Генеральный директор компании, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", хочет оборудовать в квартире, где он проживает, кабинет. Он будет использоваться как офисное помещение фирмы. Квартира личной собственностью директора не является и фирмой не арендуется. Можно ли считать затраты компании на ремонт кабинета обоснованными и учесть их при налогообложении?
О. Мокрецов,
"ЭЖ"
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 12, декабрь 2016 г., с. 26-29.
Учесть затраты на ремонт кабинета в целях налогообложения в рассматриваемой ситуации не получится. Объясним почему.
Использовать имущество в своей деятельности может только его собственник или лицо, которому собственник передал права пользования данным имуществом (п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ). Соответственно компания, у которой нет никаких прав на квартиру, где расположен кабинет, не вправе задействовать ее в своей деятельности. Значит, несение затрат, связанных с незаконно используемым имуществом, не направлено на получение дохода. А экономически обоснованными считаются затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ, Определения Конституционного суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П). Таким образом, поскольку затраты на ремонт кабинета, находящегося в квартире, на которую у компании нет никаких прав, являются экономически необоснованными, их нельзя учесть при налогообложении (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Шанс на учет затрат по ремонту кабинета появится у компании только в том случае, если она заключит договор аренды с собственником квартиры или с лицом, уполномоченным собственником на сдачу части квартиры, где расположен кабинет, в аренду (ст. 608 ГК РФ). Согласно подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ лица, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", вправе уменьшить полученные доходы на сумму расходов на ремонт основных средств, в том числе арендованных. Однако поскольку кабинет находится в жилой квартире, учет затрат на его ремонт в расходах наверняка вызовет претензии у налоговиков. Кроме того, добавятся проблемы с учетом арендных платежей.
Дело в том, что квартира является жилым помещением (подп. 2 п. 1 ст. 16 ЖК РФ). Она предназначена для проживания граждан (п. 2 ст. 288 ГК РФ). А размещение собственником в принадлежащем ему жилье предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое (п. 3 ст. 288 ГК РФ). В жилом помещении могут осуществлять профессиональную и индивидуальную предпринимательскую деятельность только граждане, проживающие в нем на законных основаниях, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (п. 2 ст. 17 ЖК РФ). Следовательно, компания не вправе использовать квартиру (ее часть) в предпринимательских целях, а собственник квартиры может сдавать ее в аренду только для проживания.
Раньше Минфин России считал, что использование жилого помещения не по назначению является нарушением положений ЖК РФ и не влияет на налогообложение. В письме от 18.10.2005 N 03-03-04/1/285 специалисты финансового ведомства указывали, что соответствие затрат налогоплательщика критериям отнесения их к расходам, установленным НК РФ, является необходимым и достаточным условием для их учета в целях налогообложения вне зависимости от действия норм законодательства иных отраслей, предметом которого налоговые правоотношения не являются. Поэтому платежи за аренду жилого помещения, используемого организацией в качестве офиса при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными расходами и при их правильном документальном оформлении учитываются в целях налогообложения прибыли.
Но теперь финансисты считают иначе. В письме от 29.09.2014 N 03-03-06/1/48504 Минфин России разъяснил, что расходы юридического лица по договору аренды жилого помещения, используемого в качестве офиса, не уменьшают его налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Обосновали финансисты это тем, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ все расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. А при сдаче квартиры для размещения в ней офиса компании договор аренды требованиям действующего законодательства не соответствует. Аналогичные разъяснения содержатся и в письмах Минфина России от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93, от 10.11.2006 N 03-05-01-04/310, от 28.10.2005 N 03-03-04/4/71, от 27.10.2005 N 03-03-04/1/310. Сказанное финансистами применимо и к учету расходов при УСН. Ведь согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, признаются при условии их соответствия критериям, установленным в ст. 252 НК РФ.
Суды такую точку зрения финансистов не поддерживают. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 27.07.2009 N КА-А41/7015-09 отметил, что законодательство о налогах и сборах не ставит порядок признания арендных платежей в расходах в зависимость от вида арендуемого помещения (жилое или нежилое). Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ определено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. Соответствие затрат налогоплательщика критериям обоснованности и документальной подтвержденное является необходимым условием для их отнесения на расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, вне зависимости от действия норм законодательства иных отраслей, предметом которого налоговые правоотношения не являются. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 16.06.2010 N КА-А40/5879-10-3, от 12.01.2007, 19.01.2007 N КА-А41/13145-06, Поволжского округа от 03.04.2008 N А57-6023/07, от 12.02.2008 N А12-10256/07-С60.
Все сказанное Минфином России и судами в отношении арендных платежей применимо и к расходам на ремонт. Поэтому, даже при наличии у компании договора аренды на часть квартиры, в которой размещен кабинет, оборудованный под офис, доказывать правомерность учета затрат на ремонт и арендных платежей в расходах придется через суд.
1 декабря 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru