Проект Приказа Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения об организации и осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства Главного управлению специальных программ Президента Российской Федерации"
(подготовлен ГУСП 27.08.2024 г.)
В соответствии с частями 6 и 10 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 1 и подпунктом 17 пункта 6 Положения о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 651, в целях организации и осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 6 июля 2016 г. N 48 "Об утверждении Административного регламента исполнения Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора в отношении специальных объектов и объектов их инфраструктуры" (зарегистрирован Минюстом России 19 сентября 2016 г., регистрационный N 43701).
Начальник |
А.Л. Линец |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Главного управления специальных программ
Президента Российской Федерации
от " " __________2024 г. N___
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации
I. Общие положения
1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства ГУСПа (далее - государственный надзор) осуществляется подразделением ГУСПа, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного надзора (далее - подразделение государственного надзора ГУСПа).
Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются начальник подразделения государственного надзора ГУСПа, заместитель начальника подразделения государственного надзора ГУСПа, должностные лица подразделения государственного надзора ГУСПа, в должностные обязанности (регламенты, инструкции) которых входит осуществление государственного надзора (далее - инспекторы).
2. К объектам ГУСПа, в отношении которых осуществляется государственный надзор, относятся пункты управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, иные специальные объекты мобилизационного назначения, объекты их инфраструктуры, заказчиком строительства, реконструкции которых выступает ГУСП (далее - объекты капитального строительства).
3. Государственный надзор осуществляется*(1):
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства является соблюдение следующих обязательных требований*(2):
1) в отношении объектов, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящего Положения:
соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
требования наличия разрешения на строительство;
требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) в отношении объектов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящего Положения:
требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
соответствие параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
5. Объектом государственного надзора является деятельность, действия (бездействия) структурных подразделений ГУСПа, их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (далее - контролируемые лица).
6. В целях информационного обеспечения государственного надзора подразделением государственного надзора ГУСПа ведется реестр объектов капитального строительства (далее - реестр)*(3).
7. В реестр включаются следующие сведения:
1) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
1) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
2) полное наименование застройщика - юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) застройщика - индивидуального предпринимателя.
8. Реестр ведется в форме документа на бумажном носителе, зарегистрированном в структурном подразделении ГУСПа, на которое возложены функции по ведению делопроизводства.
9. Ведение реестра осуществляется инспекторами с использованием информации, полученной от контролируемых лиц в ходе осуществления государственного надзора и из государственных информационных систем, а также посредством межведомственного электронного взаимодействия.
10. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Указанные сведения не подлежат размещению в открытом доступе, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий
11. Государственный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
12. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
1) выездная проверка;
2) документарная проверка.
13. Срок проведения выездной проверки не должен превышать десять рабочих дней.
Срок проведения документарной проверки не должен превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления уполномоченным подразделением ГУСПа контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов, а также период со дня направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в уполномоченное подразделение ГУСПа.
14. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза.
15. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
16. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе имеют право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника ГУСПа и копии приказа (выписки из приказа) ГУСПа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) здания, помещения, сооружения и иные объекты контролируемых лиц;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) выдавать контролируемым лицам рекомендации по предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований.
18. Должностными лицами ГУСПа, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник ГУСПа и его заместители.
19. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся подразделением государственного надзора ГУСПа при осуществлении государственного надзора в случаях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, на основании приказа ГУСПа.
20. Формирование и изменение программы проверок осуществляются подразделением государственного надзора ГУСПа.
21. Программа проверок формируется не позднее, чем через десять рабочих дней после поступления извещения направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного Кодекса о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
3) должности представителей контролируемого лица, присутствие которых является необходимым при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
22. Программа проверок утверждается начальником структурного подразделения ГУСПа, в состав которого входит подразделение государственного надзора ГУСПа.
23. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.
24. Программа проверок формируется в двух экземплярах, один из которых не позднее трех рабочих дней со дня утверждения программы проверок направляется контролируемому лицу почтовым отправлением либо вручается под расписку представителю контролируемого лица.
25. Изменение в программу проверок вносится подразделением государственного надзора ГУСПа в течение семи рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного программой проверок.
26. Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляются в соответствии с пунктами 22 - 24 настоящего Положения.
27. Результатом проведения контрольного (надзорного) мероприятия является составление акта проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2021 г.,регистрационный N 63710)*(4) (далее - приказ Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151) (приложение N 11 к приказу Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151), или по типовым формам, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 (приложение NN 13, 14 к приказу Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151).
В случае выявления фактов нарушений обязательных требований, указанных в пункте 4 настоящего Положения, также составляется предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Положению), которое прилагается к акту проверки.
