Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 15 апреля 2008 г. N 293-ПП
Подпрограмма
"Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2008-2009 гг.) городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) и перспективный план мероприятий по развитию физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год
См. Городскую комплексную программу "Спорт Москвы - 3" (2010-2012 гг.), утвержденную постановлением Правительства Москвы от 20 октября 2009 г. N 1133-ПП
Паспорт подпрограммы
"Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2008-2009 гг.) городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.)
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2008-2009 гг.) городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) (далее - Подпрограмма) |
||||
Основание для разработки подпрограммы |
Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 292-ПП "О городской комплексной программе "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.)" |
||||
Государственный заказчик - координатор подпрограммы |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы (Москомспорт) |
||||
Государственные заказчики подпрограммы |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы |
||||
Разработчики подпрограммы |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы |
||||
Основные исполнители подпрограммы |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы. |
||||
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2008-2009 гг. I этап - 2008 г. II этап - 2009 г. |
||||
Цель подпрограммы |
Создание единой системы физкультурно-спортивной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Содействие в рамках спортивных мероприятий адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в условиях города Москвы. Совершенствование физического и нравственного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством физического воспитания. Поддержка и развитие достижений московских спортсменов - лиц с ограниченными возможностями здоровья на Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, всероссийских соревнованиях для лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
||||
Основные задачи подпрограммы |
- привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприятиям; - развитие спорта высших достижений в городе Москве, в том числе в рамках подготовки к Паралимпийским играм в Сочи в 2014 году; - создание для спортсменов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья центров подготовки спортсменов высшей категории; - развитие материально-технической базы для спортивных тренировок лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание отечественной индустрии технических средств, тренажеров, инвентаря для занятий спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья; - разработка и введение в действие системы повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы в области массового спорта и спорта высших достижений лиц с ограниченными возможностями здоровья; - модернизация научного и программно-методического обеспечения процесса физического воспитания и тренировок лиц с ограниченными возможностями здоровья в центрах спортивной реабилитации. |
||||
Основные мероприятия подпрограммы |
- массовая физкультурно-спортивная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья; - развитие реабилитационного (адаптивного) спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья; - поддержка участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в спорте высших достижений; - обеспечение деятельности образовательных учреждений спортивной направленности с отделениями для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - пропагандистское и информационное обеспечение развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья; - организационное обеспечение развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья; - научно-методическое и медико-биологическое обеспечение развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья; - развитие материальной основы физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
||||
Финансовое обеспечение подпрограммы |
Общий объем финансирования 727,0 млн. руб*, В том числе по годам реализации: |
||||
Источники финансирования |
2008 |
2009 |
Итого |
|
|
Бюджет города Москвы, в том числе: |
70 |
657 |
727 |
|
|
Текущие расходы |
70 |
657 |
727 |
|
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- создание системы управления физкультурно-спортивным движением лиц с ограниченными возможностями здоровья; - рост числа занимающихся спортом и участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях среди лиц с ограниченными возможностями здоровья; - содействие адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в условиях города Москвы и их интеграции в общество (свыше 25% лиц с ограниченными возможностями здоровья будут вовлечены в систематические занятия физической культурой и спортом); - обеспечение качественного и количественного прироста специально подготовленного персонала для работы в области спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе тренеров, медработников и т.д.); - увеличение количества спортивных объектов, доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - рост числа спортивных массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - развитие системы научно-методического и медицинского обеспечения физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья; - создание системы государственного мониторинга и контроля за развитием физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья; - расширение перечня видов спорта, которыми могут заниматься лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе видов спорта высших достижений; - увеличение в сборной России числа спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (жителей Москвы); - увеличение количества спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (жителей Москвы) среди призеров официальных российских и международных соревнований; - формирование благоприятного климата для внебюджетных инвестиций в спортивную отрасль для лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
||||
Система организации управления и контроля за исполнением подпрограммы |
Управление Подпрограммой осуществляет Департамент физической культуры и спорта города Москвы. Для обеспечения мониторинга хода реализации Подпрограммы Москомспорт составляет краткие отчеты о ходе выполнения программных мероприятий: - до 1 марта - за отчетный год; - до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. Отчеты должны включать: - результаты реализации Подпрограммы за отчетный год (ожидаемые результаты за год) и их соответствие целевым показателям Подпрограммы; - данные о целевом использовании и объемах расходования (с расшифровкой по разделам, статьям и кодам функциональной и ведомственной бюджетной классификации) средств бюджета города Москвы; - информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий Подпрограммы, выявленных проблемах реализации Подпрограммы и предложениях по их решению. |
* Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма, и оценка сложившейся ситуации
Департамент физической культуры и спорта города Москвы (далее - Москомспорт) совместно с общественными организациями проводит работу по привлечению москвичей - лиц с ограниченными возможностями здоровья к физкультурно-оздоровительным и спортивным занятиям.
