Показатели эффективных контрактов: рекомендации и практика в сфере образования
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2017 г., с. 61-69.
Журнал "Руководитель бюджетной организации" продолжает серию статей, в которых проводится анализ существующих федеральных методических рекомендаций по разработке системы показателей эффективных контрактов в определенной сфере и региональной (муниципальной) практики. В 2016 году мы рассмотрели ситуацию в здравоохранении и соцобслуживании. В начале этого года - в сфере культуры. Ознакомимся с рекомендациями для образовательных организаций.
Понятие "эффективный контракт" появилось в нормативной правовой базе в 2012 году в связи с утверждением Программы совершенствования системы оплаты труда*(1). Главная особенность такого контракта: получение работниками стимулирующих выплат при его наличии зависит от достижения ими определенных значений показателей эффективности их работы. В связи с этим критическое значение имеет, по каким же конкретно показателям оценивается степень эффективности данной работы. Использование корректных показателей - непростая задача, ведь они должны не только быть измеримыми и не расплывчатыми, но и отражать именно те явления, на которые непосредственно влияет трудовая деятельность работника, то есть быть объективными.
Федеральные рекомендации
Программа совершенствования системы оплаты труда предусматривала утверждение в соответствующей сфере деятельности методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников. Для сферы образования такие Рекомендации*(2) появились в июне 2013 года.
Однако в отличие от соответствующих рекомендаций в других отраслях социальной сферы федеральное министерство образования сделало эти рекомендации весьма общими. Достаточно сказать, что каких-либо рекомендуемых примерных показателей здесь, собственно, и нет. В рекомендациях описаны так называемые примерные направления для разработки показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих реализацию программ дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования.
Данные примерные направления делятся в свою очередь на две группы: 1) направления в отношении руководителя образовательной организации; 2) направления в отношении педагогических работников образовательной организации. При этом они указываются в разрезе следующих уровней образования: дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное. Таким образом, в федеральных рекомендациях нет ничего, что касалось бы учреждений высшего профессионального образования или учреждений дополнительного образования.
Обратим внимание, что в федеральных рекомендациях нет вообще никаких, даже самых общих "советов" по разработке показателей эффективности деятельности административно-вспомогательного персонала образовательных учреждений (бухгалтеры, уборщицы, рабочие, водители и т.д.), хотя Программа совершенствования системы оплаты труда предусматривает заключение трудовых договоров по принципу эффективного контракта со всеми работниками учреждений.
Показатели эффективности работы руководителей
Показатели эффективности работы руководителей образовательных учреждений рекомендуется разрабатывать по 17 направлениям, часть из которых относятся ко всем из указанных выше уровней образования, а часть - только к некоторым из них (здесь и далее в таблицах наличие отношения к уровню помечено знаком "Х"):
N п/п | Направления | Дошкольное образование | Общее образование | Начальное и среднее профессиональное образование |
1 | Соответствие деятельности ОУ требованиям законодательства в сфере образования (отсутствие предписаний, жалоб) | X | X | X |
2 | Функционирование системы государственно-общественного управления | X | X | X |
3 | Удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг | X | X | X |
4 | Информационная открытость (сайт ОУ размещение протоколов комиссии по распределению стимулирующего фонда на сайте, участие в процедурах независимой оценки качества образования) | X | X | X |
5 | Профилактика правонарушений у несовершеннолетних | - | X | X |
6 | Реализация социокультурных проектов (школьный музей, театр, др.) | X | X | X |
7 | Привлечение молодых педагогов | X | X | X |
8 | Работа с одаренными детьми | X | X | X |
9 | Сохранение и укрепление здоровья детей | X | X | X |
10 | Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа (секции, соревнования) | X | X | X |
11 | Создание условий для реализации обучающимися индивидуальных учебных планов | - | X | X |
12 | Реализация программ дополнительного образования на базе ОУ | X | X | X |
13 | Реализация профильного обучения, предпрофильной подготовки | - | X | - |
14 | Динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся (по материалам контрольных мероприятий) | - | X | X |
15 | Сохранность контингента в пределах одной ступени обучения (коэффициент выбытия из образовательного учреждения) | - | X | - |
16 | Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на один предмет) у 10% выпускников с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на один предмет) у 10% выпускников с худшими результатами ЕГЭ | X | ||
17 | Результаты итоговой аттестации | - | X | X |
Обратим внимание, что среди перечисленных рекомендованных направлений отсутствуют рекомендации, связанные с выполнением учреждением государственного или муниципального задания, - и этим данные рекомендации отличаются от других отраслевых федеральных рекомендаций.
