Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)"
(подготовлен Ростехнадзором 22.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2024 г. N ДГ-П51-18665.
Законопроектом предусмотрены уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Законопроектом Минтранс России и Ростехнадзор наделяются полномочиями устанавливать следующие обязательные требования:
форму декларации безопасности гидротехнических сооружений;
порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
требования к содержанию и оформлению заключения экспертной комиссии по декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Также Ростехнадзор наделяется полномочием по согласованию с Минтрансом России утверждать форму представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений.
В настоящее время указанные полномочия Минтранса России и Ростехнадзора установлены Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений и Правилами проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892, а также Правилами формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1893. При этом федеральным законом не предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти на установление указанных выше обязательных требований, что противоречит части 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не вводит новые виды государственного контроля (надзора) и новые виды разрешительной деятельности, не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение требований в области безопасности гидротехнических сооружений.
Законопроект не устанавливает требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, а также не потребует дополнительных затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)"
I. Для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)" (далее - законопроект) потребуется разработка постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений и Правила проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892, и Правила формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1893".
Разработка указанного постановления Правительства Российской Федерации связана с необходимостью исключения из Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, Правил проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения и Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений полномочий, которые в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" будут определены федеральным законом.
Примерный срок разработки - шесть месяцев со дня принятия решения Правительством Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель правового регулирования - приведение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в соответствие с законопроектом.
Предмет правового регулирования - декларирование безопасности гидротехнических сооружений, проведение государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
Содержание правового регулирования - внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" и от 20 ноября 2020 г. N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений".
II. Принятие проекта федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти)" потребует разработки проектов приказов:
1. Ростехнадзора:
1) "Об утверждении Формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений".
Проектом приказа будет предусмотрено признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2020 г., регистрационный N 61794);
2) "Об утверждении Порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
Проектом приказа будет предусмотрено признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 14 декабря 2020 г. N 523 "Об утверждении порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2020 г., регистрационный N 61868);
3) "Об утверждении Требований к содержанию и оформлению заключения экспертной комиссии по декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
Проектом приказа будет предусмотрено признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 501 "Об утверждении Требований к заключению экспертной комиссии по декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 г. N 61602);
4) "Об утверждении формы представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений".
Проектом приказа будет предусмотрено признать утратившим силу приказ Ростехнадзора Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 499 "Об утверждении формы представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2020 г., регистрационный N 61879).
2. Минтранса России:
1) "Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений".
Проектом приказа будет предусмотрено признать утратившим силу приказ Минтранса России от 27 ноября 2020 г. N 524 "Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61958);
2) "Об утверждении порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений".
Проектом приказа будет предусмотрено признать утратившим силу приказ Минтранса России от 5 августа 2014 г. N 217 "Об утверждении порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений" (зарегистрирован Минюсте России 30 сентября 2014 г., регистрационный N 34203);
3) "Об утверждении Требований к заключению экспертной комиссии по декларации безопасности судоходного гидротехнического сооружения".
Проектом приказа будет предусмотрено признать утратившим силу приказ Минтранса России от 1 ноября 2021 г. N 367 "Об утверждении Требований к заключению экспертной комиссии по декларации безопасности судоходного гидротехнического сооружения" (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2021 г., регистрационный N 66559).
Необходимость переработки указанных нормативных правовых актов Ростехнадзора продиктована предлагаемыми изменениями в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Примерный срок разработки - шесть месяцев со дня принятия решения Правительством Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель правового регулирования - привести нормативные правовые акты Ростехнадзора в соответствие с законопроектом.
Предмет правового регулирования - декларирование безопасности гидротехнических сооружений, проведение государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
Содержание правового регулирования - переиздание актов Минтранса России и Ростехнадзора по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.