Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об отдельных правилах регулирования тарифов и установления льгот в области пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в дальнем следовании и оказания услуг инфраструктуры при осуществлении пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
(подготовлен Минтрансом России 22.08.2024 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Вид и наименование проекта акта - проект постановления Правительства Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "Об отдельных правилах регулирования тарифов и установления льгот при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении" (далее - проект постановления).
Федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект акта, - Минтранс России.
Проект постановления разработан в целях реализации целей и задач национального проекта "Семья", поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. и ориентированных на поддержку и развитие семейных ценностей и создание комфортных условий для формирования здоровых и счастливых семей подготовлены предложения, направленные на повышение адресную поддержку семей с детьми.
Проект постановления разработан в связи с вступлением в силу с 1 января 2024 г. постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 "Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", согласно которому нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 декабря 2023 г. и регулирующие ранее правила предоставления субсидий, с 2025 года должны утратить силу.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Проект постановления не предусматривает изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Перевозки детей железнодорожным транспортом востребованы в течение всего года и обеспечивают доступность услуг железнодорожного транспорта для населения. В 2023 году в плацкартных и общих вагонах было перевезено более 10 млн детей в возрасте до 18 лет.
При этом на сегодняшний день порядок предоставления льгот и их компенсации неоднороден для разных возрастных групп детей, календарных периодов, статуса учащегося и не в полной мере предоставляет равные права на льготу всем юным гражданам России.
В настоящее время перевозка детей до 5 лет (если они не занимают отдельное место в поезде) осуществляется без взимания платы. Для детей до 10 лет действуют специальный тариф (он составляет 35 % от взрослого). Здесь все решения абсолютно логичны и обеспечивают поддержку семей с детьми.
При этом льгота для детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно действует только для учащихся очной формы обучения общеобразовательных учреждений в период с сентября по май. Для поездки в поезде детям необходимо постоянно предъявлять справку из школы.
Такая мера поддержки была введена в 1960-е годы и концептуально не менялась на протяжении всего периода действия. На момент принятия решения льгота была актуальной, так как дети зачастую добирались до школы на поездах,а в тот период как такового различия между пригородными поездами и поездами дальнего следования не было.
Вместе с тем существующая система не позволяет воспользоваться льготой детям (в возрасте от 10 до 17 лет включительно), которые получают образование вне школы в форме семейного/домашнего обучения или самообразования.
Это в первую очередь относится к детям, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, а также по причине сложной обстановки (регионы страны, где введено военное положение и режим "среднего уровня реагирования").
Также существующая система лишает поддержки детей в возрасте до 18 лет,которые приняли решение продолжить обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (колледжи, техникумы), так как льгота предоставляется только учащимся общеобразовательных учреждений.
В период летних каникул аналогичная льгота предоставляется только для поездок в сообщении с Крымским полуостровом. Для всех остальных пассажиров в возрасте от 10 до 17 лет возможность совершить поездку со скидкой зависит от финансовой возможности Холдинга РЖД предоставлять за свой счет такие условия детям в рамках маркетинговых акций. При этом спрос на поездки детей летом выше, чем в период учебного года, что в первую очередь обусловлено необходимостью оздоровления детей в период летних каникул.
Таким образом, существующая система поддержки детей в возрасте от 10 до 17 лет (включительно), которая была введена в 1960-е годы требует обновления с учетом актуальных целей и задач развития государства и общества.
Кроме того, в связи с вступлением в силу с 1 января 2024 г. постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 "Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий,юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" нормативные правовые акты,вступившие в силу до 1 декабря 2023 г. и регулирующие ранее правила предоставления субсидий, с 2025 года должны утратить силу.
При этом в действующих на сегодняшний день постановлениях Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки, имеется ряд особенностей, которые закрепляют базовые решения о предоставлении государственной поддержки для отдельных категорий пользователей железнодорожного транспорта в сфере пассажирских перевозок,которые могут быть утрачены в связи с необходимостью отмены действующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1. Льгота по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет (далее - школьники) железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах, а также двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе в виде скидки 50 % определена самим постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1172 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах, а также двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе в поездах дальнего следования всех категорий". Иной нормативный правовой акт, устанавливающий указанную льготу, отсутствует.
Аналогичная ситуация складывается с установлением льготы на перевозку в поездах дальнего следования детей - школьников в сообщении с Крымским полуостровом в летний период, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 г. N 1006 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий акционерному обществу Транспортная Компания "Гранд Сервис Экспресс" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий в летний период на территории республики Крым и г. Севастополя и в обратном направлении".
Таким образом, после признания указанных постановлений с 1 января 2025 г. утратившим силу, у железнодорожных перевозчиков в дальнем следовании будут отсутствовать правовые основания для осуществления льготных перевозок школьников, оформление проездных документов на которые с учетом срока открытия продажи начнется с 4 октября 2024 г., а отмена льготы приведет к негативным социальным последствиям.
