Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 19.08.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях неухудшения положения резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области, созданной и функционирующей в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ).
Правительством Российской Федерации, исходя из экономической целесообразности и с учетом внешнеэкономических условий, включая курсовые разницы, принято системное решение по введению экспортных пошлин на отдельные группы товаров в 2023-2024 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"), которое затронуло широкий круг предприятий-экспортеров вне зависимости от их территориального расположения (далее - экспортные пошлины N 1538).
При этом с учетом особого геополитического положения Калининградской области и в целях ускорения ее социально-экономического развития в 2006 г. на территории региона перезапущен механизм ОЭЗ, регулируемый отдельным Законом N 16-ФЗ, в соответствии с которым в границах Калининградской области и прилегающих к ее территории внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Одной из преференций для резидентов ОЭЗ в Калининградской области являются гарантии на неухудшение условий ведения бизнеса, обозначенные непосредственно в Законе N 16-ФЗ, например, предусмотренная частью 3 статьи 6 Закона N 16-ФЗ гарантия, в соответствии с которой в случае, если вступают в силу и применяются новые федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты, составляющие право ЕАЭС, которые приводят к изменению условий реализации инвестиционного проекта резидентом и (или) осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 г. осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", в том числе в связи с установлением запретов или ограничений в отношении помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны с приобретением товарами, изготовленными (полученными) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса товаров ЕАЭС, суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов, обязанность по уплате которых возникла в связи с изменением правового регулирования, компенсируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, за Российской Федерацией Законом N 16-ФЗ закреплено публичное обязательство по компенсации за счет средств федерального бюджета возникающих у резидентов ОЭЗ расходов по уплате таможенных пошлин, введенных в процессе реализации инвестиционных проектов резидентами ОЭЗ.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 6 Закона N 16-ФЗ порядок и условия предоставления компенсаций суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов за счет средств федерального бюджета установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2015 г. N 471 (далее - Правила N 471), в соответствии с которыми был предусмотрен механизм доведения средств федерального бюджета на указанные цели бюджету Калининградской области (далее - механизм финансирования) в форме ИМБТ.
Необходимо отметить, что ранее установленный механизм финансирования в форме ИМБТ (Правила N 471) в текущих условиях неприменим и не может быть изменен без внесения изменений в Закон N 16-ФЗ, так как:
а) ИМБТ с 1 января 2024 г. не предоставляются регионам на указанные цели в соответствии с действующим бюджетным законодательством;
б) механизм финансирования в форме субсидии не подходит для указанных целей, так как предусматривает софинансирование со стороны региона в то время как Закон N 16-ФЗ прямо закрепляет публичное обязательство за Российской Федерацией, не предусматривая дополнительной нагрузки на региональный бюджет;
в) механизм финансирования в форме дотации не подходит для указанных целей в отсутствие возможности проконтролировать целевое использование соответствующих средств федерального бюджета;
г) механизм финансирования в форме субвенции, позволяющий довести Калининградской области соответствующие средства федерального бюджета, требует закрепления за Российской Федерацией полномочия, которое может быть передано в регион вместе с субвенцией на финансовое обеспечение его реализации по аналогии с субвенцией на поддержку импортозамещения и сохранение рынка труда, которую Российская Федерация в лице Минэкономразвития России начала предоставлять бюджету Калининградской области, начиная с 2024 г., в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2023 года N 633-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым Закон N 16-ФЗ дополнен отдельной статьей 6.1, закрепляющей соответствующее полномочие за Российской Федерацией и механизм его реализации.
Таким образом, требуется внесение в Закон N 16-ФЗ изменений, аналогичных внесенным в конце 2023 г., в соответствии с которыми аналогичный механизм финансирования в форме субвенции уже реализуется в целях обеспечения принципиально другого публичного обязательства Российской Федерации по гарантии резидентам ОЭЗ государственной поддержки, предусмотренной частью 9 статьи 6 Закона N 16-ФЗ.
Указанные изменения в Закон N 16-ФЗ позволят издать новые правила предоставления бюджету Калининградской области субвенций из федерального бюджета на указанные цели (акт Правительства Российской Федерации) с одновременным признанием утратившими силу Правил N 471.
Методика расчета размеров подлежащих компенсации сумм таможенных пошлин, налогов и Порядок установления (фиксации) факта увеличения этих величин или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 года N 1210 (далее - Методика N 1210).
В соответствии с Методикой N 1210 администрацией ОЭЗ совместно с таможенными органами подтвержден факт уплаты резидентами ОЭЗ экспортных пошлин N 1538: 4 резидента ОЭЗ (ЗАО "Содружество-Соя"", АО "Агропродукт", ООО "Содружество-Протеин", ООО "Рыбзавод "За Родину") фактически уплатили экспортные пошлины в размере 1 297,021 млн рублей (в том числе в 2023 г. -498,898 млн рублей и в 2024 г. - 798,123 млн рублей), по оценке региона, в 2024 г. уплата экспортных пошлин за год накопленным итогом составит 2 400,0 млн рублей.
Указанные резиденты ОЭЗ с 2006, 2011, 2020 и 2023 гг. реализуют в соответствии с инвестиционными декларациями проекты, направленные на производство ими соответствующих видов продукции (соевый белок, рыбные консервы, масло рапсовое, шрот рапсовый тостированный, соевое масло рафинированное дезодорированное, шрот соевый кормовой тостированный и т.д.),и являются экспортерами данной продукции уже свыше 10 лет.
Вместе с тем Методика N 1210 для компенсации экспортных пошлин требует внесения изменений в части установления возможности компенсации уплаченных сумм таможенных пошлин за предыдущие финансовые годы. Расчет размеров подлежащих компенсации сумм таможенных пошлин, налогов должен производиться только в отношении фактически уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, предлагается реализовать в 2025 г. посредством механизма финансирования в форме субвенции компенсацию резидентам ОЭЗ фактически возникшей и обеспеченной обязанности по уплате в 2023-2024 гг. экспортных пошлин N 1538 в размере порядка 2,9 млрд рублей.
Таким образом, для финансирования реализации указанной инициативы возникнет дополнительная потребность в средствах федерального бюджета, которую предлагается частично обеспечить за счет увязки соответствующих расходов федерального бюджета с доходами от уплаты резидентами ОЭЗ в Калининградской области соответствующих экспортных пошлин.
Необходимо отметить, что в отношении экспортируемой продукции у компаний-резидентов ОЭЗ имеются выданные Союзом "Калининградская торгово-промышленная палата" (далее - КТПП) сертификаты о происхождении товаров общей формы либо сертификаты происхождения товара формы СТ-1, к которым прилагаются акты экспертизы, содержащие сведения о производителях товаров, выдаваемые КТПП для оформления указанных сертификатов. Также в комплекте документов, подаваемых в соответствии с Методикой N 1210, содержатся декларации на товары, в которых к графе 31 "Описание и характеристика товара" указывается производитель товара.
Это исключает возможные риски использования механизма компенсации недобросовестными предпринимателями в качестве схемы ухода от уплаты экспортных пошлин в отношении товаров ЕАЭС, произведенных в Калининградской области либо ввезенных на территорию Калининградской области и вывозимых в третьи страны в неизменном виде.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые проектом федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.