Можно ли отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения спорта начисление налогов на имущество, на землю, на транспорт в периоде, следующем за отчетным годом (за который начислен налог)?
О. Гришакова,
эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 66-68.
В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений обязательства по налогам могут быть приняты как в периоде, в котором они рассчитаны (в году, следующим за отчетным), так и в периоде, по которому они рассчитаны (в отчетном периоде). Порядок (в том числе период) признания налоговых обязательств необходимо предусмотреть в учетной политике учреждения.
Обоснование. Указанная позиция содержится в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 N 02-07-10/77857. В нем говорится, что Инструкция N 157Н*(1) не содержит прямых указаний относительно порядка признания в бухгалтерском (бюджетном) учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда обязанность определения стоимости обязательства и его уплаты возникает в году, следующем за отчетным.
При этом в письме разъясняется вот что.
В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Обязательное условие определения объекта учета (обязательства) - определение его стоимостной величины, которое по налоговым обязательствам возникает по факту завершения финансового года и определения облагаемой базы на отчетную дату.
Также в письме отмечено, что основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах и операций, с ними связанных, являются первичные учетные документы.
В силу п. 6 Инструкции N 157н учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. В учетной политике предусматриваются в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете, а также иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
С учетом изложенного учреждение вправе предусмотреть в учетной политике положение о том, что первичным учетным документом по налоговым обязательствам является налоговая декларация (налоговый расчет). По налоговому законодательству срок представления налоговых деклараций за налоговый период установлен в месяцах, следующих за истекшим периодом (в зависимости от вида налога: например, по налогу на имущество - не позднее 30 марта, по налогу на землю и на транспорт - не позднее 1 февраля).
Иными словами, в бухгалтерском (бюджетном) учете налоговое обязательство может быть принято и в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующим за отчетным), и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде), исходя из положений, установленных учреждением в своей учетной политике.
В письме также отмечено, что в бухгалтерской отчетности (в частности, в балансе) расходы по принятому налоговому обязательству могут отражаться как кредиторская задолженность.
По нашему мнению, несмотря на то, что указанное письмо адресовано получателям бюджетных средств, его могут применять бюджетные и автономные учреждения.
Пример
В учетной политике автономного учреждения спорта закреплено, что принятие и исполнение обязательств по налогу на имущество отражаются в бухгалтерском учете на основании налоговой декларации (налогового расчета). Датой признания в бухгалтерском учете операций по начислению налога на имущество (принятия обязательств) является дата представления декларации (авансовых расчетов) в налоговый орган. Уплата налога по итогам налогового (отчетного) периода осуществляется в 10-дневный срок со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчетов) региональным законодательством.
В 2016 году автономным учреждением были начислены обязательства по налогу на имущество (цифры условные):
- 30.03.2016 - за 2015 год (27 516 руб.);
- 29.04.2016 - за I квартал 2016 года (28 650 руб.);
- 29.07.2016 - за II квартал 2016 года (27 980 руб.);
- 28.10.2016 - за III квартал 2016 года (27 730 руб.).
Произведена уплата налога на имущество:
- 31.03.2016 - за 2015 год (27 516 руб.);
- 29.04.2016 - за I квартал 2016 года (28 650 руб.);
- 01.08.2016 - за II квартал 2016 года (27 980 руб.);
- 31.10.2016 - за III квартал 2016 года (27 730 руб.).
Обязательства по налогу на имущество за 2016 будут начислены на основании декларации за 2016 год 30.03.2017.
1 марта 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"