Указанные акт и предписание составляются в двух экземплярах.
28. Акт проверки и прилагаемое к нему предписание (при его наличии) оформляются на бумажном носителе в двух экземплярах в течение пяти рабочих дней после дня окончания проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Один экземпляр акта проверки и прилагаемого к нему предписания (при его наличии) направляется контролируемому лицу посредством почтового отправления с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", федеральной фельдъегерской связью либо вручается под расписку представителю контролируемого лица.
29. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением прилагаемого к акту проверки предписания (при его наличии) осуществляются инспектором, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие.
III. Проведение профилактических мероприятий
30. При осуществлении государственного надзора проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
31. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяется подразделения государственного надзора ГУСПа или его заместителем.
32. Подразделение государственного надзора ГУСПа осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
33. При наличии в подразделении государственного надзора ГУСПа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, указанных в пункте 4 настоящего Положения, а также признаках их нарушений должностные лица, осуществляющие государственный надзор, объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, составленное по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 (приложение N 15 к приказу Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151).
34. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе направить в подразделение государственного надзора ГУСПа возражение в отношении указанного предостережения.
35. Возражение контролируемого лица направляется в подразделение государственного надзора ГУСПа не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
36. Подразделение государственного надзора ГУСПа рассматривает возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу мотивированный ответ в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражения.
37. Консультирование, включая письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение обязательных требований, указанных в пункте 4 настоящего Положения, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
2) разъяснение положений законодательства Российской Федерации и правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора.
38. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.
39. О проведении профилактического визита, в том числе обязательного, контролируемое лицо уведомляется начальником подразделения государственного надзора ГУСПа не позднее чем за пять рабочих дней до даты начала его проведения.
40. Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.
IV. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор
41. Решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора, могут быть обжалованы.
42. Правом на обжалование решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятых и осуществляемых в ходе государственного надзора, обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
43. Жалоба подлежит рассмотрению в подразделении государственного надзора ГУСПа в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
44. При обжаловании решений руководства уполномоченного подразделения ГУСПа жалоба рассматривается начальником ГУСПа или его заместителем.
Приложение
к Положению об организации и осуществлении федерального
государственного строительного надзора при строительстве,
реконструкции объектов капитального строительства Главного управления
специальных программ Президента Российской Федерации
от "__" ___________2024 г. N____
Рекомендуемый образец
Экз. N ___
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
_____________________________________________________________________________
(наименование подразделения, на которое возложены функции по организации и осуществлению
_____________________________________________________________________________
федерального государственного надзора
г. Москва
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении выявленных нарушений обязательных требований
N_____
"___"____________20__ г.
________________________________________________________________
(место составления)
В период с "___" ______ 20__г. по "___" _______ 20__ г. должностными лицами подразделения, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора:
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Наименование должности |
|
|
|
при участии:
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Наименование должности |
|
|
|
в присутствии: ___________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, иного должностного лица
________________________________________________________________
или уполномоченного представителя лица, в отношении которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие)
проведено ________________________________________________________________
(указывается вид контрольного (надзорного) действия, полное наименование подразделения
________________________________________________________________
(юридического лица), в отношении которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие)
по соблюдению обязательных требований.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения следующих обязательных требований:
N п/п |
Описание выявленного нарушения |
Нормативный правовой акт (наименование органа (органов), его издавшего, вид, наименование, дата подписания (утверждения) и номер), а также положение этого акта (пункт, статья), требование которого нарушено (не соблюдено) |
Лица, допустившие нарушение |
Срок устранения нарушения |
|
|
|
|
|
Подписи инспекторов:
_______________________________________ ___________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
_______________________________________ ___________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Подписи должностных лиц подразделения, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора, участвовавших в контрольном (надзорном) мероприятии:
_______________________________________ ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)) (подпись)
_______________________________________ ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)) (подпись)
С предписанием ознакомлен, экземпляр N ___ предписания на руки получил:
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя (начальника) подразделения, иного должностного лица
или уполномоченного представителя лица, в отношении которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие)
_________________________ ___________________
(число, месяц, год) (подпись)
От ознакомления с предписанием руководитель (начальник) подразделения, иное должностное лицо или уполномоченный представитель лица, в отношении которого проведено контрольное (надзорное) мероприятие отказался.
(фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор)
________________ __________________
(число, месяц, год) (подпись)
-------------------------------------------
*(1) Часть 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
*(2) Части 3 и 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
*(3) Часть 19 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
*(4) С изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 27 октября 2021 г. N 651 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2021 г., регистрационный N 66372).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработан новый порядок организации и осуществления федерального строительного госнадзора при строительстве и реконструкции объектов ГУСПа.