Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2012 г. N 512-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП
Правила
установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве
16 октября, 25 декабря 2007 г., 12 февраля, 25 марта 2008 г., 30 июня, 13 октября, 10, 17 ноября 2009 г., 2, 16 февраля, 27 июля 2010 г., 31 мая, 19 июля, 4 октября 2011 г., 26 сентября 2012 г.
Об основных требованиях по размещению объектов наружной рекламы на территории г. Москвы см. приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы от 27 сентября 2007 г. N 170
1. Общие положения
1.1. Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве (далее - Правила) приняты в целях усиления государственного контроля за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, эксплуатацией объектов наружной рекламы и информации, использованием имущества города Москвы в целях распространения наружной рекламы и информации.
Настоящие Правила устанавливают требования к территориальной установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, условия использования имущества города для установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, порядок выдачи разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
1.2. Соблюдение настоящих Правил обязательно для всех юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве.
1.3. Правила разработаны на основании Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", законов города Москвы, распоряжений Мэра Москвы и постановлений Правительства Москвы, ГОСТа 52290-2004 "Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТа 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметок, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТа 52004-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях сельских поселений", других нормативных правовых документов, определяющих полномочия органов исполнительной власти города Москвы.
1.4. Установка объектов наружной рекламы и информации осуществляется на основании разрешения, выданного Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
При наличии разрешения установка и эксплуатация объекта наружной рекламы и информации на имуществе, принадлежащем городу Москве, осуществляется на основании договора с Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы, заключенного в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
2. Объекты наружной рекламы и информации
К объектам наружной рекламы и информации относятся различные объекты, предназначенные для распространения рекламных и других информационных сообщений, установленные на территории города Москвы на территориях общего пользования, других земельных участках, зданиях, сооружениях и ориентированные на визуальное восприятие потребителями информации.
Объекты наружной рекламы и информации подразделяются на следующие виды:
- объекты наружной рекламы (рекламные конструкции);
- объекты городской информации;
- объекты информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения.
2.1. Требования к объектам наружной рекламы и информации:
2.1.1. Общие требования:
- объекты наружной рекламы и информации, установленные на территории города, не должны ухудшать архитектурный облик города, преграждать визуальное восприятие архитектуры столицы Российской Федерации - города Москвы;
- установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается;
- установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации над проезжей частью дорог и улиц не допускается;
- установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации на территориях, в отношении которых в установленном порядке утверждены концепт-программы установки объектов наружной рекламы, допускается исключительно в соответствии с указанными концепт-программами;
- конструкция объекта наружной рекламы и информации должна соответствовать техническим нормам и требованиям к конструкциям соответствующего типа, должна быть безопасна, спроектирована, изготовлена и установлена в соответствии с существующими строительными нормами и правилами, ГОСТами, ПУЭ, техническими регламентами и другими нормативными актами, содержащими требования для конструкций данного типа;
- установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации не должны нарушать требования соответствующих санитарных норм и правил (в том числе требований к освещенности, электромагнитному излучению и пр.). Общие требования к внешнему виду рекламных конструкций определены приложением 4 к настоящим Правилам;
- объекты наружной рекламы и информации не должны находиться без информационных сообщений;
- объекты наружной рекламы и информации должны соответствовать требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения;
- установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации на территориях общего пользования не должны создавать помех для пешеходов, уборки улиц и тротуаров; не допускается установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации, являющихся источниками шума, вибрации, мощных световых, электромагнитных и иных излучений и полей, вблизи жилых помещений. Запрещается установка объектов наружной рекламы и информации на цветниках и тротуарах, если после их установки ширина прохода для пешеходов составит менее 2 метров;
- объекты наружной рекламы и информации не должны ухудшать архитектуру города Москвы. Не допускается размещение (установка и эксплуатация) на территории города Москвы объектов наружной рекламы типа транспаранты-перетяжки, а также объектов наружной рекламы и информации на стационарных и временных оградах, строительных сетках. Не допускается размещение (установка и эксплуатация) объектов наружной рекламы на фасадах (в том числе торцевых и дворовых) зданий, строений, сооружений;
- установка объектов наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, а также отдельно стоящих объектов наружной рекламы и информации в зонах охраны памятников истории и культуры разрешается при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия (в т.ч. предотвращения возможных повреждений), а также при условии недопущения искажения архитектурно-художественного восприятия основных характеристик зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;
- все вновь устанавливаемые рекламные конструкции не должны ухудшать обзора других объектов наружной рекламы и информации;
- для вновь устанавливаемых конструкций расстояние между отдельно стоящими конструкциями, расположенными в одном направлении (на одной стороне проезда, улицы, магистрали, одном разделительном газоне и пр.) и предназначенными для обзора с одного направления должно составлять не менее 100 метров, за исключением малоформатных конструкций.
2.1.2. Требования по безопасности дорожного движения:
2.1.2.1. Объекты наружной рекламы и информации устанавливают с учетом проектов организации дорожного движения и расположения технических средств организации дорожного движения.
2.1.2.2. При установке объектов наружной рекламы и информации должны выполняться требования действующих нормативных актов по безопасности дорожного движения.
2.1.2.3. При выполнении работ по монтажу и обслуживанию объектов наружной рекламы и информации должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения в местах производства работ.
