Экологический учет и аудит в рыночных условиях
Л.В. Чхутиашвили,
канд. экон. наук, доцент
кафедры философских и социально-экономических
дисциплин Московского государственного
юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Журнал "Аудитор", N 1, январь 2017 г., с. 23-28.
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития экологического учета и аудита в рыночных условиях, являющихся ключом к устойчивому развитию российских организаций.
В последние десятилетия в мире наблюдается стремительная экологизация экономики. На фоне значительных темпов экономического роста стабилизировалось потребление минерального сырья, сократилось загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов, получили развитие современные природоохранные технологии. Экологизация хозяйственной деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности мирового производства.
Природные и антропогенные факторы оказывают постоянное и значительное воздействие на человека и окружающую его среду. Сейчас задача наиболее прогрессивной части общества - максимально снизить силу воздействия человека на природу. Самый эффективный метод достижения этой цели - формирование новой экономики, ориентированной на восстановление и поддержание экологического равновесия, и новой идеологии, снижающей значимость материальных ценностей.
Одной из проблем экологичной экономики в свете концепции устойчивого развития является разработка и совершенствование направлений и принципов экологического учета и контроля, которые включают в себя экологический бухгалтерский учет, отчетность по природоохранной деятельности и внутренний экологический аудит.
Экологический бухгалтерский учет
Связь между управлением природоохранной деятельностью и экологическим учетом вполне понятна. Основания, по которым в условиях коммерциализации в корпоративном учете целесообразно выделить учет операций по природоохранной деятельности, достаточно очевидны [5]:
- на счетах организации должны отражаться операции по охране окружающей среды и влияние расходов, рисков и обязательств, связанных с природоохранной деятельностью, на финансовое положение организаций;
- инвесторам для принятия инвестиционных решений необходимо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью;
- вопросы природоохранной деятельности являются также предметом управленческой деятельности: менеджерам необходимо выявлять и распределять природоохранные затраты для правильной калькуляции себестоимости продукции и принятия инвестиционных решений;
- организации могут иметь преимущества в конкурентной борьбе, если они окажутся способными показать, что их товары и услуги отвечают требованиям экологической безопасности;
- бухгалтерский учет является ключом к устойчивому развитию хозяйственной деятельности и экологической безопасности природопользователей.
Эффективный с точки зрения защиты окружающей среды режим работы оборудования природопользователей снижает вредное воздействие последних на окружающую природу, одновременно повышая рентабельность их деятельности. Экологическая эффективность в этом случае может быть измерена только при ведении экологического бухгалтерского учета, который предоставляет точную и достоверную информацию по природоохранным расходам, экологическим обязательствам и воздействию хозяйственной деятельности организаций на окружающую природную среду.
Российские организации, стремящиеся увеличить объемы финансирования с западных рынков капитала, понимают, что если в бухгалтерских балансах не будет представлена информация по экологическим обязательствам, это снизит доверие инвесторов к финансовым отчетам. Инвесторы, подозревающие о существовании таких обязательств, но не располагающие их оценкой, повысят стоимость капитала для российских организаций ввиду повышения риска.
Следовательно, экологическая информация должна стать неотъемлемой частью при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в первую очередь, интегрированной финансовой отчетности. В то же время сегодня в России нет нормативных актов, регулирующих учетную деятельность в области экологии и требующих подробного отражения в финансовой отчетности обязательств и затрат, связанных с природоохранной деятельностью.
Заметим, что учет экологических затрат не новшество для российской практики. Данные о подобных затратах организации обязаны представлять в рамках статистического наблюдения (в частности, это формы N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах", N 18-КС "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" и др.).
Однако анализ состояния экологического бухгалтерского учета и отчетности по природоохранной деятельности природопользователей выявил недостаточный уровень их организации. Экологический бухгалтерский учет ведется в организациях не системно, зачастую выборочно, в целях подготовки экологической статистической отчетности. Основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности.
Более того, во многих организациях имеет место неупорядоченность учета природоохранных затрат, когда они не только не выделяются, но и, особенно текущие, "растворяются" в себестоимости, необоснованно относятся на охрану труда и технику безопасности или только на общехозяйственные либо прочие расходы. Поэтому разработка основ развития экологического бухгалтерского учета приобретает особую социально-экономическую значимость в целях предотвращения кризисных явлений в экономике.
Все это не способствует организации контроля за эффективностью экологических затрат, не позволяет принимать оптимальные управленческие решения по центрам ответственности, что в итоге влияет на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Определения экологического учета в специальной литературе нет. По мнению автора, к этому вопросу можно подойти с позиций характеристик экологического бухгалтерского учета, к которым можно отнести:
- возрастание роли государственного регулирования экономики;
- усиление контроля за экологическими расходами и обязательствами;
- осуществление контроля за природоохранными мероприятиями;
- учет экологических рисков;
- обязательность составления отчетности по природоохранной деятельности;
- оценка возможности реализации и эффективности проведения природоохранных и компенсационных мероприятий;
- необходимость добросовестного исполнения профессиональных обязанностей бухгалтерами и осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды;
- рост социальной ответственности природопользователей.
