В 2015 году военный комиссариат и сторонняя организация (ООО) заключили договор, в соответствии с которым исполнитель обязуется привлечь для заказчика граждан в количестве 9 человек к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности. За привлеченными лицами сохраняется средний заработок по месту их постоянной работы за время участия в указанных мероприятиях. Заказчик обязуется возмещать исполнителю расходы, связанные с выплатой среднего заработка, путем перечисления на счета исполнителя денежных средств. В рамках указанного договора заказчик оплачивает расходы, связанные с выплатой заработной платы сотрудникам, без начисленных страховых взносов.
В 2016 году ООО выставило счет военному комиссариату, указав, что он должен возместить сумму страховых взносов, начисленных на средний заработок лиц, привлеченных ранее к работе по проведению призыва на военную службу.
Должен ли военный комиссариат в 2016 году уплачивать страховые взносы, начисленные на средний заработок работников сторонней организации, привлеченных в 2015 году для участия в работе призывных комиссий?
С. Валова,
редактор журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 22-25.
Статья 170 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Как следует из ч. 1, 6 ст. 1 Закона N 53-ФЗ*(1), обязанность граждан РФ предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
Пунктом 1 ст. 6 Закона N 53-ФЗ определено, что граждане на время исполнения ими обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы. При этом за ними сохраняется место постоянной работы или учебы с выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей (в данном случае - на время мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности), работодатель должен выплатить заработную плату с соответствующими отчислениями из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. Как следует из пп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных данным постановлением, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ N 704 компенсация расходов, указанных в п. 2 данного постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны и Федеральной службе безопасности.
При этом обращаем внимание, что Постановлением Правительства РФ N 704 не установлено ограничение для указанных выше выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (см. Определение ВС РФ от 23.09.2016 N 304-ЭС16-11350 по делу N А46-15269/2015).
Кроме того, Бюджетный кодекс не содержит ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ*(2) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (в частности, организаций) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в рамках трудовых отношений. Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в указанном перечне не поименован.
Исходя из совокупного толкования перечисленных правовых норм, можно сделать вывод о том, что в период участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в указанный период, облагается страховыми взносами. Аналогичные разъяснения приведены в Информации ФСС РФ "Страховые тарифы, взносы, резервы (вопрос-ответ)".
При этом существующая в силу закона обязанность военного комиссариата заключается не в уплате страховых взносов, а в возмещении организации понесенных расходов, связанных с выплатой среднего заработка, с учетом уплаченных страховых взносов.
Отсутствие у военного комиссариата обязанности уплатить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не освобождает его от обязанности возместить расходы плательщика таких взносов на соответствующие цели, понесенные в связи с исполнением Закона N 53-Ф3, в порядке, предусмотренном Правилами компенсации расходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 704.
1 декабря 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утрачивает силу с 01.01.2017).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"