2.2. Объекты наружной рекламы:
2.2.1. К объектам наружной рекламы относятся рекламные щиты, стенды, уличные коммуникационные рекламные указатели, электронные табло и иные технические объекты стабильного территориального размещения, установленные на земле или внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения городского наземного транспорта, кабинах таксофонов, уличных туалетах, пешеходных ограждениях, киосках и других объектах городской инфраструктуры и городской мебели, установленных на территории города Москвы.
2.2.2. Объекты наружной рекламы должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы или социальной рекламы.
2.2.3. Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы в оконных и дверных проемах и арках зданий допускается в порядке, предусмотренном Правилами.
2.2.4. Утратил силу.
См. текст пункта 2.2.4
2.2.5. Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы на конструктивных элементах остановочных пунктов движения общественного транспорта допускается в порядке, предусмотренном Правилами.
2.2.6. В случаях использования источников света, установленных отдельно от объекта наружной рекламы, крепления светильников должны быть закрыты декоративными элементами.
2.2.7. Объекты наружной рекламы должны иметь маркировку с указанием владельца, номера его телефона и номера в городском реестре рекламных мест. Требования к маркировке определяются Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы по согласованию с ОАТИ. Порядок ведения городского реестра рекламных мест утверждается Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.
2.2.8. Техническую работу по ведению и актуализации городского реестра рекламных мест выполняет Государственное унитарное предприятие г. Москвы "Городская реклама и информация" (ГУП "Горинфор"), в том числе в части занесения в указанный реестр информации о подготовке Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы в режиме "одного окна" разрешительной документации на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации.
2.2.9. Работы по установке (монтажу), эксплуатации и демонтажу объекта наружной рекламы осуществляются его владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, на котором устанавливается объект наружной рекламы, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, если такое право предоставлено собственником.
2.2.10. Стационарные объекты наружной рекламы:
2.2.10.1. Щитовые установки - отдельно стоящие на земле объекты наружной рекламы, имеющие внешние поверхности для размещения информации и состоящие из фундамента, каркаса и информационного поля.
Щитовые установки подразделяются по площади информационного поля одной стороны на следующие виды:
- малого или городского формата (до 4,5 кв. м включительно);
- среднего формата (от 4,5 до 10 кв. м включительно);
- большого формата (более 10 и до 18 кв. м включительно);
- сверхбольшого формата (более 18 кв. м).
Требования к щитовым установкам:
- щитовые установки выполняются, как правило, в двустороннем варианте;
- щитовые установки, выполненные в одностороннем варианте, должны иметь декоративно оформленную обратную сторону;
- фундаменты отдельно стоящих установок не должны выступать над уровнем земли. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение более чем на 5 см фундаментов без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений (по ГОСТу Р 52289-2004). При этом они должны быть декоративно-художественно оформлены по согласованию с Москомархитектурой и Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы;
- конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами;
- щитовые установки не должны иметь видимых элементов соединения различных частей конструкций (торцевые поверхности конструкций, крепления осветительной арматуры, соединения с основанием);
- в пределах Садового кольца допускается установка и эксплуатация объектов наружной рекламы исключительно малого и среднего городского формата;
- на Садовом кольце и в пределах третьего транспортного кольца не допускается установка и эксплуатация объектов наружной рекламы сверхбольшого формата (за исключением ранее установленных конструкций в пределах срока действия договоров);
- на третьем транспортном кольце и за его пределами допускается установка и эксплуатация объектов наружной рекламы любого формата.
Щитовые установки сверхбольшого формата, расположенные в зоне особого городского значения, в обязательном порядке должны быть согласованы с Художественным советом Москомархитектуры.
Щитовые установки, расположенные вблизи объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия должны быть согласованы с Департаментом культурного наследия города Москвы и рассмотрены художественным советом Архитектурного совета Москвы Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
2.2.10.2. Исключен.
См. текст пункта 2.2.10.2
2.2.10.3. Рекламно-информационные знаки (ГОСТ Р 52044-2003) устанавливаются в целях информационного обеспечения объектов узкого профиля вблизи дорог (закусочные, предприятия по ремонту шин, карбюраторов, амортизаторов, магазины запасных частей). Рекламно-информационные знаки и средства информационного обеспечения участников дорожного движения вносят в проекты организации дорожного движения с согласованием изменений в установленном порядке и размещают в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2004.
Площадь информационного поля рекламно-информационного знака определяется по его внешним габаритным размерам.
2.2.10.4. Объемно-пространственные объекты - объекты наружной рекламы, на которых для распространения рекламной информации используется как объем объекта, так и его поверхность. Данные объекты выполняются по индивидуальным проектам.
Модель и проект объекта рассматриваются и утверждаются в каждом конкретном случае Москомархитектурой.
Площадь информационного поля объемно-пространственных объектов определяется расчетным путем.
На объекты данного типа и правила их установки распространяются требования, предъявляемые к отдельно стоящим щитовым объектам, в части, их касающихся.
2.2.10.5. Флаговые композиции и навесы - объекты наружной рекламы, состоящие из основания, одного или нескольких флагштоков (стоек) и мягких полотнищ.
Флаги могут устанавливаться на опоре освещения, на зданиях и сооружениях.
Площадь информационного поля флага определяется площадью двух сторон его полотнища.
Площадь информационного поля навеса определяется размером одной из его сторон.
2.2.10.6. Крышные объекты наружной рекламы - объекты (объемные или плоскостные), устанавливаемые полностью или частично выше уровня карниза здания или на крыше.