На наш взгляд, экологический бухгалтерский учет можно представить как процесс отражения в системе бухгалтерского учета природоохранных затрат и обязательств организаций, а также эколого-экономических результатов деятельности хозяйствующих субъектов с целью управления бизнесом и завоевания оптимальной эколого-экономической ниши на рынке товаров и услуг.
Система экологического бухгалтерского учета включает в себя следующие основные составляющие, каждая из которых имеет свою экономическую значимость:
- учет природоохранных расходов;
- учет экологических финансовых обязательств;
- отчетность по природоохранной деятельности.
Система экологического учета даст возможность организовать контроль затрат по центрам ответственности, объективно отразить их при формировании себестоимости продукции, получить достоверную и более полную информацию для принятия управленческих решений по эколого-экономическим вопросам.
Учет природоохранных расходов, связанных с ограничением в ходе обычных производственных процессов всех видов их неблагоприятного воздействия на окружающую среду до приемлемых уровней, позволяет рассматривать их как расходы на природоохранную деятельность.
Учет экологических финансовых обязательств охраны окружающей среды - это учет затрат, являющихся следствием событий прошлого, текущего и будущих периодов. Прямой учет этих затрат ведет к снижению финансовых показателей деятельности организации и ее подразделений.
Игнорирование экологических обязательств в бухгалтерском учете и, как следствие, невключение их в отчетность опасно по многим причинам. Во-первых, мажоритарные акционеры могут пожелать учесть оценку этих обязательств в цене акций. Во-вторых, отсутствие определенной политики в отношении экологических обязательств может привести к тому, что управленческий персонал не будет своевременно обращать внимание руководства на экологические проблемы. В-третьих, за организацией может утвердиться репутация безответственной.
Достоверность перспективной оценки финансовых обязательств в области охраны окружающей среды, зависящей в первую очередь от прямых затрат будущих периодов экологического характера, в российских условиях весьма низка по причине недостаточности и недостоверности информации.
Оценка расходов будущих периодов организации должна характеризовать в денежном выражении ее экологические обязательства:
- на период ожидаемой стабильности и прогнозируемости законодательных и правовых актов в области охраны природы и соответствующего налогообложения;
- по этапам и проектам развития организации согласно стратегии ее развития;
- во временных рамках - согласно условиям инвестиционных, кредитных и иных соглашений.
Расходы будущих периодов включают следующие составляющие:
- плановые затраты на природоохранное обеспечение текущей производственной деятельности;
- плановые затраты на природоохранную деятельность по перспективным проектам, утвержденным организацией и согласованным с природоохранными органами, другими заинтересованными органами исполнительной власти;
- вероятностные затраты на локализацию, смягчение и ликвидацию экологически опасных последствий внештатных и аварийных ситуаций природоохранного и техногенного характера;
- обязательные платежи (нормативные, сверхнормативные, штрафы) в бюджеты разных уровней;
- затраты на участие в федеральных, региональных и муниципальных программах экологического оздоровления территории в зоне деятельности организации;
- затраты на ведение судебных дел и удовлетворение исков экологического характера к организации со стороны органов власти, юридических и физических лиц;
- затраты организации на формирование благоприятного общественного мнения и создание имиджа экологически безопасного производства.
Все составляющие экологических расходов будущих периодов имеют в той или иной степени возвратный характер благодаря частичной прибыльности и самоокупаемости природоохранной деятельности, различным льготам и привилегиям, зачету обязательных платежей и т.п.
Раскрытие информации о природоохранной деятельности организации в ее годовом бухгалтерском отчете помогает собственникам оценить деятельность руководства, обеспечивает широкий общественный контроль, способствует формированию положительного имиджа организации.
Отчетность по природоохранной деятельности организации
Экологическая бухгалтерская отчетность - это отчетность:
- по инвестициям в природоохранную деятельность;
- по общефирменным расходам на охрану окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации;
- по расходам на научные исследования и разработки в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- по расходам на управление природоохранной деятельностью и ее планирование;
- по расходам, связанным с ликвидацией последствий наносимого окружающей среде ущерба;
- по возмещенным расходам, уплаченным добровольно или по решению суда за нарушение экологического законодательства;
- по финансовым последствиям природоохранных мероприятий.
Недостаточное внимание к проблеме подготовки отчетности по природоохранной деятельности существенно увеличивает риск искажения финансовой информации, в том числе формирующейся в рамках экологического бухгалтерского учета и отчетности по природоохранной деятельности организации [4].
Отчетность по природоохранной деятельности вместе с информацией о финансовом положении организации должна быть объединена в интегрированную отчетность. В ней должны быть сформулированы эколого-экономические цели для обеспечения стабильного развития организации. В этой связи необходимо разработать структуру, формы экологического отчета и методику его подготовки.