Благодаря реализации городских комплексных программ "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.), а также "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.), создаются условия для привлечения москвичей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом. Сегодня имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для закрепления наметившихся положительных тенденций.
Вместе с тем, развитие физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья требует преобразований, на осуществление которых и направлена подпрограмма "Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2008-2009 гг.). Данная подпрограмма разработана в развитие городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.), является ее составной частью и призвана решить следующие основные проблемы в развитии отрасли:
отсутствие системы управления в области физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья;
острый дефицит адаптированных спортивных сооружений.
На сегодняшний день сложившаяся в городе система физкультурно-спортивного движения лиц с ограниченными возможностями здоровья развивается по четырем основным направлениям, связанным с категориями заболеваний: среди лиц с ограниченными возможностями с нарушением слуха, с нарушением зрения, с поражением интеллекта, с поражением функций опорно-двигательного аппарата.
Москва - социально ориентированный город. Решение проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением социальной политики органов государственной власти города Москвы и осуществляется в соответствии с городскими программами и подпрограммами. В последнее время Правительством Москвы принят ряд мер по усилению социальной защищенности лиц с ограниченными возможностями. Благодаря значительной поддержке спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья со стороны Правительства Москвы, Москомспорта, заинтересованных департаментов и комитетов города Москвы, в течение последних лет планомерно создавались спортивные клубы для данной категории лиц, их число в настоящее время составляет более 80. Москомспорт, наряду с координацией этой деятельности, выделяет средства на оплату аренды спортивных сооружений для занятий москвичей - лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей и подростков этой категории.
В рамках Календаря "Спорт для всех", реализуемого Москомспортом, при активном содействии Паралимпийского комитета города Москвы, Федерации физической культуры и спорта инвалидов Москвы, Московского комитета "Специальная Олимпиада", общественных организаций лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху и зрению, ежегодно проводится значительное количество соревнований, турниров, спортивных праздников. За последние 7 лет количество проводимых в Москве городских и окружных спортивно-массовых мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличилось практически втрое, и в 2006 году их число составило 650.
Наиболее массовыми видами спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья стали армспорт, шахматы, шашки, дартс, легкая атлетика, настольный теннис, футбол, лыжи. Большой популярностью пользуются такие спортивные мероприятия, как фестиваль инвалидов-колясочников "Воробьевы горы"; "Веселые старты" для детей-инвалидов; "Московская неделя спорта глухих и слабослышащих"; "Декада инваспорта", проводимая в рамках празднования Международного Дня инвалида. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Для них проводятся Зимние игры в дни рождественских каникул, спартакиады, праздники и фестивали.
Проводимая деятельность позволила значительно увеличить показатель привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья к организованным и индивидуальным занятиям физической культурой и спортом, который с 2000 года вырос более чем в 2,5 раза и составляет свыше 21 тысячи человек.
При поддержке Москомспорта многоплановую спортивную работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья в Москве проводит Федерация физической культуры и спорта инвалидов Москвы, основная задача которой - социальная адаптация и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры и спорта.
С созданием указанной федерации сборные команды спортсменов с ограниченными возможностями здоровья Москвы стали регулярно выступать на всероссийских соревнованиях. Москвичи в составе сборных команд России участвуют в крупнейших международных соревнованиях от чемпионатов Европы до Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. При городском межотраслевом физкультурно-спортивном клубе московской федерации профсоюзов начала свою деятельность и сейчас успешно работает комплексная детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляется деятельность по увеличению числа спортивных клубов, где особое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для которых создаются новые группы и секции по видам спорта. В различных округах Москвы созданные клубы стали центрами по развитию видов спорта и подготовке спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Среди таких клубов - Городской межрегиональный клуб инвалидов московской федерации профсоюзов, клубы "Прометей", "Монолит", "ИКАР", "Олимпия", "Феникс", "Флагман" и многие другие.