Крышные объекты наружной рекламы состоят из элементов крепления, несущей части конструкции и информационной установки.
Крышные объекты наружной рекламы должны быть оборудованы системой аварийного отключения от сети электропитания и соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Абзац четвертый исключен
См. текст абзаца четвертого пункта 2.2.10.6
Установка крышных объектов наружной рекламы больших размеров в зоне особого городского значения в обязательном порядке должна быть согласована с Художественным советом Москомархитектуры.
В пределах Садового кольца, не включая его, не допускается установка и эксплуатация крышных объектов наружной рекламы, изготовленных в виде плоскостных панелей с внутренним и внешним подстветом.
2.2.10.7. Настенные панно - объекты наружной рекламы, устанавливаемые на плоскости стен зданий в виде:
- изображения (информационного поля), непосредственно нанесенного на стену;
- объектов, состоящих из элементов крепления к стене, каркаса и информационного поля.
Настенные панно выполняются по типовым или индивидуальным проектам.
Для настенных панно, имеющих элементы крепления к стене, в обязательном порядке разрабатывается проект крепления объекта с целью обеспечения безопасности при эксплуатации.
Площадь информационного поля настенного панно определяется габаритами каркаса информационного поля.
Не допускается установка и эксплуатация на главных фасадах зданий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия крупноразмерных щитовых и банерных объектов наружной рекламы, закрывающих значительную часть фасада здания, остекления витрин и окон, архитектурные детали и декоративное оформление и искажающих тем самым целостность восприятия памятников истории и архитектуры.
2.2.10.8. Панели-кронштейны - двусторонние консольные плоскостные объекты наружной рекламы, устанавливаемые на опорах (собственных опорах, мачтах-опорах городского освещения, опорах контактной сети) или на зданиях.
Панели-кронштейны должны выполняться в двустороннем варианте с внутренней подсветкой.
Типовой размер панелей-кронштейнов, размещаемых на опорах (в вертикальном исполнении), составляет 1,2 x 1,8 м.
Размеры панелей-кронштейнов, размещаемых на фасадах зданий, определяются архитектурными особенностями здания.
В целях безопасности в эксплуатации панели-кронштейны должны быть установлены на высоте не менее 4,5 м.
На зданиях панели-кронштейны размещаются, как правило, на уровне между первым и вторым этажами.
При размещении на опоре панели-кронштейны должны быть ориентированы в сторону, противоположную проезжей части, и иметь маркировку с идентификацией владельца и номера его телефона. Размещение на опоре более одного объекта наружной рекламы не допускается.
Панели-кронштейны, прикрепляемые к зданию, не должны выступать более чем на 1,5 м от точки крепления.
Запрещается установка на фасадах зданий панелей-кронштейнов, предназначенных для размещения на них сменных рекламных сообщений.
Площадь информационного поля панели-кронштейна определяется общей площадью двух его сторон.
2.2.10.9. Утратил силу.
См. текст пункта 2.2.10.9
2.2.10.10. Витражи - объекты наружной рекламы, устанавливаемые в оконных или дверных проемах и арках зданий. Конструктивно витражи состоят из основания, каркаса и прозрачных поверхностей.
Рекламная информация размещается с внутренней стороны остекления витража.
Витражи должны иметь подсветку в темное время суток в соответствии с графиком, утвержденным Правительством Москвы.
Допускается установка и эксплуатация в витражах предприятий сферы услуг рекламного оформления не по профилю деятельности предприятия. При этом указанное рекламное оформление не должно занимать более 20% площади витража.
Для предприятий бытового обслуживания населения допускается установка в витражах без взимания платы следующей информации:
- знаков соответствия региональной системы добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания услуг;
- наименований (товарных знаков) фирм-производителей расходных материалов, оборудования, технологических процессов, используемых предприятием;
Для специализированных предприятий бытового обслуживания населения по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов допускается установка в витражах наименований (товарных знаков) фирм-производителей бытовой техники, обслуживаемой данным предприятием.
Площадь информационного поля витража определяется по габаритам изображений, нанесенных на прозрачные поверхности витрины, а также по габаритам объемных конструкций, размещенных внутри витрины.
2.2.10.11. Проекционные установки - объекты наружной рекламы, предназначенные для воспроизведения изображения на земле, на плоскостях стен и в объеме. Конструкции проекционных установок состоят из проецирующего устройства и поверхности (экрана) или объема, в котором формируется информационное изображение. Площадь информационного поля для плоских изображений определяется габаритами проецируемой поверхности, а для объемных изображений определяется расчетным путем.
2.2.10.12. Электронные экраны (электронные табло) - объекты наружной рекламы, предназначенные для воспроизведения изображения на плоскости экрана за счет светоизлучения светодиодов, ламп, иных источников света или светоотражающих элементов. Площадь информационного поля определяется габаритами светоизлучающей поверхности.
Электронные экраны (электронные табло), расположенные вблизи объектов культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, а также установленные на крышах зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия должны быть согласованы с Департаментом культурного наследия города Москвы.
Отдельно стоящие электронные экраны должны иметь декоративно оформленную обратную сторону, фундаменты отдельно стоящих электронных экранов не должны выступать над уровнем земли. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение фундаментов без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений (по ГОСТ Р 52289-2004). При этом они должны быть декоративно-художественно оформлены по согласованию с Москомархитектурой и Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.
Конструктивные элементы и элементы крепления (болтовые соединения, элементы опор, и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами.