Экологический отчет должен отражать:
- суть экологических проблем, относящихся к деятельности природопользователя и отрасли, в которую он входит;
- экологическую политику и программы, принятые природопользователем в отношении природоохранных мер;
- изменения в его деятельности, произошедшие со времени принятия экологической политики;
- целевые показатели выбросов и сбросов в окружающую среду, установленные предприятием, и то, как деятельность предприятия соотносится с этими показателями;
- в какой степени принятие природоохранных мер было продиктовано законодательными и нормативными актами, в какой степени требования законодательства (например, сроки сокращения объема выбросов и сбросов) выполняются;
- любые существенные судебные разбирательства в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, информацию о потенциально серьезных экологических проблемах;
- финансовые последствия мероприятий по охране окружающей среды в текущем периоде и любые конкретные последствия для будущих периодов, а при существенных последствиях - сумму, отнесенную в текущем периоде на счет операций, связанных с природоохранными мероприятиями, к которым они относятся.
Такой экологический отчет будет способствовать улучшению качества, достоверности и оперативности внутрипроизводственной эколого-экономической информации и на этой основе упорядочению экологического и экономического контроля, повышению уровня объективности принимаемых управленческих решений. Наряду с этим, организации могут иметь преимущества в конкурентной борьбе, если они окажутся способными показать, что их товары и услуги предпочтительней с экологической точки зрения. Последнее обстоятельство позволит достичь достоверности и своевременности статистической отчетности, а внешним пользователям будет предоставлена возможность оценить степень риска экономических отношений с предприятием в случае, если хозяйствующий субъект сочтет возможным обнародовать свою экологическую отчетность (или если учетная политика хозяйствующего субъекта допускает ее раскрытие).
Внутренний экологический аудит
Внутренний экологический аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия с позиций его природоохранной деятельности.
В практике работы российских промышленных компаний осознание значимости вопросов экологии проявляется в постоянной необходимости расходования средств на охрану и восстановление окружающей среды, а это влечет за собой потребность в организации экологического учета, качество информации которого может оказывать существенное влияние на принятие управленческих решений. Причем эти решения должны во взаимосвязи учитывать не только интересы самой организации, но и общие социально-экономические задачи охраны атмосферы, водных и земельных ресурсов, здоровья населения, а также интересы хозяйствующих субъектов.
Для принятия инвестиционных решений инвесторам необходимо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью. Природоохранная деятельность является также предметом управления охраной окружающей среды: менеджеры должны выявлять и распределять природоохранные затраты таким образом, чтобы можно было обеспечить правильное калькулирование себестоимости продукции и принятие инвестиционных решений на основе реальных издержек и выгод.
Согласно действующему российскому законодательству российские организации - природопользователи обязаны обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может проявиться в виде воздействия опасных факторов на здоровье персонала, на состояние производственных сооружений, на ход технологических процессов. Решению всех этих задач может способствовать внедрение в организациях-природопользователях внутреннего экологического аудита.
При проведении внутреннего экологического аудита проверяется не только отчетность по природоохранной деятельности организации, но и аудируются технологическое оборудование и процессы, система управления качеством окружающей среды, вырабатываются рекомендации по соответствию природоохранной деятельности экологическому законодательству Российской Федерации и оптимизации антропогенного воздействия природопользователей на окружающую среду [3].
Внутренний экологический аудит является не только инструментом экологического контроля, но и показателем эффективного управления качеством окружающей природной среды. Он позволяет уменьшить экологический риск организации, отражаемый в отчетности по природоохранной деятельности, повысить уровень социальной ответственности бизнеса.
Экологический бухгалтерский учет, отчетность по природоохранной деятельности и внутренний экологический аудит способствуют повышению инвестиционной привлекательности организаций-природопользователей и предопределяют заинтересованность собственников в их реализации на практике.
Сегодня выявилась необходимость в совершенствовании методологии и организации проведения экологического аудита для обеспечения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Организация, стремящаяся быть экологически эффективной, должна регулярно информировать общественность о результатах осуществления экологических мероприятий. От результатов экологического аудита зависит принятие экологически значимых проектных решений (покупка земельного участка, строительство новых цехов или расширение действующего производства, внедрение экологически чистых технологий и проч.).
Экологический учет и аудит позволят улучшить экологическую ситуацию в стране только тогда, когда они будут носить обязательный для всех российских организаций-природопользователей характер, когда внутренний экологический аудит будет проводиться с определенной периодичностью, когда будут разработаны формы, методы и способы его проведения и практической реализации.
Литература
1. Демина Л.А. Экологический аудит: прошлое, настоящее, будущее / Л.А. Демина // Экономика, техника, экология. - 1999. - N 11.
2. Экологический учет и аудит: Сб. статей / Под ред. Л.З. Шнейдмана. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. - 192 с.
3. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит: проблемы и пути их решения / Л.В. Чхутиашвили // Аудитор. - 2016. - N 1 (251). - С. 22-29.
4. Чхутиашвили Л.В. Аудит интегрированной отчетности компаний в условиях интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности / Л.В. Чхутиашвили // Налоги. - 2014. - N 5. - С. 18-22.
5. Чхутиашвили Л.В. Организация и совершенствование экологического учета на российских предприятиях / Л.В. Чхутиашвили // Lex Russica - Русский закон. - 2014. - N 2 (февраль). - С. 185-198.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015