По итогам проведения городских соревнований по видам спорта формируются сборные команды спортсменов-москвичей с ограниченными возможностями здоровья для участия во всероссийских соревнованиях и отбираются спортсмены в составы сборных команд России для международных соревнований. За два последних года более 30 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья получили звание "Мастер спорта России", 4 -"Мастер спорта России международного класса", 6 - "Заслуженный мастер спорта".
Московская городская организация Всероссийского общества слепых (МГО ВОС) является самой крупной организацией в Москве, осуществляющей социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и их комплексную реабилитацию. В настоящее время МГО ВОС обслуживает 13600 лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. В своей деятельности МГО ВОС большое внимание уделяет развитию физической культуры и спорта среди незрячих и слабовидящих детей. Многолетний опыт работы показывает, что люди, которые активно занимаются физкультурой и спортом, существенно лучше адаптируются к сегодняшней жизни в условиях огромного города.
Благодаря поддержке Москомспорта, МГО ВОС ежегодно проводит значительное количество соревнований и массовых спортивных мероприятий по таким видам спорта, как шахматы, шашки, голбол, мини-футбол, торбол, дзюдо, пауэрлифтинг, а также в области туризма и т.д.
В игровых видах спорта московские команды становились чемпионами страны по голболу, мини-футболу (класс В1), серебряными призерами по торболу. МГО ВОС прикладывает максимум усилий, чтобы сохранить достигнутые результаты и подготовить новых спортсменов высокого класса.
В составе Всероссийского общества слепых функционирует Федерация спорта слепых (ФСС), которая ежегодно проводит российские чемпионаты и первенства, а также организует подготовку и участие российских команд спортсменов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в различных международных турнирах. Необходимо отметить, что московские команды принимают активное участие в чемпионатах России, и многие столичные спортсмены являются членами сборной команды страны по различным видам спорта. Московские спортсмены с ограниченными возможностями здоровья по зрению являются чемпионами и призерами Паралимпийских игр в Афинах, чемпионами мира по плаванию, пауэрлифтингу, призерами чемпионатов мира по дзюдо.
На достойном уровне работу по оздоровлению и социальной реабилитации средствами физической культуры и спорта москвичей с ограниченными возможностями здоровья по слуху проводит Московская федерация физической культуры и спорта глухих. За период своего существования Федерация содействовала укреплению лидирующего положения российских спортсменов с ограниченными возможностями здоровья по слуху на международном уровне. Спортсмены Москвы неоднократно выходили победителями и занимали призовые места в Сурдлимпийских играх, на чемпионатах мира и Европы по многим видам спорта. По итогам двух последних Игр в 2001 и 2005 годах в Риме (Италия) и Мельбурне (Австралия) российская сборная занимает второе общекомандное место. Весомый вклад в успех сборной России внесли москвичи. Золотые медали, завоеванные московскими спортсменами с ограниченными возможностями здоровья по слуху, составляют 40-55% от общего количества золотых наград, завоеванных российской командой.
В системе спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху города Москвы культивируются 22 вида спорта, из которых 12 олимпийских и 3 неолимпийских входят в программу Сурдлимпийских игр.
"Специальная Олимпиада" - всемирная программа круглогодичных тренировок и соревнований для лиц с проблемами интеллекта.
Московский комитет "Специальная Олимпиада" создан в июне 1991 года по инициативе Москомспорта с целью социальной реабилитации в обществе средствами физической культуры лиц с проблемами интеллекта. За время работы Московского комитета "Специальная Олимпиада" совместно с Москомспортом было проведено около 900 мероприятий различного уровня, включая городские, общероссийские и международные соревнования для лиц с проблемами интеллекта. Ежегодно Московский комитет "Специальная Олимпиада" проводит более 50 массовых спортивных соревнований. Московские спортсмены с проблемами интеллекта неоднократно участвовали во всероссийских соревнованиях для этой группы людей по таким видам спорта, как мини-футбол, легкая атлетика, бадминтон, настольный теннис, дартс, лыжные гонки, плавание. Московские спортсмены с проблемами интеллекта входили в состав сборных команд России, участвовавших в летних и зимних Всемирных Специальных Олимпийских играх. Свыше 100 человек стали победителями и призерами этих крупнейших международных форумов. Более 40 тысяч человек прошли социальную реабилитацию средствами физической культуры и спорта.
Благодаря совместной деятельности Москомспорта и Московского комитета "Специальная Олимпиада" за последние годы были оснащены спортивным инвентарем и оборудованием спортивные базы детских домов для умственно отсталых детей и психоневрологических интернатов.
Большое внимание в городе уделяется развитию спорта высших достижений лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подготовкой спортсменов высокого класса занимается Паралимпийский комитет города Москвы.
Впервые московские спортсмены с ограниченными возможностями здоровья вошли в состав паралимпийской сборной команды России на Паралимпийских играх 2000 года в Сиднее.
В паралимпийскую сборную России на Играх 2004 года в Афинах вошли 105 спортсменов, в том числе 18 москвичей (по 7 видам спорта - дзюдо, конный спорт, легкая атлетика, пауэрлифтинг, плавание, теннис и футбол), что оставляет 17% от общего состава российской команды. Российские спортсмены приняли участие в соревнованиях по 9 видам спорта из 21 в программе Паралимпийских игр. Основная подготовка кандидатов в паралимпийскую сборную команду страны проводилась по месту жительства. Учебно-тренировочную работу со спортсменами осуществляли 13 тренеров. Сборная команда России в неофициальном общекомандном зачете заняла 11-е место, завоевав 16 золотых, 8 серебряных и 17 бронзовых наград. В общей сложности 9 спортсменов Москвы по 3 видам спорта получили паралимпийские медали. В личных и командных видах программы москвичами были завоеваны: 1 золотая награда (личная), 1 серебряная (личная) и 9 бронзовых (4 личные и 5 командных). Доля представителей Москвы среди российских спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, завоевавших паралимпийские награды, составила 24%. Тренировочный процесс проходил на ведущих спортивных базах города: ОУСЦ "Планерная" (конный спорт), ОАО "Лужники" (легкая атлетика), СК "Олимпийский" (плавание), ФОК "Южное Бутово" (теннис) и других, где были созданы все необходимые условия для подготовки.
Для оптимизации учебно-тренировочного процесса (во всех его областях) и достижения максимального результата на Паралимпиаде над каждым кандидатом в паралимпийскую команду был установлен персональный контроль со стороны ответственных сотрудников Москомспорта, тренеров сборных команд города, федераций по видам спорта. В ходе подготовки москвичей к Паралимпийским играм Москомспортом были урегулированы вопросы, связанные с их учебно-тренировочным процессом и материально-техническим обеспечением, а также решены отдельные социально-бытовые проблемы.
Вопросами развития физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья активно занимается Департамент образования города Москвы.
Департаментом образования города Москвы проводится физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися и воспитанниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Для данной категории лиц, в том числе для детей с интеллектуальной недостаточностью, ежегодно проводится спартакиада "Надежда" по 20 видам спорта. Развитие спорта высших достижений, в том числе финансирование учебно-тренировочных сборов и выездов на соревнования российского и международного уровней наряду с Москомспортом осуществляется Департаментом образования города Москвы. В период с 2001 по 2006 годы победителями и призерами всероссийских, европейских и мировых чемпионатов и первенств по паралимпийской программе стали 317 воспитанников образовательных учреждений.
По итогам выступления в рейтинговых российских соревнованиях Федеральное агентство по физической культуре и спорту включило 11 воспитанников и 3 тренеров системы образования в состав делегации на Всемирные летние игры Специальной Олимпиады 2007 года, которые прошли в г. Шанхае (КНР) с 28 сентября по 13 октября 2007 года.
В настоящее время активно идет процесс подготовки к следующим Паралимпийским играм.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.07.2007 г. N 848 началась подготовка к проведению зимних Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Данный процесс требует координации усилий всех органов власти и общественных организаций, участвующих в развитии спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Общеизвестно, что забота общества о своих согражданах с ограниченными возможностями здоровья является мерилом его культурного и социального развития. В своем выступлении на заседании Правительства Москвы 6 июня 2006 года Мэр Москвы Ю.М. Лужков отметил: "Москву нужно сделать комфортной для инвалидов".
В настоящее время в городе Москва насчитывается 1 млн. 200 тыс. инвалидов. Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. Доля инвалидов в Москве составляет, по меньшей мере, около 10% от общего числа жителей города. Столь высокая доля инвалидов в Москве требует максимального учета интересов данной группы населения и внимательного отношения к их проблемам.
Вместе с тем, проводимая государственными органами и общественными организациями работа не решает в полной мере проблему социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Существующие сегодня механизмы реализации политики в области физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов к данной проблеме. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между органами исполнительной власти, а также общественными спортивными организациями в области физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного и системного подхода. В этой связи реализация мероприятий Подпрограммы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программным методам бюджетного планирования.
В настоящее время деятельность Правительства Москвы, направленная на социальную интеграцию инвалидов, в основном осуществляется Департаментом социальной защиты населения города Москвы. Была реализована комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве на 2004-2006 годы", в настоящий момент реализуется второй этап программы на 2007-2009 годы. В результате ее выполнения к 2009 году планируется достичь значительных результатов по приспособлению для инвалидов объектов городской инфраструктуры, городского пассажирского транспорта.
См. Комплексную целевую программу "Социальная интеграция инвалидов г. Москвы" на 2011 г., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 14 февраля 2011 г. N 28-ПП
Правительством Москвы также были приняты программы "Спорт Москвы" (2004-2006 гг.) и "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.). Одной из основных целей данных программ было провозглашено вовлечение лиц с ограниченными возможностями в активные занятия физической культурой и спортом. Однако практика показала необходимость выделения отдельной подпрограммы о физической культуре и спорте лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Структуру физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве можно представить следующим образом:
1. Лечебная физкультура в медицинских учреждениях.
2. Массовые спортивные мероприятия.
3. Массовый спорт и спорт высших достижений.
4. Детско-юношеский спорт.
Развитие спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве требует наличия значительного количества спортивных сооружений, адаптированных для инвалидов. В Москве ощущается острый дефицит подобных сооружений. На территориях административных округов города Москвы планируется создание 10 специализированных физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2008-2010 годы планируется строительство 6 специализированных ФОКов.
В настоящее время в Москве существует одна специализированная спортивная школа для детей-инвалидов и функционируют несколько специализированных отделений на базе ДЮСШ. Работа по привлечению детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям массовым спортом в настоящий момент ведется по линии центров физической культуры и спорта округов города на дворовых спортивных площадках, по линии общественных организаций и специализированных образовательных учреждений. В спорте лиц с ограниченными возможностями здоровья Москвы ощущается дефицит квалифицированных тренеров (см. таблицу 1).
Комплектование отделений физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с подпрограммой "Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2008-2009 гг.) городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) и перспективным планом мероприятий по развитию физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год
Таблица 1
Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать, что спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве все еще находится на начальной стадии развития. Темпы развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья явно недостаточны, что приводит к названным проблемам. Во многих зарубежных странах подготовлены и успешно реализуются программы развития адаптивного и паралимпийского спорта.
Обострение проблем физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, низкая эффективность принимаемых мер по их решению обусловливают необходимость проведения в Москве приоритетной политики развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Основные цели Подпрограммы
Основная цель Подпрограммы - создание единой системы физкультурно-спортивной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья для привлечения максимального числа лиц данной категории к регулярным занятиям физической культурой и спортом и содействия с помощью спорта их адаптации к полноценной активной жизни в Москве, создание системы физкультурно-спортивной работы лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время признано, что физическая культура и спорт являются важнейшими средствами реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Регулярные спортивные занятия, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности и уважения, дают возможность приобщиться к активной жизни.
Физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения.
Для оценки эффективности реализации Подпрограммы необходима система показателей, в состав которой войдут статистические данные, система прямых и косвенных индикаторов, а также результаты социологических исследований. В итоге будет создана независимая от органов управления система измерения эффективности работы, проводимой в Москве в области спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Целевые индикаторы и показатели для оценки реализации целей и задач Подпрограммы будут разработаны, исходя не только из возможности получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности сопоставления с российской статистикой и определения на этой основе целевых показателей.
Поскольку Подпрограмма носит комплексный характер, ориентируется, в основном, на социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья через спорт, то создание системы измерителей, несомненно, должно соотноситься и с общими показателями развития города.
Целевые индикаторы и показатели для оценки реализации Подпрограммы:
- Процент лиц с ограниченными возможностями здоровья, привлеченных к регулярным занятиям спортом. Значение на начало Подпрограммы - 0,1%.