Электронные экраны, установленные на крышах зданий и сооружений, должны быть оборудованы системой аварийного отключения от сети электропитания и соответствовать требованиям пожарной безопасности.
2.2.10.13. Маркизы - объекты наружной рекламы, выполненные в виде козырьков и навесов с нанесенной на них рекламной информацией и размещенные над витринами, входами или проемами зданий и сооружений. Маркизы состоят из элементов крепления к зданию, каркаса и информационного поля, выполненного на мягкой или жесткой основе.
Площадь информационного поля маркизы определяется габаритами нанесенного изображения.
2.2.10.14. Объекты наружной рекламы на пешеходных ограждениях - реклама, устанавливаемая на застекленной или иной плоскости пешеходных ограждений.
Площадь информационного поля конструкции пешеходного ограждения определяется общей площадью двух его сторон.
На конструкции данного типа и правила их установки распространяются требования, предъявляемые к отдельно стоящим щитовым установкам, в части, их касающихся.
2.2.10.15. Объекты наружной рекламы и информации на остановочных павильонах городского наземного пассажирского транспорта наружная реклама, размещаемая на застекленных и иных плоскостях остановочных павильонов.
Площадь информационного поля конструкции определяется площадью сторон рекламных конструкций.
На конструкции данного типа и правила их установки распространяются требования, предъявляемые к отдельно стоящим щитовым рекламным конструкциям, в части их касающихся.
Запрещается устанавливать рекламные конструкции на крышах павильонов городского наземного пассажирского транспорта (за исключением павильонов, полностью оформленных в фирменном стиле).
2.2.10.16. Объекты наружной рекламы и информации, размещаемые на объектах городской инфраструктуры - наружная реклама, размещаемая на застекленных или иных плоскостях кабин таксофонов, уличных туалетов, киосков, павильонов подземных переходов и др.
Площадь информационного поля конструкций определяется площадью сторон рекламных конструкций.
На конструкции данного типа и правила их установки распространяются требования, предъявляемые к отдельно стоящим щитовым рекламным конструкциям, в части их касающихся.
Запрещается устанавливать рекламные конструкции на крышах объектов городской инфраструктуры (за исключением павильонов и киосков, полностью оформленных в фирменном стиле).
2.2.10.17. Уличные коммуникационные рекламные указатели - двусторонние и/или односторонние плоскостные конструкции с внутренним подсветом, состоящие из модулей, устанавливаемые на опорах (собственных опорах, мачтах-опорах городского освещения, опорах контактной сети).
Уличные коммуникационные рекламные указатели предназначены для распространения рекламы о предприятиях и организациях сферы потребительского рынка и услуг и местах их расположения.
Максимальный размер модуля уличного коммуникационного рекламного указателя не должен превышать 1550x1550 мм. Площадь информационного поля уличного коммуникационного рекламного указателя определяется площадью его рекламного поля.
Расстояние между уличными коммуникационными рекламными указателями должно быть не менее 30 м.
2.2.11. Временные объекты наружной рекламы:
2.2.11.1. Выносные щитовые конструкции (штендеры) - временные объекты наружной рекламы, устанавливаемые в городе предприятиями в часы их работы. Оформление разрешительной документации на установку и эксплуатацию штендеров производится в порядке, установленном настоящими Правилами, на срок не более двенадцати месяцев.
Штендеры должны быть двусторонними, не должны иметь собственного подсвета, площадь одной стороны не должна превышать 1,5 кв. м. Штендеры устанавливаются в пешеходных зонах и на тротуарах в пределах 5 м от входа в предприятие.
Запрещается установка и эксплуатация штендеров, мешающих проходу пешеходов, при ширине тротуара менее 3 м, а также ориентированных на восприятие с проезжей части.
Не допускается установка и эксплуатация более двух штендеров у входа в предприятие, а также использование штендеров в качестве дополнительного объекта наружной рекламы при наличии хорошо просматриваемых с тротуара вывески и витрин (за исключением предприятий общественного питания).
2.2.11.2. Утратил силу.
См. текст пункта 2.2.11.2
2.2.11.3. Утратил силу.
См. текст пункта 2.2.11.3
2.3. Объекты городской информации:
2.3.1. Объектами городской информации являются конструкции, установленные на территории города Москвы в целях ориентирования и справочного обслуживания жителей и гостей города Москвы при перемещении по городу, информирования населения о событиях городской жизни, работе органов исполнительной власти города Москвы.
2.3.2. Объекты городской информации подразделяются на следующие виды:
- информационные указатели;
- справочные электронные терминалы;
- вывески органов государственной власти;
- стенды (информационные конструкции) с информацией о проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, распространяемой в целях безопасности и информирования населения;
- праздничное оформление города, размещаемое по тематическим планам в соответствии с постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, распоряжениями Мэра Москвы, поручениями Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, префектов административных округов, глав районных управ.
2.3.3. Уличные и информационно-коммуникационные указатели расположения городских объектов - двусторонние и/или односторонние плоскостные модульные конструкции с внутренним подсветом, устанавливаемые на опорах (собственных опорах, мачтах-опорах городского освещения, опорах контактной сети) и содержащие информацию об уличной системе (названия улиц, проспектов, площадей, переулков и т.п. ), местах нахождения учреждений и организаций городского, окружного и муниципального значения, культурно-исторических памятником, предприятий и организаций потребительского рынка, прочих объектов городской инфраструктуры. Максимальный размер модуля уличного информационно-коммуникационного указателя не должен превышать 1550 х 1550 мм.
