После опубликования в "Вестнике государственной регистрации" сведений о ликвидации ООО и подачи уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса в октябре 2016 года началась выездная налоговая проверка, которая закончилась только в январе 2017 года.
Прерван ли в приведенной ситуации процесс ликвидации? Следует ли ее начинать сначала, или можно продолжить ликвидацию и подать ликвидационный баланс?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общество может продолжить процедуру ликвидации при условии, что решение о проведении выездной налоговой проверки было принято после подачи уведомления о составлении промежуточного баланса.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения, составляется по окончании срока для предъявления требований кредиторами. Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. О составлении промежуточного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет соответствующее уведомление в налоговый орган (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; далее - Закон N 129-ФЗ). В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ такое уведомление не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, установленного для:
- предъявления требований кредиторами;
- завершения производства по иску к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации (пп. "в" указанного пункта).
На основании п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица является случай непредставления определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов. В числе таких документов согласно пп. "а" п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, которым заявитель подтверждает, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Соответственно, ликвидационная комиссия (ликвидатор) прежде всего должна совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией. Внесение в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений недопустимо. Из сказанного следует, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, может быть расценено регистрирующим органом как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что, в свою очередь, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ (постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, от 05.03.2013 N 14449/12, от 13.05.2014 N 127/14).
Следовательно, если решение о проведении налоговой проверки вынесено до составления промежуточного ликвидационного баланса Общества, то последующие действия по ликвидации Общества должны осуществляться с учетом проводимой проверки и ее итогов. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в таком случае невозможен (смотрите аналогичный вывод в Решении АС Кемеровской области от 02.10.2015 по делу N А27-14175/2015).
Вместе с тем в соответствии со ст. 49 НК РФ, ст. 64 ГК РФ в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица должны быть направлены и требования кредитора - налогового органа. Если требования налогового органа в порядке ст. 63, 64 ГК РФ ликвидатору в установленные сроки не заявлялись, соответственно, ликвидационный баланс юридического лица, составленный и утвержденный до принятия решения о проведении выездной налоговой проверки, не может свидетельствовать о недостоверности информации об отсутствии у общества кредиторской задолженности. Тем более что в силу п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не уполномочен проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Из изложенного следует, что в случае принятия налоговым органом решения о проведении в отношении ликвидируемого юридического лица выездной налоговой проверки после даты представления в налоговый орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического быть не должно (решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2014 по делу N А60-44517/2013).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица;
- Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
- Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
30 января 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.