- Процент лиц с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченных в активные занятия спортом и физической культурой. Значение на начало Подпрограммы - 5-6%.
- Количество отделений физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья. Значения на начало Подпрограммы: на базе детско-юношеских спортивных школ -17.
- Количество специально подготовленного персонала для работы в отделениях физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья. Значения на начало Подпрограммы: на базе детско-юношеских спортивных школ - 45; на базе Центров физической культуры и спорта административных округов - 56.
- Количество ФОКов для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Значение на начало Подпрограммы - 0.
- Количество спортивных массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Процент спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (жителей Москвы) в сборной команде России. На Паралимпийских играх 2004 г. - 17%.
- Процент спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (жителей Москвы) среди призеров официальных российских и международных соревнований.
- Самооценка граждан - удовлетворение потребностей в физической активности (показатель определяется на основании социологических исследований социальных настроений в обществе с использованием параметров: "хорошая", "средняя", "плохая").
Следствием осуществления Подпрограммы должны стать:
- рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся спортом и участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, и повышение их приспособленности к полноценной жизни в условиях города Москва;
- укрепление материальной базы для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обеспечение возможности физкультурно-спортивных занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Задачи, которые необходимо решить для достижения целей, обозначенных в Подпрограмме
Основные задачи Подпрограммы:
- создание системы управления физкультурно-спортивным движением лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе;
- развитие спорта высших достижений в Москве, в том числе в рамках подготовки к Паралимпийским играм в Сочи в 2014 году при участии Паралимпийского комитета города Москвы;
- восстановление и улучшение физиологических возможностей и функциональных способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий спортом;
- создание для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья центров подготовки спортсменов высшей категории;
- развитие материально-технической базы для спортивных тренировок лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка и введение в действие системы повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы в области массового спорта и спорта высших достижений лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование научного и программно-методического обеспечения процесса физического воспитания и тренировок лиц с ограниченными возможностями здоровья в центрах спортивной реабилитации.
Подпрограмма "Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2008-2009 годы) городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) ориентирована на:
1) максимальное использование для развития спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья материальных и организационных ресурсов, имеющихся на территории города Москвы;
2) создание в административных округах города Москвы спортивных клубов лиц с ограниченными возможностями здоровья (без деления их по видам спорта);
3) открытие в спортивных школах отделений для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4) значительное усиление спортивной работы со всеми категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья, издание информационно-справочных материалов, доступных данной категории лиц;
5) привлечение финансовых и организационных ресурсов для развития материально-технической базы существующих и вновь возводимых спортивных объектов с целью их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) подготовку кадров для занятий физической культурой и спортом с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
7) обеспечение государственного контроля качества и соответствия установленным нормативам физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Решение вопросов, связанных с адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья к активной жизни в условиях мегаполиса и их реабилитацией с помощью физической культуры и спорта, требует постоянных целенаправленных усилий органов власти города Москвы. Поэтому Подпрограмма должна реализовываться путем равномерного осуществления предусмотренных мероприятий, с учетом их особенностей.
В то же время специфика решения поставленных задач предполагает разделение данной Подпрограммы на 2 этапа. Продолжительность каждого этапа - один календарный год.
На каждом этапе предполагается привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, развитие среди данной категории лиц спорта высших достижений в городе Москва, а также укрепление материально-технической базы объектов для спортивных занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одновременно предполагается проведение мониторинга за осуществлением мероприятий Подпрограммы.
Исходя из последовательности реализации этапов Подпрограммы, предполагается осуществлять финансирование из бюджета города Москвы по годам в установленном порядке.
4. Основные направления реализации Подпрограммы
4.1. Массовая физкультурно-спортивная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Данный раздел направлен на привлечение наибольшего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья к общеоздоровительным и физкультурно-спортивным мероприятиям и включает:
4.1.1. Проведение физкультурно-спортивных мероприятий в соответствии с календарем физкультурно-спортивных мероприятий Москомспорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятия направлены на привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях по месту жительства (работы) и в массовых городских спортивных мероприятиях.
4.1.2. Проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных и специализированных учебных заведениях.