2.3.4. Указатели мест расположения субъектов малого и среднего предпринимательства (малых и средних предприятий) и их видов деятельности - двусторонние и/или односторонние плоскостные модульные конструкции с внутренним подсветом, устанавливаемые на опорах (собственных опорах, мачтах-опорах городского освещения, опорах контактной сети) и содержащие информацию о местах нахождения субъектов малого и среднего предпринимательства (малых и средних предприятий) и об их видах деятельности.
2.3.5. Оформление разрешительной документации на установку и эксплуатацию объектов городской информации не требуется.
2.4. Объекты информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения:
2.4.1. Объектами информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения являются вывески, настенные панно, кронштейны и другие объекты, установленные на внешних стенах зданий и сооружений, на территории, в местах их нахождения в целях информирования потребителя о товарах и услугах.
Объекты информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения подразделяются на следующие виды:
- вывески;
- информационное оформление (информационные конструкции);
- рекламное оформление.
2.4.2. Вывеска предназначена для доведения до сведения потребителей информации на русском языке о наименовании изготовителя (исполнителя, продавца), месте его нахождения (адрес) и режиме его работы в целях защиты прав потребителей (ст. 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Вывеска устанавливается изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у главного входа, в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового и иного вида обслуживания вне постоянного места нахождения.
Допускается размер вывески не более 0,60 м по горизонтали и 0,40 м по вертикали; высота букв и цифр надписей - не более 0,10 м.
Оформление разрешения на установку вывески не требуется.
2.4.3. Предприятия и организации по обслуживанию населения в дополнение к вывеске устанавливают информационные конструкции, предназначенные для размещения информации на русском языке о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей о местах осуществления розничной торговли обслуживания населения.
Информационная конструкция предприятия и организации по обслуживанию населения может быть установлена:
- на фасаде здания, в котором расположено предприятие, в пределах занимаемого помещения или над входом в него;
- в виде крышной конструкции из отдельных букв при условии ее установки на крышах одноэтажных или двухэтажных зданий или стилобатных пристроек при наличии письменного согласия всех собственников помещений, расположенных в одноэтажном или двухэтажном здании или стилобатной пристройке;
- на крышах многоэтажных зданий в виде крышной конструкции из отдельных букв, если все здание находится в собственности лица, размещающего информационную конструкцию, либо находится у лица, обладающего правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом, а также правом аренды, при наличии письменного согласия собственника здания;
- на части одноэтажного или двухэтажного здания или стилобатной пристройки, принадлежащей другому владельцу, при условии предоставления письменного согласия им на размещение данной конструкции;
- в виде двухстороннего панель-кронштейна на здании, в котором расположено предприятие, либо на близ расположенном здании, имеющим выход на основные магистрали, при условии предоставления положительного решения общего собрания собственников помещений здания или многоквартирного дома.
При наличии необходимых технических заключений, в том числе на дизайн-проект, оформление разрешений на установку типовых информационных конструкций сетевых предприятий потребительского рынка и услуг производится без согласования с Москомархитектурой.
Установка информационных крышных конструкций на зданиях, являющихся объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия, не допускается. В случае установки информационных конструкций на фасадах зданий или стилобатных пристройках к зданиям, являющимися объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия, необходимо согласование с Мосгорнаследием.
Проведение обязательной контрольной технической экспертизы типовых информационных конструкций сетевых предприятий потребительского рынка и услуг производится через 5 лет с момента первичной проверки, электрической части конструкций через 3 года.
Согласования уполномоченных городских организаций на установку информационных конструкций предприятий и организаций по обслуживанию населения действуют в течение срока действия разрешения 5 лет.
Информационные конструкции, состоящие из нескольких однотипных конструктивно-художественных элементов, оформляются одним разрешением.
Высота букв информационного оформления должна быть не менее 0,15 м. Информационные конструкции должны быть подсвечены в темное время суток внутренними источниками света. Возможность применения внешних источников света определяется Москомархитектурой в каждом конкретном случае.
Для предприятий бытового обслуживания населения, расположенных в помещениях без выхода на основные пешеходные улицы (в подвалах, полуподвалах, во дворах), допускается:
- установка на зданиях без взимания платы указателей их местонахождения, выполненных в виде типовых световых коробов с площадью информационного поля не более 2 кв.м;
- установка без взимания платы временных объектов наружной рекламы и информации - выносных щитовых конструкций (штендеров) с обязательной информацией, предназначенной для ознакомления потребителей с их услугами, на доступных для обозрения местах. Данные конструкции устанавливаются в пешеходных зонах и на тротуарах в пределах 5 метров от входа в предприятие на время работы предприятия. Информация не должна быть ориентирована на восприятие с проезжей части, мешать проходу пешеходов, не должна содержать торговых марок, наименований и знаков обслуживания других юридических лиц.
Основанием для установки указанных конструкций является разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации, оформленное в порядке, установленном настоящими Правилами для информационных конструкций предприятий и организаций по обслуживанию населения.
2.4.4. Примерный перечень надписей, размещаемых на информационных конструкциях предприятий и организаций по обслуживанию населения:
2.4.4.1. Для розничных предприятий, осуществляющих продовольственную торговлю: универсам, супермаркет, гастроном, продукты (продовольственный магазин), специализированный магазин.
2.4.4.2. Для розничных предприятий, осуществляющих непродовольственную торговлю: универмаг, дом торговли (торговый дом), торговый центр, специализированный магазин, комиссионный магазин.
Примечание: допускается при обозначении на информационных конструкциях профиля специализированных предприятий торговли (торговая площадь одной товарной группы более 50%) использовать названия: "Рыба", "Булочная", "Булочная - кондитерская", "Кондитерские товары", "Молоко", "Овощи - фрукты", "Одежда", "Обувь", "Меха" и т.д., а при реализации товаров, объединенных по определенному потребительскому признаку - "Диетические продукты", "Детское питание", "Товары для мужчин", "Товары для женщин", "Подарки", "Товары для новобрачных", "Товары для спорта", "Букинистические товары", "Антикварные товары" и т.п.
2.4.4.3. Для предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, бистро, кафетерий, закусочная, столовая, магазин-кулинария.
Примечание: допускается при обозначении профиля специализированных предприятий общественного питания использование названий: "Шашлычная", "Блинная", "Пирожковая", "Молодежное кафе", "Детское кафе" и т.п.
2.4.4.4. Для предприятий бытового обслуживания населения: бытовые услуги, ремонт и (или) изготовление обуви, пошив и (или) ремонт одежды (головных уборов, штор, меховых, кожаных изделий и др.), ремонт бытовой техники (возможно указание специализации: радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, холодильников, швейных машин, часов, и др.), изготовление ключей, ювелирных изделий, изготовление и (или) ремонт мебели (возможно указание специализации: мягкой мебели, кухонной мебели, плетеной мебели и др.), химическая чистка (возможно указание специализации: одежды, ковров, пухо-перовых изделий, стирка белья, парикмахерская (возможно дополнение: косметика, маникюр), фотосъемка (возможно дополнение: изготовление фото), переплетные (возможно дополнение: брошюровочные работы), прокат (возможно с указанием специализации: спортивного инвентаря, предметов домашнего обихода, музыкальных инструментов и др.), ритуальные услуги (возможно дополнение: обрядовые услуги), изготовление памятников (надгробных сооружений, оград), ломбард, услуги по уборке (помещений, квартир, офисов) и др.
Тип предприятия: ателье, Дом моды, салон - с указанием специализации, технический центр, приемный пункт (с указанием специализации), химчистка, прачечная, химчистка-прачечная; фотоателье, фотография, бюро (разное), "Мультисервис", Дом быта.
Допускается сокращенное наименование услуг: "Металлоремонт", "Химчистка", "Фото" и др.
Возможно объединение наименования услуг, оказываемых предприятием: химчистка-прачечная, ремонт часов и ювелирных изделий и др.
2.4.4.5. Для автозаправочных станций и моечных постов: автозаправочная станция (АЗС), автозаправочный комплекс (АЗК), мойка автомобилей.
Примечание: допускается при обозначении профиля предприятий использование названий: "АЗС", "АЗК", "Бензин", "Автомойка" и т.п.
На отведенной территории, зданиях и сооружениях автозаправочных станций, моечных постов допускается установка и эксплуатация конструкций для размещения информации о ценах на топливо и ценах на услуги мойки автомобилей. Допускается установка и эксплуатация отдельно стоящей рекламной конструкции автозаправочной станции или моечного поста в полосе отвода дороги в попутном направлении на расстоянии от границы отведенной территории не более 100 м.
2.4.4.6. Утратил силу.
См. текст пункта 2.4.4.6
2.4.5. Надписи на объектах информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения выполняются на русском языке. Допускается установка на информационных конструкциях декоративных элементов, а также словесных, графических обозначений или их комбинаций (на русском языке или в русской транслитерации), зарегистрированных в установленном порядке в качестве товарных знаков или знаков обслуживания. При этом владелец информационной конструкции должен обладать правом на использование товарного знака или знака обслуживания, зарегистрированным в установленном законом порядке.
Допускается использование в текстах информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения товарных знаков и знаков обслуживания в оригинальном написании (на иностранном языке) при условии их регистрации в установленном порядке на территории Российской Федерации при наличии у владельца конструкции исключительного права на использование товарного знака или знака обслуживания, а также коммерческого обозначения.
Изображение таких декоративных элементов, товарных знаков и (или) знаков обслуживания не должно доминировать над информацией, размещенной в целях ориентирования потребителей. Высота шрифта товарного знака, выполненного в иностранной транслитерации, должна быть, как минимум, в два раза меньше по отношению к высоте основного шрифта русского текста, раскрывающего тип (профиль) деятельности предприятия.
Недопустимо использование в текстах информационного оформления предприятий иностранных слов, выполненных в русской транслитерации (за исключением зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания, исключительным правом на использование которых обладает владелец информационной конструкции), а при обозначении типа или профиля деятельности предприятия - сокращений и аббревиатур.
2.4.6. Установка и эксплуатация объектов информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения, за исключением вывесок, осуществляется на основании разрешения, оформленного в порядке, предусмотренным настоящими Правилами. При этом заключение договора на использование имущества города Москвы при установке объектов информационного оформления не требуется.