Показатели эффективности деятельности педагогических работников
Что касается педагогических работников, показатели эффективности их деятельности рекомендуется разрабатывать по следующим направлениям:
N п/п | Направления | Дошкольное образование | Общее образование | Начальное и среднее профессиональное образование |
1 | Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты, др.) | X | X | X |
2 | Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся | X | X | X |
3 | Динамика индивидуальных образовательных результатов (контрольные мероприятия, промежуточная и итоговая аттестации) | - | X | X |
4 | Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся | X | X | X |
5 | Участие и результаты участия учеников в конкурсах, соревнованиях и др. | - | X | - |
6 | Участие в коллективных педагогических проектах ("команда вокруг класса", интегрированные курсы и др.) | - | X | X |
7 | Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы | X | X | X |
8 | Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа | X | X | X |
9 | Работа с детьми из социально неблагополучных семей | X | X | X |
10 | Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.) | X | X | X |
Таким образом, очень общий характер рассмотренных рекомендаций фактически возлагает ответственность за те или иные методические решения при разработке показателей на региональные и местные органы управления образованием.
Региональная и муниципальная практика
В практике можно встретить случаи, когда на уровне учредителя утверждаются примерные направления для разработки показателей эффективности, которые копируются с федеральных рекомендаций, а разработка самих показателей поручается руководителям учреждений. Описанная ситуация, например, имеет место в г. Полысаево (Кемеровская область)*(3).
С другой стороны, есть и практика, когда показатели эффективности утверждаются региональными и муниципальными органами управления образованием в рамках примерных направлений, названных в федеральных рекомендациях.
Например, в г. Верхней Пышме (Свердловская область)*(4) такое направление, как "реализация программ по сохранению и укреплению здоровья детей", в отношении руководителей дошкольных образовательных учреждений оценивается следующим образом: если в учреждении создана здоровьесберегающая среда, организовано качественное питание дошкольников, снижается заболеваемость воспитанников, среди воспитанников отсутствует травматизм, то руководителю присваиваются 10 баллов; если все перечисленное реализуется частично, то 5 баллов; если ничего не реализовано, то 0 баллов. Однако нельзя не отметить, что такая оценка может быть весьма субъективна - не совсем понятно, что имеется в виду под "здоровьесберегающей средой", "качественным питанием" и т.д.
Другой пример - оценка направления "работа с детьми из социально неблагополучных семей". Здесь под этой работой понимаются определенные действия педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений: проведение для родителей (законных представителей) информационно-просветительских мероприятий по повышению компетентности в вопросах возрастной психологии, подготовка информационных бюллетеней, методических рекомендаций по профилактике девиантного поведения детей, организация социально-правового сопровождения обучающихся из социально неблагополучных семей в образовательном процессе, в том числе с привлечением социальных педагогов, педагогов-психологов, организация и проведение индивидуальной профилактической работы с семьями обучающихся, создание условий для комфортного социально-психологического климата в коллективе обучающихся, способствующего мотивации к обучению, эффективному разрешению конфликтов, адекватной самооценке (уменьшение числа конфликтных ситуаций среди обучающихся), позитивная динамика индивидуальных достижений обучающихся "группы риска". А вот в отношении педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений это же направление раскрывается гораздо лаконичнее - здесь под такой работой подразумевается только проведение профилактической работы с семьями из категории социального риска (организация индивидуальных встреч с родителями (законными представителями) вне рабочего времени).
Но имеется и практика, когда показатели эффективности на региональном и муниципальном уровне не повторяют структуру федеральных рекомендаций, причем соответствующие нормативные правовые акты характеризуются достаточно высокой степенью полноты и конкретизации.
В качестве хорошего примера можно обозначить практику Оренбургской области, где утверждены показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников и основного персонала по видам учреждений, подведомственных министерству образования Оренбургской области*(5). К числу этих учреждений относятся организации профобразования, школы-интернаты, детские дома, общеобразовательные учреждения, организации допобразования. Кроме того, отдельно утверждены критерии эффективности деятельности учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных организаций. По каждому типу учреждений показатели оценки эффективности разработаны в разрезе различных категорий педагогических работников - например, в отношении организаций профобразования это такие категории, как "мастер производственного обучения", "преподаватель", "педагог-психолог", "старший мастер", "методист", "руководитель физического воспитания", "социальный педагог", "преподаватель-организатор ОБЖ". По каждой категории используется достаточно большое количество показателей и критериев оценки: эффективность работы руководителя физического воспитания оценивается по четырем показателям (качество подготовки обучающегося, методическая и инновационная деятельность, внеклассная воспитательная работа, создание безопасных условий при организации образовательного процесса), каждый из которых в свою очередь оценивается по определенному количеству критериев, число которых составляет от трех до десяти. В отношении показателя "создание безопасных условий при организации образовательного процесса" используются три критерия - соблюдение требований по недопущению несчастных случаев во время образовательного процесса, соревнований, спортивных праздников, проведение инструктажей в соответствии с установленными требованиями, ведение учетной и отчетной документации. За достижение определенных показателей по тому или иному критерию работнику присваивается конкретное количество баллов. Чем больше общее количество присвоенных баллов, тем выше устанавливается уровень профессиональной компетенции и тем больше размер стимулирующей выплаты.
