер уполномоченными органами;
профилактика экстремистских проявлений в среде иностранных граждан и лиц без гражданства, направленная на урегулирование социальной напряженности, гармонизацию и оздоровление межнациональных и межконфессиональных отношений;
принятие мер по профилактике экстремистских проявлений при внедрении разрабатываемого механизма трудоустройства жителей российских регионов, испытывающих проблемы в сфере занятости населения (регионы-доноры) на территории субъекта с недостатком рабочей силы (регионы-реципиенты), развитие экономики которых осуществляется за счет привлечения иных трудовых ресурсов;
д) в области государственной информационной политики:
противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";
проведение мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в целях выявления распространения экстремистской идеологии, экстремистских материалов, материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности, в том числе реализуемых под видом гуманитарных, экологических, образовательных, культурных, национальных и религиозных проектов (программ), и принятие соответствующих мер реагирования, включая меры по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию;
совершенствование формирования, ведения и использования банка данных экстремистских материалов;
принятие эффективных мер по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации экстремистских материалов, а также их изготовления и распространения внутри страны;
использование возможностей средств массовой информации, а также ресурсов информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в целях сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия;
содействие заключению соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму, между организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сетях, включая сеть "Интернет" и профильными государственными и негосударственными организациями, в том числе иностранными;
организация и проведение профилактической работы с представителями средств массовой информации и интернет ресурсов в целях недопущения нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в области противодействия осуществлению экстремистской и террористической деятельности;
подготовка и размещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи;
координация мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет" (в том числе в социальных сетях), а также проведение на регулярной основе работы по разъяснению сути противоправной деятельности, осуществляемой лидерами экстремистских организаций, с привлечением видных деятелей культуры, науки, лидеров общественного мнения, представителей этнокультурных объединений;
информирование граждан о деятельности субъектов противодействия экстремизму;
подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, возникновение у них заинтересованности в противодействии экстремизму;
формирование и совершенствование специализированных информационных систем в целях использования правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;
разработка автоматизированных программных комплексов и программ, позволяющих выявлять противоправный контент в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";
создание единой базы данных с целью предиктивной аналитики явлений экстремизма, с содержанием данных из информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет" об активности, публикациях экстремистского характера в онлайн-среде;
проведение научных исследований, направленных на разработку и внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность по мониторингу, в том числе путем потокового анализа, деанонимизации участников экстремистской деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";
внедрение российских технологий для обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки;
повышение оперативности взаимодействия органов государственной власти в работе по пресечению распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", экстремистских материалов, информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности;
проведение отбора заявок от заинтересованных организаций на субсидирование производства (выпуска), распространения и тиражирования социально значимых проектов, направленных на профилактику экстремизма, гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, продвижение идей межнациональной и религиозной толерантности, дискредитацию идеологии насилия, фашизма и неонацизма, национальной и (или) религиозной ненависти и вражды (при наличии таких заявок);
информационное освещение в государственных средствах массовой информации тематики противодействия экстремизму в Российской Федерации;
создание негативных социальных установок в обществе в отношении участников экстремистских организаций путем сбора и опубликования информации в отношении последствий их насильственных действий;
объединение усилий общественных, негосударственных, некоммерческих, религиозных, научных организаций по созданию агитационно-пропагандистских материалов направленных на противодействие идеологии экстремизма с последующим размещением на различных интернет-ресурсах, а также организация деятельности, направленной на повышение правовой грамотности пользователей информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет" ;
е) в области образования и государственной молодежной политики:
включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и традиционным религиям;
организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан;
проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами;
включение в учебно-методические материалы вопросы, направленные на воспитание культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России;