2.4.7. Предприятия и организации по обслуживанию населения вправе устанавливать на информационных конструкциях дополнительную рекламную информацию (рекламное оформление). В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном языке Российской Федерации" тексты рекламного оформления должны выполняться на русском языке, за исключением зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания. Зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания на иностранных языках могут быть выполнены в оригинальном виде и размещаться только при наличии русского текста, раскрывающего тип и профиль предприятия. В этом случае высота букв в написании товарных знаков и знаков обслуживания должна быть, как минимум, в два раза меньше по отношению к высоте основного шрифта русского текста, раскрывающего тип и профиль предприятия. Количество и методы реализации изображений товарных знаков и знаков обслуживания на иностранных языках не должно доминировать над текстом с информацией о профиле деятельности предприятия.
2.4.8. Допускается установка и эксплуатация на заявительной основе информационно-рекламных указателей предприятий и организаций по обслуживанию населения, предприятий промышленности, культуры, спорта, выполненных по индивидуальному проекту, в непосредственной близости от предприятий на имущественных объектах, обремененных договорными обязательствами.
2.4.9. Объекты наружной рекламы и информации, используемые в целях рекламного оформления предприятия и организаций по обслуживанию населения, подлежат оформлению в порядке, установленном настоящими Правилами.
2.4.10. Договор на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на недвижимом имуществе города Москвы предприятий и организаций по обслуживанию населения заключается сроком на пять лет.
3. Оформление разрешительных документов на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации
3.1. Общие требования к оформлению документов
К разрешительным документам на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации относятся разрешение на установку объектов наружной рекламы и информации или разрешение на установку объекта информационного оформления предприятий и организаций обслуживания населения. Форма разрешения на установку объекта наружной рекламы (далее - разрешение) утверждается в установленном порядке.
Оплата государственной пошлины за выдачу разрешения на установку объектов наружной рекламы и информации осуществляется на основании и в размере, установленном федеральным законодательством.
Уполномоченным органом по оформлению разрешительных документов на установку объектов наружной рекламы и информации является Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы.
Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы на территории города Москвы допускается при наличии разрешения на их установку по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо на основании заявления владельца объекта наружной рекламы и информации, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Обращение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с заявлениями о выдаче соответствующих разрешений, их рассмотрение и выдача разрешения осуществляется службой "одного окна" Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы в соответствии с территориальной принадлежностью к зонам установки объектов наружной рекламы и информации в городе Москве (приложение 2 к Правилам) в порядке и в сроки, предусмотренные настоящими Правилами.
3.2. Разрешение на установку объектов наружной рекламы и информации
3.2.1. Собственники или иные законные владельцы соответствующего недвижимого имущества либо владельцы объектов наружной рекламы и информации обращаются в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы с заявлением по установленной форме. В заявлении указываются сведения о территориальном размещении, технических параметрах и внешнем виде объекта наружной рекламы и информации.
К заявлению прилагаются документы, необходимые для согласования при оформлении разрешительной документации и выдачи запрашиваемого документа заявителю.
Непредставление вышеуказанных документов является основанием для отказа в принятии заявления.
3.2.2. После принятия и рассмотрения заявления о выдаче разрешения Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы самостоятельно получает необходимые для выдачи разрешения согласования с уполномоченными органами в соответствии с утвержденным Регламентом подготовки Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации и договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы в режиме "одного окна", после получения которых принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче соответствующего разрешения. Заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такие согласования и представить их в Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы.
3.2.3. Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения принимается Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы не позднее двух месяцев с даты подачи заявления о выдаче разрешения с извещением заявителя в письменной форме.
3.2.4. Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы по основаниям, установленным Федеральным законом "О рекламе".
3.2.5. Решение об аннулировании разрешения принимается Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы в случаях, установленных Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3.2.6. Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке по иску Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы в случаях, установленных Федеральным законом "О рекламе".
3.2.7. Лицо, которому выдано разрешение на установку рекламной конструкции, обязано уведомлять Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции (сдача рекламной конструкции в аренду, внесение рекламной конструкции в качестве вклада по договору простого товарищества, заключение договора доверительного управления и иные факты).
3.2.8. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы по запросу Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, ОАТИ города Москвы или Департамента культурного наследия города Москвы в трехдневный срок представляет запрашиваемые сведения из городского реестра рекламных мест в безвозмездном порядке.
3.2.9. ГУП "Горинфор" выполняет техническую работу по подготовке проектов разрешений.
3.3. Договор на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы
3.3.1. По договору на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы город Москва в лице Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы предоставляет владельцу объекта наружной рекламы и информации (далее - рекламораспространитель) за плату возможность установить и эксплуатировать объект в целях распространения наружной рекламы на землях общего пользования, земельных участках и другом имуществе города Москвы, в том числе переданном в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление.
3.3.2. Размер платы по договору определяется на основании протокола, составленного по итогам проведения торгов.
3.3.3. ГУП "Горинфор" выполняет техническую работу по учету доходов за установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы, выставлению проектов расчетов размера платы по договору от установки объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы, а также подготовке расчетов сумм платежей за фактическое размещение объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы.
3.3.4. После заключения договора рекламораспространитель обязан установить объект наружной рекламы и информации на объекте недвижимости города Москвы в течение 30 дней в соответствии с проектной документацией. По заявлению рекламораспространителя срок установки технически сложного объекта наружной рекламы и информации может быть увеличен по согласованию с Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.
3.3.5. ГУП "Горинфор" выполняет техническую работу по учету периодов размещения рекламораспространителем социальной рекламы и рекламы, представляющей особую общественную значимость, с занесением информации в городской реестр рекламных мест.
