Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об организации органами службы занятости прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан"
(подготовлен Минтрудом России от 28.07.2024)
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации органами службы занятости прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от __________________ г. N ____
Положение
об организации органами службы занятости прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает особенности прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (далее - обучение) безработными гражданами и иными категориями граждан (далее также - граждане) по направлению органов службы занятости, порядка отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обучения граждан по направлению органов службы занятости, а также порядок сбора и анализа информации о трудоустройстве и занятости граждан, завершивших обучение по направлению органов службы занятости.
2. Обучение граждан по направлению органов службы занятости осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в целях приобретения или развития ими имеющихся знаний, компетенций и навыков для обеспечения их занятости.
II. Особенности прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан по направлению органов службы занятости
3. Организация обучения граждан при содействии органов службы занятости осуществляется в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
4. Обучение граждан по направлению органов службы занятости осуществляется по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих) и дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) (далее - образовательные программы).
5. Органы службы занятости направляют граждан на обучение с учетом результатов профессиональной ориентации в порядке, предусмотренном стандартом осуществления полномочия по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы профессиональной деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования.
6. Органы службы занятости при направлении граждан на обучение должны учитывать требования к квалификации работника, содержащиеся в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, а также сведения о заявленной работодателями потребности в работниках в количественном и профессионально-квалификационном разрезе.
7. В целях организации обучения и содействия занятости граждан, направляемых на обучение органами службы занятости, договора заключаются с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа).
8. Обучение завершается итоговой аттестацией в форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и выдачей документа о квалификации.
9. Граждане после завершения обучения могут оценить с использованием единой цифровой платформы качество обучения по выбранной ими образовательной программе.
III. Особенности порядка отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан по направлению органов службы занятости
10. Отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в рамках государственного задания, в целях обучения граждан по направлению органов службы занятости осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
11. При организации отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должны учитываться материально-технические и кадровые условия, имеющиеся в указанных организациях для реализации образовательных программ, наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, опыта реализации аналогичных программ.
12. Обучение граждан осуществляется по образовательным программам в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
13. Перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, прошедших отбор в целях обучения граждан по направлению органов службы занятости, и реализуемых ими образовательных программ, размещаются органами службы занятости на единой цифровой платформе.
При отсутствии в перечне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сведений об образовательных программах по необходимой гражданину профессии (специальности), востребованной на рынке труда, органы службы занятости дополнительно осуществляют отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
14. Подбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и образовательных программ осуществляется с использованием единой цифровой платформы из перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и в которых возможно прохождение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования по выбранной гражданином профессии (специальности).
IV. Порядок сбора и анализа информации о трудоустройстве и занятости граждан, завершивших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости
15. Сбор и анализ информации о трудоустройстве и занятости граждан, завершивших обучение, по направлению органов службы занятости осуществляется органами службы занятости в целях:
а) формирования сводной статистической информации о трудоустройстве и занятости граждан, завершивших обучение;
б) выявления востребованности профессий (специальностей), по которым осуществляется обучение;
в) корректировки перечня востребованных на рынке труда профессий (специальностей);
г) оценки конкурентоспособности на рынке труда граждан, завершивших обучение, на основе сведений об их трудоустройстве.
16. Анализ информации о трудоустройстве и занятости граждан, завершивших обучение по направлению органов службы занятости, осуществляется органами службы занятости с использованием единой цифровой платформы на основе сбора сведений:
а) о реализации мероприятий по обучению;
б) о численности граждан, завершивших обучение;
в) о численности занятых граждан из числа прошедших обучение;
г) о численности занятых граждан из числа прошедших обучение по профилю соответствующей образовательной программы.
17. Сведения о численности занятых граждан из числа прошедших обучение формируются органами службы занятости с использованием единой цифровой платформы путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия:
в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о сведениях о трудовой деятельности, о месте осуществления трудовой деятельности;
в Федеральную налоговую службу о сведениях из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, о сведениях о гражданах, являющихся учредителями (участниками) юридических лиц, о статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).
18. Запрос сведений о трудоустройстве граждан, завершивших обучение, осуществляется каждые 10 рабочих дней в течение 3 месяцев по истечении месяца после завершения обучения гражданами в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об организации органами службы занятости прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан"
Проект постановления разработан в соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливает особенности прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (далее - обучение) безработными гражданами и иными категориями граждан (далее также - граждане) по направлению органов службы занятости, порядка отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обучения граждан по направлению органов службы занятости, а также порядок сбора и анализа информации о трудоустройстве и занятости граждан, завершивших обучение по направлению органов службы занятости.
Проект постановления предусматривает следующие основные положения:
1) обучение граждан по направлению органов службы занятости осуществляется по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих) и дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) (далее - образовательные программы);
2) в целях качественного удовлетворения потребностей гражданина в обучении орган службы занятости выдает гражданину направление на обучение, основываясь на результатах профориентации;
3) обучение граждан осуществляется по образовательным программам в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) процесс взаимодействия гражданина с органом службы занятости в целях организации обучения, а также в целях анализа и оценки результатов такого обучения также осуществляется с использованием единой цифровой платформы;
4) органы службы занятости с использованием единой цифровой платформы осуществляют сбор и анализ информации о трудоустройстве и занятости граждан, завершивших обучение в целях формирования сводной статистической информации о трудоустройстве и занятости граждан, завершивших обучение, выявления востребованности профессий (специальностей), по которым осуществляется обучение, оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Принятие проекта постановления позволит обеспечить единые подходы при организации обучения различных категорий граждан, соответствие образовательных программ потребностям рынка труда, а также повысит уровень информированности граждан о предлагаемых возможностях обучения.
Положение распространяется на обучение, реализуемое за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), за счет средств бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местным бюджетам на осуществление целевых расходов).
Реализация постановления не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований.
Проект постановления соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об организации органами службы занятости прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан"
Реализация проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об организации органами службы занятости прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.