повышение профессионального уровня руководителей образовательных организаций и педагогических работников в сфере противодействия экстремизму;
проведение мониторинга и социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, а также молодежных субкультур в целях своевременного выявления и недопущения распространения экстремистской идеологии;
повышение престижности образования в российских религиозных образовательных организациях, а также применение мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях;
усиление роли координационных органов при федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в деятельности по воспитанию патриотизма и формированию российской гражданской идентичности у молодежи;
взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с молодежными общественными объединениями, спортивными федерациями и клубами, организациями спортивных болельщиков, группами лиц и гражданами в целях профилактики экстремистских проявлений;
совершенствование мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях;
проведение мероприятий по своевременному выявлению и пресечению фактов радикализации несовершеннолетних;
организации деятельности педагогов-психологов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций по выявлению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации, и дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению выявленной категории несовершеннолетних;
проведение обучающих профилактических семинаров, информационных мероприятий в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по противодействию методам вербовки в радикальные религиозные группы, информированию о последствиях участия в экстремистских и террористических акциях;
разработка и реализация индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения обучающихся "группы риска", проведение профилактических мероприятий с обучающимися образовательных организаций, подверженными влиянию экстремистской идеологии, и членами их семей, с привлечением к указанной работе представителей религиозных, общественных и спортивных организаций;
организация временной занятости подростков в свободное от учебы время, в том числе: по благоустройству воинских захоронений, мемориалов, памятников и обелисков воинской славы; по оказанию социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, войны в Демократической Республике Афганистан, в Сирийской Арабской Республике, специальной военной операции и других военных конфликтов, семьям погибших воинов; шефству над лицами, нуждающимися в реабилитационной и паллиативной помощи;
проведение в образовательных организациях мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", используемых в образовательных целях для пресечения распространения экстремистской идеологии и выявления экстремистских материалов, в том числе содержащих оправдание и призывы к подготовке и совершению террористических актов;
организация и проведение информационно-пропагандистских мероприятий в образовательных организациях, молодежных организациях по разъяснению истинных целей экстремистских (террористических) организаций и методов их вербовки;
усиление контроля за деятельностью секций и клубов единоборств - учет занимающихся, проведение проверок соблюдения отраслевого законодательства;
в целях патриотического воспитания подростков и молодежи введение в образовательную деятельность единого курса истории России, объективно освещающего и оценивающего наиболее значимые события, связанные со становлением и развитием нашей страны как государства, возникавшие в разные исторические периоды внешние и внутренние угрозы ее существованию;
проведение мероприятий по недопущению вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность путем воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности, приобщению к занятиям творчеством, спортом и повышению роли семьи в предупреждении радикализации молодого поколения;
организация мероприятий по программам антиэкстремистской направленности для сотрудников средств массовой информации и студентов, обучающихся на социальных и гуманитарных направлениях подготовки;
проведение межрегиональных конкурсов для научных сотрудников, педагогов и коллективов авторов на лучший учебник, учебное пособие, научную статью по тематике противодействия экстремистской деятельности;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций по реализации проектов, направленных на социальную адаптацию лиц, подверженных влиянию экстремистской идеологии и идеологии насилия;
научное обеспечение противодействия экстремизму, разработка теоретических и методологических основ противодействия экстремизму, рекомендации для решения практических задач по конкретным направлениям деятельности в области противодействия экстремизму;
обучение руководителей и педагогов образовательных организаций навыкам реагирования на деструктивное поведение подростков и организация целенаправленной работы учителей и психологов по формированию здорового психологического климата в учебном коллективе с обеспечением достаточного уровня социализации всех учащихся;
проведение официальных физкультурных мероприятий с молодежью;
проведение лагерей школьного актива, профильных студенческих лагерей с участием представителей отрядов охраны правопорядка;
проведение научно-прикладных исследований для принятия правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия экстремизму на разных уровнях;
недопущение проникновения в образовательные организации радикально настроенных лиц, распространяющих экстремистскую идеологию либо способствующих ее распространению;