Мероприятия направлены на широкое включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в общее образовательное и досуговое пространство посредством физической культуры и спорта. Для этого необходимо обеспечение взаимодействия общих и специализированных учебных заведений в области физкультуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Развитие реабилитационного (адаптивного) спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивное физическое воспитание - необходимая предпосылка для занятий массовым спортом. Целью развития данного направления должна стать необходимость восстановления, коррекции или компенсации нарушенных, полностью или частично утраченных функций организма у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивный спорт должен содействовать интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь. Он позволяет расширить социальные контакты. В спорте лица с ограниченными возможностями здоровья получают возможность самореализации и самосовершенствования. Кроме этих психологических элементов, участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. И это, в свою очередь, существенный фактор физической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.3. Поддержка участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в спорте высших достижений
Данные мероприятия призваны обеспечить возможности для развития в городе Москва спорта высших достижений для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе подготовку московских спортсменов к Паралимпийским, Сурдлимпийским играм, Специальной Олимпиаде, неолимпийским видам спорта.
Среди мероприятий по направлению:
- содержание центров Олимпийской подготовки в части работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение соревнований и отборочных мероприятий в рамках спортивного календаря в области спорта высших достижений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.4. Обеспечение деятельности образовательных учреждений спортивной направленности с отделениями для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Мероприятия в настоящем разделе призваны обеспечить работу образовательных учреждений спортивной направленности с отделениями для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Среди мероприятий по направлению:
- обеспечение текущей деятельности ДЮСШ и СДЮШОР с отделениями для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация мероприятий детско-юношеского спорта в соответствии с календарем физкультурно-спортивных мероприятий Москомспорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.5. Пропагандистское и информационное обеспечение развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-пропагандистское обеспечение направлено на:
- создание условий для увеличения посещаемости спортивно-зрелищных мероприятий и мероприятий спорта высших достижений лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение привлекательности, в том числе и инвестиционной, физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- привлечение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в спортивные школы и клубы города Москвы;
- обеспечение жителей города Москвы - лиц с ограниченными возможностями здоровья исчерпывающей информацией о физкультурно-массовой работе в городе Москве.
Мероприятия в настоящем разделе призваны обеспечить доведение до широкой общественности, организаций и отдельных лиц с ограниченными возможностями здоровья сведений о Подпрограмме, осуществляемых в ее рамках мероприятиях и имеющихся в связи с этим возможностях. Также раздел включает мероприятия по обеспечению благоприятной для реализации Подпрограммы информационной среды и создание единого информационного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.6. Организационное обеспечение развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья
Реализация мероприятий данного раздела позволит выстроить следующую организационно-функциональную структуру:
I. Центр паралимпийской и сурдлимпийской подготовки спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.
II. Специализированные детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР), занимающиеся подготовкой спортсменов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
1. отделения ДЮСШ, СДЮШОР на базе ФОКов для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2. отделения для занятий спортсменов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе существующих ДЮСШ, СДЮШОР.
III. Учреждения, ведущие спортивную работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства, в том числе:
1. специализированные спортивные клубы для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2. специализированные группы для лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивных клубах общего пользования.
Среди мероприятий по направлению:
- повышение квалификации и переподготовки кадров в области физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- организация и проведение семинаров и конференций для специалистов в области физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.7. Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья
Настоящее направление предполагает совокупность взаимоувязанных мероприятий по научно-методическому и медико-биологическому обеспечению спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и спорта высших достижений.
4.8. Развитие материальной базы физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья
Одной из задач, которую предполагается решить в процессе реализации Подпрограммы, является развитие материально-технической базы для спортивных тренировок лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Базовая структура материально-технического обеспечения:
I. Физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) для занятий спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья;
II. Плоскостные спортивные сооружения для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях управ районов, подведомственных соответствующим префектурам административных округов города Москвы.
При проектировании и строительстве объектов физической культуры и спорта в городе Москве учитывается необходимость обеспечения доступа на них лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако возникает потребность в создании на этих объектах соответствующих условий для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Среди мероприятий по направлению:
- разработка проектно-сметной документации для проведения необходимых работ по капитальному ремонту и приспособлению действующих спортивных сооружений города Москвы для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- приспособление существующих ФОКов для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение учреждений, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья предметами длительного пользования, спортивно-технологическим и учебным оборудованием, инвентарем и т.д.
5. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы финансируется из следующих источников:
- бюджет города Москвы (в т.ч. текущее финансирование городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.) с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 292-ПП).
