Ребенок умер во время нахождения в лечебном учреждении при оказании ему медицинской помощи в течение непродолжительного времени после рождения. Обязано ли лечебное учреждение оповещать органы прокуратуры о смерти новорожденного?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лечебное учреждение не должно сообщать в органы прокуратуры о смерти новорожденного, случившейся в этом учреждении.
Обоснование вывода:
1) Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. По общему правилу разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается (ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 323-ФЗ).
В порядке исключения предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ).
Отметим, что органы прокуратуры не входят в структуру органов внутренних дел. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре). Поэтому Закон N 323-ФЗ не наделяет лечебное учреждение правом информировать органы прокуратуры в порядке, установленном п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ.
2) В рассматриваемом случае имела место смерть только что родившегося в указанном лечебном учреждении ребенка. В отношении подобных случаев действует порядок, установленный приказом Федерального медико-биологического агентства от 25 июня 2012 г. N 166 "О совершенствовании мониторинга рождаемости и смертности детей в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России" (далее - Приказ).
Приказ обязывает руководителей медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, представлять в оргметодотдел ФГБУЗ ЦЦКБ ФМБА России ежемесячные отчеты о каждом случае смерти ребенка (п. 1 Приказа). При этом акушерско-гинекологические отделения, родильные дома, перинатальные центры предоставляют отчеты о количестве детей, родившихся живыми, и мертворожденных в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, а также экстренные извещения о каждом случае мертворождения и смерти детей в срок до 3-х дней с момента регистрации мертворождения или смерти ребенка по установленной форме (п. 1.1.1 Приказа). Стационары и поликлиники, в свою очередь, экстренно извещают о каждом случае смерти ребенка в возрасте до 17 лет включительно в срок до 3 дней с момента регистрации смерти ребенка (п. 1.1.2 Приказа).
Таким образом, в случае, если смерть новорожденного ребенка произошла в лечебном учреждении и у персонала этого учреждения нет оснований предполагать, что вред его жизни и здоровью был причинен в результате противоправных действий, сообщать в органы внутренних дел о факте смерти этого ребенка не нужно.
Обращаем Ваше внимание на то, что родители ребенка могут самостоятельно обратиться в органы прокуратуры с заявлением о проведении проверки в отношении лечебного учреждения, если предполагают, что смерть их ребенка произошла в результате непрофессиональных или противоправных действий сотрудников указанного учреждения. Такое заявление рассматривается прокурором в рамках возложенных на него функций (п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре).
Предлагаем также ознакомиться с решением Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2012 г. по делу N 2-879/2012; решением Добрянского районного суда Пермского края от 18 июля 2011 г. (Извлечение); решением Идринского районного суда Красноярского края от 29 мая 2013 г. по делу N 2-2-13.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
10 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.