проведение научных исследований, направленных на установление исторических фактов и социальных закономерностей становления радикальных и экстремистских течений, описание в научных целях процессов распространения и пропаганды экстремистских и деструктивных взглядов и идей, в том числе для подготовки научно обоснованных рекомендаций по их профилактике и противодействию им;
ж) в области государственной культурной политики:
формирование в Российской Федерации межконфессионального и внутриконфессионального взаимодействия в целях обеспечения гражданского мира и согласия;
содействие активному распространению идеи исторического единства народов Российской Федерации;
размещение и реализация государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, направленных на профилактику экстремистских проявлений;
укрепление единого культурного пространства Российской Федерации при сохранении культурной самобытности ее народов;
привлечение институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций к участию в работе по недопущению (минимизации) экстремистских проявлений путем осуществления поддержки творческих проектов, направленных на укрепление общероссийской гражданской идентичности, в том числе в рамках реализуемых грантовых программ;
государственная поддержка проведения культурно-просветительских мероприятий, создания художественных произведений и кинопродукции, в целях недопущения вовлечения населения в противоправную деятельность деструктивных организаций;
противодействие пропаганде идей фашизма и неонацизма, путем распространения соответствующих информационных материалов, раскрывающих их преступную сущность, уделив особое внимание деятельности украинских радикальных структур;
принятие мер по гармоничной социокультурной интеграции в российское общество населения Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, а также переселенцев с этих территорий, убывших для постоянного проживания в другие субъекты Российской Федерации, в целях предотвращения ухудшения общественно-политической обстановки;
распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие самобытности и традиций взаимодействия народов России, создание в обществе атмосферы уважения к культурным ценностям;
обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как государственного;
укрепление и совершенствование общеобразовательной школы как инструмента сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развития культуры, истории и языка каждого народа России, воспитание уважения к мировым культурным ценностям;
учет взаимосвязи этнокультурных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;
размещение и реализация государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, направленных на популяризацию воинских подвигов, патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной дружбы, общероссийской гражданской идентичности, гражданской ответственности, чувства гордости за Родину, а также идеи исторического единства народов России;
з) в области международного сотрудничества:
организация взаимодействия со следующими перспективными для международного сотрудничества площадками: Организация Объединенных Наций (ООН), БРИКС, Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и другими межгосударственными объединениями и международными организациями по вопросам противодействия экстремизму и терроризму при активном участии России;
развитие эффективного международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму, а также укрепление позиций Российской Федерации в профильных международных организациях на основе соблюдения международного права и Устава ООН, включая ключевой принцип суверенного равенства государств;
укрепление ведущей роли государств и их компетентных органов в противодействии экстремизму и развитии международного сотрудничества в этой сфере;
продвижение на международной арене позиций о необходимости борьбы с распространением экстремистской идеологии, включая неонацизм, недопустимости подстрекательства к терроризму и экстремизму, оправдания или героизации преступных действий, а также иного информационно-пропагандистского и материального пособничества террористам и экстремистам;
недопущение двойных стандартов в области противодействия экстремизму и использования профильного международного сотрудничества в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей, в том числе для навязывания псевдоуниверсальных подходов на данном направлении;
продвижение на международных площадках политико-дипломатических и иных мер, направленных на противодействие использованию террористических и экстремистских группировок в качестве инструмента геополитики и вмешательства во внутренние дела других государств, подрыва их безопасности;
продвижение на международной арене инициатив, направленных на борьбу с возрождением нацизма, неонацизмом, их героизацией, а также применением неонацистских подходов во внешней и внутренней политике ряда государств;
противодействие зарубежному вмешательству во внутренние дела Российской Федерации, в том числе направленному на дестабилизацию общественно-политической обстановки, провоцирование радикализации населения и роста экстремистских и террористических проявлений;
продвижение в двустороннем и многостороннем форматах российских инициатив по вопросам борьбы с распространением экстремистской идеологии и противодействия экстремистской деятельности, осуществляемой с использованием сети "Интернет" и других современных информационно-коммуникационных технологий;
развитие международного, межкультурного и межконфессионального взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению экстремистской идеологии;
совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия экстремизму;
участие в обмене передовым опытом в сфере противодействия экстремизму;
