В муниципальном бюджетном учреждении произошло изменение должностных окладов работников. Какие документы в этом случае необходимо оформить?
О. Никулина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2017 г., с. 66-69.
Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В статье 135 ТК РФ говорится, что зарплата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Напомним, что на основании п. 2(1) Положения N 583*(1) системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных учреждений по видам экономической деятельности, которые утверждены федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителей (учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых они находятся).
Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол N 11 (далее - Единые рекомендации).
В соответствии с п. 12 Единых рекомендаций в положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
При этом следует учитывать, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются на основе:
либо профессиональных квалификационных групп (групп профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности), утвержденных в установленном порядке;
либо схем окладов (должностных окладов) с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности труда.
При этом по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов).
В соответствии со ст. 57 ТК РФ к обязательным условиям трудового договора относятся условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Следует отметить, что при заключении с работниками трудовых договоров рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Распоряжению N 2190-р*(2), приложении 3 к Приказу N 167н*(3).
По общему правилу изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно только по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ). Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Кроме того, в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция работника - работа по должности в соответствии со штатным расписанием. При этом в действующем законодательстве не определен порядок составления штатного расписания.
Роструд в Письме от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1 отмечает, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками. Как правило, штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Например, штатное расписание, унифицированная форма которого (ф. Т-3) утверждена Постановлением N 1*(4), применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). Заметим, что формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними, продолжают оставаться обязательными к применению (Информация Минфина РФ N ПЗ-10/2012). Поэтому бюджетные учреждения вправе применять указанную форму штатного расписания.
В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." штатного расписания отражается месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу) (тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия, коэффициенту распределения и пр.) в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
Данные о компенсационных, стимулирующих и социальных выплатах содержат графы 6-8 штатного расписания.
Согласно п. 1 Письма Роструда от 22.03.2012 N 428-6-1 штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируются в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками и условия оплаты их труда. Штатное расписание изменяется в случаях переименования структурных подразделений или должностей, изменения окладов, сокращения численности или штата работников.
Как правило, руководитель учреждения издает приказ, в котором отражаются обоснование изменения должностных окладов, сведения о дате, с которой оно вводится, новый размер должностных окладов работников, а также указывается на то, что необходимо внести изменения в штатное расписание либо ввести новое штатное расписание. При принятии нового штатного расписания на основании приказа работодателя предыдущее утрачивает силу, а новое начинает действовать с даты, проставленной в приказе. Следовательно, на основании приказа руководителя вносятся изменения в штатное расписание либо составляется новое штатное расписание, в котором указываются новые измененные оклады работников, а также новые (измененные) выплаты, которые рассчитываются от оклада.
Из вышеизложенного вытекает, что положение по оплате труда, разработанное на основании нормативно-правовых актов органов местного самоуправления с учетом Единых рекомендаций, является основным документом для выплаты зарплаты работникам муниципального бюджетного учреждения.
При этом изменение должностных окладов работников учреждения требует составления дополнительных соглашений к трудовым договорам в письменной форме, оформляется приказом руководителя, который вводит в действие изменения штатного расписания или утверждает новое.
1 марта 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.
*(2) Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы".
*(3) Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта".
*(4) Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"