Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах"
(подготовлен Росфинмониторингом 25.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 42 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2023 N 3899-р.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 24 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - перечень), в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом названного пункта.
Схожие нормы о выплате гуманитарного пособия предусмотрены в статье 7 4 Федерального закона N 115-ФЗ.
По информации правоохранительных органов, имеются случаи использования указанных выплат для финансирования террористической деятельности, в том числе лицами, находящимися в розыске1, а также неоднократного снятия данных выплат со своих счетов в различных кредитных организациях (превышая законодательно установленный ежемесячный лимит). В этой связи законопроектом предусматривается возможность совершения операций указанной категорией лиц только через определенные банковские счета путем внесения соответствующих изменений в статьи 6 и 7 4 Федерального закона N 115-ФЗ.
Кроме того, поскольку лица, включенные в перечень, могут получать доход не только в связи с выплатой им заработной платы (на основании трудового договора) законопроектом предлагается уточнить нормы подпунктов 1 и 3 пункта 24 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, включив в них также иные доходы, которые вправе получать и расходовать указанные лица в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода. Определять виды иных доходов предлагается актом Правительства Российской Федерации.
Помимо этого, согласно части второй статьи 24 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы - ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 2054 Уголовного кодекса Российской Федерации, за руководство этим сообществом или участие в нем.
В этой связи законопроектом дополняется статья 6 Федерального закона N 115-ФЗ положениями, согласно которым в перечень будут включаться и исключаться террористические сообщества по новым основаниям.
Также согласно Рекомендациям 6 и 7 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег меры по замораживанию (блокированию) должны применяться без предварительного уведомления и в отношении всего имущества, в том числе находящегося в долевой собственности, которым владеют, пользуются, распоряжаются либо, которое контролируют лица, указанные в резолюциях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Поскольку в настоящее время таких требований законодательство Российской Федерации не содержит, законопроектом вносятся соответствующие изменения в статьи 41 и 51 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", которые регламентируют применение принудительных мер.
Предлагается установить отложенные сроки вступления в силу некоторых предлагаемых законопроектом новелл с целью обеспечения принятия необходимых для их реализации подзаконных нормативных правовых актов, а также подготовки органов и организаций к исполнению измененных обязанностей.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения (на которые распространяется действие Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют законопроекты (федеральные законы) по вопросам, являющимся предметом правового регулирования законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.