подготовка и подписание с заинтересованными иностранными государствами международных актов, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму;
принятие мер компетентными органами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества по совершенствованию механизмов практической реализации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 года;
совершенствование межведомственного приграничного сотрудничества с дружественными странами;
мониторинг и анализ международного опыта противодействия экстремизму, а также научных исследований и экспертных разработок;
совершенствование взаимодействия с государствами - участниками СНГ по вопросам противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях;
принятие мер, направленных на корректировку образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, расположенными в странах Закавказья и Центрально-Азиатского региона, в части недопущения распространения идеологии русофобии, экстремизма, терроризма и национализма;
и) в области обеспечения участия институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму:
государственная поддержка институтов гражданского общества (в том числе ветеранских и молодежных организаций) и социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на профилактику экстремистских проявлений, и использование их потенциала в целях патриотического воспитания граждан, обеспечения единства многонационального народа Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии и применения насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей;
привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации проектов, направленных на укрепление межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание молодежи, профилактику социально опасного поведения граждан;
участие общественных палат, общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
развитие взаимодействия со средствами массовой информации, институтами гражданского общества, социально ориентированными некоммерческими организациями, лидерами общественного мнения и академических кругов в целях усиления пропагандистской деятельности по противодействию экстремизму и контрпропагандистской работы, оказания им содействия в широком и объективном освещении деятельности субъектов противодействия экстремизму;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на реализацию проектов по социальной адаптации лиц, подверженных влиянию экстремистской идеологии, формированию в обществе атмосферы межнационального мира и межрелигиозного согласия, неприятию идеологии насилия;
содействие развитию конструктивно настроенных общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав граждан.
IV. Инструменты и механизмы реализации настоящей Стратегии
36. Инструментами реализации настоящей Стратегии являются:
а) нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму;
б) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
в) государственные программы в сфере противодействия экстремизму;
в) научные исследования;
г) образовательные программы, включающие вопросы противодействия экстремизму;
д) социальные проекты в сфере противодействия экстремизму;
37. План мероприятий по реализации настоящей Стратегии разрабатывает и утверждает Правительство Российской Федерации.
38. Реализацию настоящей Стратегии осуществляют субъекты противодействия экстремизму в соответствии с их компетенцией.
39. Механизмами реализации настоящей Стратегии являются:
а) формирование и исполнение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривающих ресурсное обеспечение мероприятий по противодействию экстремизму;
б) подбор, расстановка, воспитание кадров, способных обеспечить выполнение мероприятий по противодействию экстремизму, в органах публичной власти;
в) обеспечение принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, направленных на противодействие экстремизму;
г) обеспечение неотвратимости уголовного наказания и административной ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности;
д) оказание содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении принимаемых мер в сфере противодействия экстремизму;
е) контроль за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, а также планами и программами по противодействию экстремизму, утверждаемыми субъектами противодействия экстремизму;
ж) активное вовлечение в работу по противодействию экстремизму общественных объединений и других институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;
з) патриотическое воспитание населения, формирование у граждан активной позиции по противодействию экстремизму;
и) реализация мер, направленных на противодействие любым проявлениям реваншизма, попыткам фальсификации истории, в целях нагнетания конфронтации государств в мировой политике.
40. Координацию деятельности субъектов противодействия экстремизму направленной на реализацию настоящей Стратегии осуществляет Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации.
41. Эффективность реализации настоящей Стратегии обеспечивается согласованной позицией субъектов противодействия экстремизму в реализации политических, правовых, организационных, информационных и иных мер.
42. Информационно-аналитическое сопровождение реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях осуществляется с использованием информационных ресурсов субъектов противодействия экстремизму, государственных, научных, образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций, региональных средств массовой информации и социально ориентированных некоммерческих организаций.
V. Основные этапы реализации настоящей Стратегии
43. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа.
