Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей"
(подготовлен Минпромторгом России 16.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей" (далее - проект постановления, информационная система мониторинга) разработан Минпромторгом России во исполнение подпункта "в" пункта 1 указания Президента Российской Федерации от 15 мая 2024 г. N Пр-932 (далее - Указание Президента Российской Федерации) в рамках полномочий Правительства Российской Федерации, предусмотренных пунктом 3.1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Проект постановления предусматривает введение с 1 марта 2025 г. обязательной маркировки отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей средствами идентификации.
Проект постановления подготовлен с учетом эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей, который проводится на территории Российской Федерации с 1 июля 2024 г. по 28 февраля 2025 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2024 г. N 861 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей".
Проект постановления направлен на реализацию мер, предусмотренных Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 256-р (далее - Стратегия).
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость введения правового регулирования, указывает на следующее.
Разделом VIII Стратегии предусмотрено расширение списка товарных групп, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с целью дальнейшего сокращения незаконного оборота промышленной продукции (указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р).
Оборот в отношении отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей в России характеризуется не менее чем 50% долей нелегального рынка, что ведет к реализации потребителям некачественной и небезопасной продукции.
Проектом постановления утверждаются сроки поэтапного введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей:
1) начало обязательной регистрации в информационной системе мониторинга - с 1 марта 2025 г.;
2) начало обязательной маркировки и представление в информационную систему мониторинга сведений о вводе в оборот отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей - с 1 сентября 2025 г.
3) участники оборота отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей представляют в информационную систему мониторинга сведения о выводе из оборота отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей путем розничной продажи и сведения об обороте отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей, и выводе из оборота отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей путем, не являющимся продажей в розницу, в рамках поэкземплярного учета с 1 апреля 2026 г. При этом участники оборота отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей вправе предоставлять в информационную систему мониторинга сведения о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей со дня вступления в силу соответствующего постановления.
Срок вступления в силу проекта постановления предусмотрен с 1 марта 2025 г., что соответствует Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Указанию Президента Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), присутствуют.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, оценка регулирующего воздействия в отношении проектов актов, подготовленных на основании поручений или указаний Президента Российской Федерации, в которых содержится прямое указание на необходимость их разработки в сжатые сроки (не более 10 дней), не проводится.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 40 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" соблюдение обязательных требований, устанавливаемых проектом постановления, относится к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, осуществляемого Роспотребнадзором. Предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований и последствия их несоблюдения закреплены статьями 15.12 и 15.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.