Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Росреестром 01.08.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2024 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 6 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Ермака" (далее - постановление Конституционного Суда РФ).
Постановлением Конституционного Суда РФ пункт 3 статьи 6 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 36 и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования и в их судебном истолковании они создают неопределенность в вопросе о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду лицам, являющимся собственниками частично или полностью подземных гаражей (гаражных комплексов), которые расположены в границах таких участков, отвечают признакам объекта недвижимого имущества и зарегистрированы в установленном порядке.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 338-ФЗ "О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно вводятся понятия наземных и подземных гаражей, а также подземных гаражных комплексов, устанавливается нормативно-правовое регулирование возможности предоставления земельных участков, на которых расположены гаражи в соответствии с ЗК РФ. При этом в целях обеспечения доступа к подземным гаражам и гаражным комплексам законопроектом предусматривается возможность установления сервитута.
Таким образом, законопроектом устраняется правовая неопределенность, отмеченная в постановлении Конституционного Суда РФ, а также вводится различное правовое регулирование при оформлении земельных отношений в случаях, когда гараж или гаражный комплекс расположен на поверхности земельного участка, частично или полностью под поверхностью земельного участка.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не подпадает под сферу действия Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иных международных договоров Российской Федерации. Реализация положений законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.