44. На первом этапе реализации настоящей Стратегии планируется осуществить следующие мероприятия:
а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на противодействие экстремизму;
б) выполнение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации настоящей Стратегии;
в) проведение мониторинга результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии;
г) прогнозирование возникновения экстремистских угроз и дальнейшего развития ситуации по направлениям деятельности субъектов противодействия экстремизму;
д) обеспечение вовлечения институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций в деятельность, направленную на противодействие экстремизму;
е) создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", от проникновения экстремистской идеологии;
45. На втором этапе реализации настоящей Стратегии планируется обобщить результаты ее реализации и при необходимости подготовить предложения по внесению коррективов.
VI. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии
46. Целевыми показателями реализации настоящей Стратегии являются:
а) динамика изменения количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, а также выявленных лиц, совершивших такие преступления, по годам;
б) доля преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности (в процентах) по годам;
в) количество общественных, религиозных объединений и организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
г) количество информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", содержащих экстремистские материалы, призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также обоснования и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности, доступ к которым был ограничен на территории Российской Федерации или с которых такие материалы были удалены;
д) количество проведенных профилактических мероприятий в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";
е) количество выявленных фактов распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов, информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности;
ж) количество поддержанных социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, направленных на профилактику экстремизма, гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, продвижения идей межнациональной и религиозной толерантности;
з) количество единиц контента по тематике противодействия экстремизму в Российской Федерации, размещенного в государственных средствах массовой информации;
и) количество иностранных или международных неправительственных организаций, включенных в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации;
к) количество иностранных агентов, включенных в реестр иностранных агентов;
л) количество информационных материалов, внесенных в банк данных экстремистских материалов;
м) количество пресеченных каналов (сумм) финансового и иного ресурсного обеспечения экстремистской деятельности (по годам);
н) снижение уровня активности внешних и внутренних носителей экстремистских угроз, степени их влияния на общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, в отдельно взятых ее субъектах и населенных пунктах (по годам);
о) количество выявленных конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, требующих реагирования;
п) социологические показатели: оценка населением состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в обществе;
р) количество правонарушений и преступлений экстремистской направленности совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.
47. Перечень целевых показателей реализации настоящей Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.
VII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
48. Основные результаты реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
С 2014 года антиэкстремистская деятельность строилась на основе разработанной под эгидой Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
За прошедший период в рамках ее реализации проделан значительный объем работы по самым различным направлениям. Существенно модернизировано законодательство. Прежде всего профильный Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Корректировке подверглись нормативные правовые акты, в части: расширения перечня и конкретизации деяний связанных с экстремизмом; усиления административной и уголовной ответственности за проявления экстремизма, а в некоторых случаях ее смягчения; установления ответственности за финансирование экстремистской деятельности; введения запрета на публичное демонстрирование экстремистской атрибутики или символики; установления ответственности за посягательство на территориальную целостность Российской Федерации, действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и призывы к введению санкций в отношении Российской Федерации.
На международной арене существенной вехой стало принятие Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму.
Субъектами противодействия экстремизму осуществлялись комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня экстремистских угроз, в том числе связанные с проведением специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине.
Принятыми мерами удалось переломить тенденцию увеличения количества ежегодно регистрируемых преступлений экстремистской направленности.
За последние 10 лет правоохранительными органами выявлено почти 12 тысяч таких преступлений. К уголовной ответственности привлечено около 9 тысяч лиц. В судебном порядке запрещена деятельность более 70 экстремистских организаций, функционирование свыше 170 иностранных структур признано нежелательным. Больше 3 тысяч материалов радикального характера признаны экстремистскими.
Правоохранительными органами реализованы мероприятия по сковыванию антигосударственной деятельности иностранных неправительственных и международных организаций.
Пресекалось распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, включая российский сегмент сети "Интернет", экстремистских материалов.
Реализован комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения экстремистских акций, а также иных противоправных деяний со стороны мигрантов, в том числе выехавших с Украины.