3.3.6. Рекламораспространитель обязан использовать объект наружной рекламы и информации исключительно в целях распространения рекламы или социальной рекламы. Материалы социальной рекламы представляются Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы и размещаются рекламораспространителем на рекламной конструкции в соответствии с действующим федеральным законодательством.
3.3.7. Рекламораспространитель имеет доступ и осуществляет эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации в порядке, определенном договором на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы.
3.3.8. Договор на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы заключается с рекламораспространителем на срок, установленный Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.
3.3.9. В соответствии с условиями договора рекламораспространитель устанавливает объект наружной рекламы и информации, прошедший техническую экспертизу проектной документации, а также заключает договор страхования гражданской ответственности за ущерб, который может быть причинен объектом наружной рекламы и информации третьим лицам.
3.3.10. Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы без договора на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы с Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы не допускается.
3.3.11. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы совместно с Объединением административно-технических инспекций города Москвы и другими городскими организациями осуществляет контроль за техническим состоянием и эксплуатацией объекта наружной рекламы и информации.
3.3.12. Договор может быть расторгнут Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы в одностороннем порядке в случаях:
3.3.12.1. Размещения на объекте наружной рекламы и информации материалов, не относящихся к рекламе или социальной рекламе, или использования объекта наружной рекламы и информации не по целевому назначению.
3.3.12.2. Не внесения платы, предусмотренной договором, в течение 20 календарных дней.
3.3.12.3. Досрочного аннулирования или признания недействительным разрешения на установку объекта наружной рекламы и информации.
3.3.12.4. Невыполнения рекламораспространителем обязанности по размещению социальной рекламы.
3.3.12.5. Несоответствия установленного объекта наружной рекламы и информации технической документации, указанной в заявлении о выдаче разрешения.
3.3.12.6. Неоднократного невыполнения рекламораспространителем требований об устранении несоответствия объекта наружной рекламы и информации техническим требованиям, установленным для объектов данного типа.
3.3.12.7. Изменения градостроительной ситуации, в том числе при реализации концепт-программы установок объектов наружной рекламы на территории, на которой устанавливается объект наружной рекламы и информации.
3.3.13. После прекращения действия договора рекламораспространитель обязан в течение 10 дней демонтировать объект наружной рекламы и информации, для объектов наружной рекламы и информации большого и сверхбольшого формата - в срок, установленный Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы. В случае невыполнения обязательств по демонтажу объекта наружной рекламы и информации Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет принудительный демонтаж объекта наружной рекламы и информации и вправе требовать от рекламораспространителя возмещения расходов по демонтажу.
3.3.14. За несвоевременную оплату по договору рекламораспространитель уплачивает неустойку (пени) в размере 0,05% от суммы просроченного платежа за один день просрочки.
3.3.15. В случае использования имущества города Москвы для установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации без договора Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы вправе осуществить демонтаж таких конструкций и потребовать возмещения убытков в размере платы за фактическое размещение объекта наружной рекламы и информации, расходов по демонтажу, хранению, а в необходимых случаях утилизации демонтированных объектов.
3.3.16. ГУП "Горинфор" выполняет техническую работу по подготовке проектов договоров и дополнительных соглашений к ним.
3.3.17. Договор на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы, в том числе на землях общего пользования, заключается с победителями конкурсов (аукционов) на право заключения соответствующих договоров.
5. Демонтаж объектов наружной рекламы и информации
Распоряжением Правительства Москвы от 16 июня 2011 г. N 470-РП создана Межведомственная комиссия по координации работы по пресечению незаконного размещения объектов наружной рекламы и информации на территории г. Москвы
5.1. Демонтаж объектов наружной рекламы и информации, установленных без разрешения либо без договора, либо по договору, который прекращен (самовольное размещение), производится за счет рекламораспространителя.
5.2. При невыполнении указанного требования, объекты наружной рекламы и информации подлежат принудительному демонтажу в установленном порядке.
5.3. Демонтаж объектов наружной рекламы и информации, владелец которых не установлен, отсутствует или отказывается произвести демонтаж за счет собственных средств, производится по поручению Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы на основании предписаний ОАТИ за счет средств бюджета города Москвы по соответствующим статьям расходов.
5.4. Демонтаж, вывоз и складирование объектов наружной рекламы и информации, размещенных с нарушением настоящих Правил, производится на склады временного хранения на срок до одного месяца со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на ответственное хранение.
5.5. После оплаты рекламораспространителем затрат, связанных с демонтажем, транспортировкой и хранением, демонтированные объекты в установленном порядке возвращаются владельцам.
5.6. Работы подрядной организации по выполнению распоряжения о демонтаже, вывозе, складировании и утилизации объектов оплачиваются из средств бюджета города Москвы по соответствующим статьям расходов с последующим возмещением затрат в установленном порядке рекламораспространителем.
5.7. Расходы на выполнение работ по принудительному демонтажу подлежат возмещению за счет рекламораспространителя, самовольно разместившего объект наружной рекламы и информации, по требованию Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.
6. Уполномоченные органы по согласованию установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации
6.1. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление функций, связанных с установкой и эксплуатацией объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы.
Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы:
- выполняет функции по приему и рассмотрению заявлений собственников или иных законных владельцев соответствующего недвижимого имущества либо владельцев объектов наружной рекламы и информации о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации и разрешений на установку информационных конструкций предприятий потребительского рынка и услуг;
- осуществля
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.