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 844 "Об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении" определен льготный коэффициент в размере 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. Аналогично указанной выше информации иные нормативные правовые акты, устанавливающие применение льготного коэффициента 0,01, отсутствуют.
Упразднение льготного коэффициента 0,01 привет к существенному снижению субъектами Российской Федерации объемов транспортного заказа при осуществлении пригородных перевозок, росту тарифа для населения,сокращению инвестиций в развитие пассажирской инфраструктуры и снижению заказа предприятиям транспортного машиностроения на обновление подвижного состава.
Кроме того, предлагаемое решение направлено на исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 23 апреля 2024 г. N Пр-805 на обращение Мэра Москвы Собянина С.С. и Губернатора Московской области Воробьева А.Ю. о бессрочном установлении льготного коэффициента к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта города Москвы и Московской области.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. N 207 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах" установлена обязанность ФАС России ежегодно определять экономически обоснованный уровень тарифа на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах для целей расчета потерь в доходах организаций, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на указанные перевозки.
В целях упорядочения процедуры возмещения потерь в доходах перевозчика после признания утратившим силу указанного постановления, необходимо установление указанной обязанности ФАС России в нормативном правовом акте.
4. Аналогичная ситуация складывается в отношении стоимости проезда в/из Калининградскую область. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 916 "Об утверждении правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы российской федерации" устанавливает порядок компенсации потерь перевозчиков, возникающих в связи с тем, что перевозки в сообщением с Калининградской областью осуществляются по территории иностранных государств, включая недружественные.
При этом стоимость проследования пассажирского поезда по территории иностранного государства значительно выше, чем во внутрироссийском сообщении на аналогичное расстояние.
Таким образом, в целях сохранения и актуализации основополагающих норм, определяющих государственную поддержку в области железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании и в пригородном сообщении, подготовлен проект постановления, который предусматривает:
- предоставление скидки детям - гражданам Российской Федерации от 10 до 18 лет в размере 50 % на проезд в плацкартных и общих вагонах,а также двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе, подлежащей компенсации со стороны государства на круглогодичной основе.
Для предоставления скидки не будет требоваться справка из учебных заведений о нахождении ребенка на очном обучении в общеобразовательном учреждении,что освободит родителей и сотрудников школ от необходимости оформления таких справок, в том числе равные права на льготу получат все дети до 18 лет, включая получающих образование без посещения школы в форме семейного образования и самообразования и дети, получающие среднее профессиональное образование в училищах, колледжах, техникумах и иные виды образования;
- начиная с 2025 года проведение индексации тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в регулируемом сегменте для всех перевозчиков, при которой тариф на проезд в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования у организации железнодорожного транспорта (перевозчика) с наибольшим объемом отправленных пассажиров будет соответствовать экономически обоснованному уровню, что позволит значительно снизить нагрузку на федеральный бюджет;
- сохранение льготного коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые на территории Российской Федерации,при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородных поездах в регулируемом сегменте пригородных пассажирских перевозок, что позволит обеспечить транспортную и ценовую доступность пригородных перевозок в регионах и не допустить возникновения социальной напряженности из-за сокращения маршрутной сети и повышения стоимости проезда в пригородном сообщении;
- сохранение нормы о выравнивании тарифов при перевозке пассажиров в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования при проезде из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации до уровня стоимости проезда на аналогичные расстояния по внутригосударственному тарифу.
Также проектом постановления предполагается признать утратившими силу с 1 января 2025г. нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 декабря 2023 г. и регулирующие ранее правила предоставления субсидий:
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1172 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах, а также двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе в поездах дальнего следования всех категорий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий акционерному обществу Транспортная Компания "Гранд Сервис Экспресс" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий в летний период на территории республики Крым и г. Севастополя и в обратном направлении";
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. N 207 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 844 "Об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении".
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Издание проекта постановления направлено на сохранение и актуализацию основополагающих норм, определяющих государственную поддержку в области железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании и в пригородном сообщении.
5. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Издание проекта постановления направлено на достижение целей:
- государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";
- Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.
Проект постановления не влечет дополнительной нагрузки на федеральный бюджет, так как направлен на сохранение ранее принятых базовых решений, направленных на обеспечение ценовой доступности пассажирских железнодорожных перевозок для населения страны и обеспечения транспортной доступности и связанности территорий Российской Федерации.
Более того, при переходе на новую систему адресной поддержки субсидирования перевозок детей на круглогодичной основе при условии индексации тарифов на перевозку пассажиров в регулируемом сегменте до уровня экономически обоснованного уровня тарифа для организации железнодорожного транспорта с наибольшим объемом отправленных пассажиров в дальнем следовании, будет достигнуто снижение потребности в субсидиях из федерального бюджета.
При этом доля адресных субсидий из федерального бюджета будет увеличена с 30 % до 80 %.
6. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
Заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Издание проекта постановления не повлечет за собой изменения численности, объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
8. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции,иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования),о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.