Особое внимание стоит уделить тому, как в Оренбургской области производится мониторинг эффективности работы вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений. Таковыми являются любые работники, не относящиеся к педагогическому персоналу. Для оценки их работы используется небольшое количество универсальных показателей: 1) обеспечение исполнения требований санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, охраны труда в образовательной организации (при отсутствии замечаний по итогам проверок разного вида работнику присваиваются 5 баллов); 2) своевременное и качественное ведение и представление необходимой текущей и отчетной документации в соответствии с должностными обязанностями (при отсутствии замечаний работник тоже получает 5 баллов); 3) выполнение дополнительных работ (поручений и работ повышенной сложности), не предусмотренных должностными обязанностями ("вес" этого критерия наиболее высок - при отсутствии замечаний работнику присваиваются 10 баллов); 4) наличие обоснованных претензий к деятельности сотрудника (если претензий нет, то работник получает 5 баллов). В документе не говорится, у кого могут быть замечания или претензии к работнику, но, по-видимому, речь здесь идет о непосредственном руководителе того или иного работника.
Следует отметить, что несмотря на отсутствие в федеральных рекомендациях положений, касающихся оценки выполнения государственных или муниципальных заданий, соответствующие нормы в региональной и муниципальной нормативно-правовой базе можно встретить достаточно часто. Например, в Томской области*(6) эффективность работы руководителей областных образовательных учреждений в числе прочего оценивается и по такому показателю, как "полнота реализации госзадания, установленного учредителем".
В целом региональная и муниципальная практика формирования и применения показателей оценки эффективности работы сотрудников учреждений образования отличается большим количеством различных показателей оценки, разнообразием и даже некоторой "экзотичностью". Например, в Ефремовском районе Тульской области*(7) для оценки эффективности работы руководителей муниципальных образовательных учреждений применяются такие специфические показатели, как "создание благоприятного климата в коллективе", "организация двухразового горячего питания для учащихся 6-11-х классов с привлечением внебюджетных средств", "функционирование музея учреждения" и т.д. В Комсомольском районе Хабаровского края*(8) имеется показатель "количество обучающихся, приходящихся на один персональный компьютер", а в Хорольском районе Приморского края*(9) - показатель "обеспечение каждого рабочего места учителя выходом в сеть Интернет". В Республике Мордовия*(10) в состав показателей оценки эффективности руководителей государственных республиканских образовательных учреждений включен показатель "отсутствие нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг", а также "экономия бюджетных средств коммунальных услуг от установленного лимита потребления при условии своевременного внесения текущих платежей". Вообще, как и в других отраслях социальной сферы, в отрасли образования нередки случаи, когда оцениваемая эффективность работы руководителей учреждений во многом зависит от уровня материально-технического обеспечения, которое предоставляет учреждению его учредитель.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.
*(2) Методические рекомендации Минобрнауки РФ по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников, утв. Минобрнауки РФ 18.06.2013.
*(3) Постановление администрации Полысаевского городского округа от 25.07.2013 N 1218 "Об утверждении направлений для разработки показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений, их руководителей и педагогических работников".
*(4) Постановление администрации городского округа Верхняя Пышма от 09.10.2014 N 1826 "Об утверждении показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений".
*(5) Приказ министерства образования Оренбургской области от 29.01.2016 N 01-21/177 "Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников и основного персонала по видам учреждений, подведомственных министерству образования Оренбургской области".
*(6) Приказ департамента общего образования Томской области от 29.02.2016 N 9 "Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности учреждений, подведомственных департаменту общего образования Томской области, и их руководителей, условий премирования и депремирования руководителей учреждений".
*(7) Постановление администрации муниципального образования Ефремовский район от 13.12.2014 N 1860 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителей муниципальных учреждений Ефремовского района, подведомственных комитету по образованию администрации муниципального образования Ефремовский район".
*(8) Постановление администрации Комсомольского муниципального района от 01.10.2014 N 843 "Об утверждении показателей эффективности деятельности учреждений системы образования Комсомольского муниципального района Хабаровского края".
*(9) Постановление администрации Хорольского муниципального района от 04.07.2014 N 595 "Об утверждении целевых показателей и критериев оценки эффективности работы руководителей муниципальных учреждений Хорольского муниципального района, подведомственных управлению народного образования администрации Хорольского муниципального района".
*(10) Приказ минобразования Республики Мордовия от 19.09.2013 N 847 "Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных министерству образования Республики Мордовия, и их руководителей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"