Департамент физической культуры и спорта города Москвы определяет приоритетные направления реализации Подпрограммы на текущий год, а также квоту финансирования мероприятий с учетом отнесения направления реализации Подпрограммы к приоритетному на текущий год (в процентном соотношении по каждому направлению).
Структура финансирования Подпрограммы по разделам и подразделам бюджетной классификации
Таблица 2
Разделы и подразделы бюджетной классификации |
Всего тыс. руб. |
Расходы по годам тыс. руб. |
|
2008 г. |
2009 г. |
||
Раздел 0700 "Образование" |
498106,0 |
36976,0 |
461130,0 |
Раздел 0804 "Периодическая печать и издательства" |
7945,0 |
165,0 |
7780,0 |
Раздел 0806 "Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации" |
3200,0 |
0,0 |
3200,0 |
Раздел 0908 "Физическая культура и спорт" |
217174,6 |
32483,0 |
184691,6 |
Итого городской бюджет: |
726425,6 |
69624,0 |
656801,6 |
Распределение бюджетных средств Подпрограммы по получателям
Таблица 3
Получатель средств по подпрограмме |
2008 г. тыс. руб. |
2009 г. тыс. руб. |
Департамент физической культуры и спорта города Москвы |
69624 |
656802 |
Итого: |
69624 |
656802 |
6. Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение поставленных целей
Сложившиеся в Москве спортивные традиции, имеющийся научный и кадровый потенциал, созданные условия для физкультурно-спортивной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья не в полной мере отвечают современным потребностям общества. Многие спортивные сооружения не приспособлены для использования их лицами с ограниченными возможностями здоровья. Существует проблема низкой мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обусловленная, прежде всего, недостаточной информированностью о возможностях в указанной сфере.
В области спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья Москвы сегодня нет четкого разделения на массовый спорт и спорт высших достижений. Спортом занимается около тысячи человек с ограниченными возможностями здоровья, то есть менее 0,1% от общего количества инвалидов Москвы.
Основой развития спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья являются общественные организации, которые не могут обеспечить необходимый уровень для развития спорта высших достижений. Общественные организации финансируются в основном спонсорами и, как правило, не обладают необходимыми финансовыми средствами и материально-технической базой для развития спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве является актуальной задачей политики города Москвы. Решение этой задачи возможно и без применения программного метода планирования за счет самостоятельных действий органов государственной власти, некоммерческих спортивных организаций и частного предпринимательства в области физкультуры и спорта. Однако при таком подходе возрастают риски отсутствия системности в решении стоящих задач. Возможные последствия:
- отсутствие спортивных объектов, приспособленных к потребностям лиц с ограниченными физическими возможностями как для занятий физической культурой и спортом для лиц данной категории, так и для их участия в различных спортивных массовых мероприятиях;
- отсутствие возможностей для наименее социально защищенной части населения Москвы - лиц с ограниченными возможностями здоровья заниматься физической культурой и спортом;
- потребность в значительных дополнительных финансовых средствах для исправления ситуации через 2-3 года не комплексного развития.
При отсутствии целенаправленной поддержки вероятный сценарий развития событий будет состоять в сохранении имеющегося уровня развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, наиболее приемлемым следует считать программный метод управления.
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит максимально эффективно решить проблему развития физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития города Москвы.
7. Механизм управления Подпрограммой и порядок взаимодействия государственных заказчиков
Государственный заказчик Подпрограммы обеспечивает согласованность действий органов исполнительной власти города Москвы по реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета города Москвы и средств внебюджетных источников.
Государственный заказчик несет ответственность за реализацию Подпрограммы в целом.
Государственный заказчик Подпрограммы:
- готовит ежегодно отчет о ходе реализации Подпрограммы;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Подпрограммы;
- проводит в установленном порядке корректировку Подпрограммы по перечню мероприятий на очередной финансовый год в соответствии с их финансовой обеспеченностью;
- определяет на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также подводит итоги по каждому программному мероприятию;
- согласовывает с основными участниками Подпрограммы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Подпрограммы и контроля за ходом мероприятий;
- организует размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Подпрограммы, проведении торгов на участие в реализации Подпрограммы и порядке участия в ней инвесторов.
Перечень
мероприятий подпрограммы "Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2008-2009 гг.) городской комплексной программы "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.)
Перспективный план
мероприятий по развитию физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2010 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.