Осуществлялись межведомственные скоординированные мероприятия по подрыву каналов финансирования экстремистской деятельности со стороны различных международных организаций и фондов, поддерживающих так называемых перспективных носителей протестного потенциала и реализацию в России сценариев "цветных революций".
Особое внимание уделялось выработке конкретных решений в области противодействия экстремизму и радикализму, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений с учетом проведения специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине, присоединения новых субъектов Российской Федерации.
Осуществлялась работа по созданию в новых регионах России профильных совещательных площадок в целях выработки консолидированных мер по противодействию экстремистским угрозам.
Продолжена практика проведения воспитательных и культурно-просветительских акций в молодежной среде, направленных на развитие у детей и подростков неприятия идеологии экстремизма, привития традиционных духовно-нравственных ценностей.
Принятыми субъектами противодействия экстремизму мерами удалось не допустить эскалации криминогенной обстановки в рассматриваемой сфере государственной деятельности.
49. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии являются:
а) сокращение количества экстремистских угроз в Российской Федерации;
б) уменьшение доли преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности;
в) недопущение распространения экстремистских материалов на территории Российской Федерации, в том числе в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";
г) повышение уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремизму;
д) активное участие институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений;
е) формирование в обществе, особенно среди молодежи, нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии;
ж) повышение уровня защищенности граждан и общества от экстремистских проявлений;
з) сокращение уровня ксенофобии в обществе;
и) сокращение финансирования экстремистской деятельности, осуществляемой недружественными странами;
к) повышение безопасности информационного пространства;
л) защита российского общества от распространения деструктивной идеологии;
м) увеличение скорости реагирования компетентных органов на появление экстремистских материалов в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая российский сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
н) создание телевизионных и (или) радиопрограмм и их размещение в эфире теле- и радиоканалов, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";
о) формирование информационного пространства для профилактики и противодействия экстремизму;
п) повышение уровня защищенности информационного пространства, институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций от реваншистски направленной деятельности недружественных государств и (или) общественных групп;
р) снижение уровня протестной активности населения, межнациональной и межрелигиозной напряженности в регионах России;
с) повышение уровня патриотических настроений в обществе;
т) недопущение роста количества каналов финансирования и иного ресурсного обеспечения экстремистской деятельности;
у) сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия народов России;
ф) укрепление единства и сплоченности российского общества на основе российской гражданской идентичности;
х) гармонизация социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации;
ц) обеспечение культурного суверенитета, сохранение единого культурного пространства страны и российской самобытности;
ч) повышение уровня знания и интереса к российской истории, недопущение искажения отдельных исторических фактов;
ш) раскрытие творческих и созидательных способностей граждан в целях недопущения вовлечения в противоправную деятельность;
щ) снижение количества правонарушений и преступлений экстремистской направленности совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.
49. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать защите суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации, поддержанию стабильной общественно-политической ситуации в стране, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, повышению уровня общественной безопасности, укреплению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации.
VIII. Задачи, функции и порядок взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при реализации настоящей Стратегии
50. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями следующих государственных органов, органов местного самоуправления и организаций:
а) Правительство Российской Федерации;
б) Администрация Президента Российской Федерации;
в) аппарат Совета Безопасности Российской Федерации;
г) федеральные органы исполнительной власти;
д) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
е) органы местного самоуправления;
ж) государственные внебюджетные фонды.
51. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств государственных внебюджетных фондов и внебюджетных источников.
52. Согласованное планирование и реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, осуществляются на основе документов стратегического планирования с использованием механизмов координации мероприятий по обеспечению стратегического управления в сфере противодействия экстремизму, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
53. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии учитываются при формировании и корректировке государственных программ Российской Федерации, программ субъектов Российской Федерации по противодействию экстремизму.
54. Федеральные органы исполнительной власти включают в планы своей деятельности мероприятия по реализации настоящей Стратегии.
55. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вносят в планы реализации региональных документов стратегического планирования изменения в соответствии с настоящей Стратегией.
56. Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки соответствующих государственных, ведомственных и региональных программ и планов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.