Какая дата является датой начала и окончания срока полномочий депутата представительного органа муниципального образования? На основании какого правового акта вносится запись в трудовую книжку лица, избранного депутатом представительного органа муниципального образования на постоянной основе? Каким правовым актом определяется количество депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также определяется их персональный состав? Заключается ли с депутатом срочный трудовой договор? Каковы полномочия представительного органа муниципального образования после избрания нового созыва? Какие полномочия вправе осуществлять заместитель председателя представительного органа муниципального образования в случае временного отсутствия его председателя?
Статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований заключения срочного трудового договора предусматривается избрание на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу. В соответствии со статьей 17 названного кодекса трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. К таким должностям относятся, например, должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, должности декана факультета и заведующего кафедрой. С лицами, выбранными на указанные должности, заключается срочный трудовой договор.
Однако не каждое избрание влечет за собой обязательное заключение с гражданином трудового договора. Так, например, трудовые отношения не возникают в случае избрания граждан депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, уполномоченными осуществлять в ней законодательные и иные полномочия, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Гражданин, являясь представителем народа, исполняет обязанности депутата не в интересах и не под руководством какого-либо работодателя (которого в данном случае нет), а в интересах всего общества в целом. Также не возникают трудовые отношения в случае избрания гражданина депутатом представительного органа муниципального образования. В данном случае депутат исполняет свои обязанности в интересах населения муниципального образования. Таким образом заключение срочного трудового договора с депутатом не требуется.
Федеральное законодательство разделяет понятия "срок, на который избирается орган" и "срок полномочий". В первом случае имеется в виду срок, определяющий периодичность выборов, во втором - период, смещенный, как правило, по отношению к сроку избрания и не всегда совпадающий с ним по своей продолжительности. В положениях части 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" речь идет именно о сроке избрания, а не о дне начала и окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования и его депутатов. Этот вопрос регулируется в части 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Таким образом, несогласованность указанных федеральных законов отсутствует.
Согласно положениям названной статьи Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва. В трудовой книжке депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе, необходимо будет указать именно эти даты в качестве срока начала и окончания полномочий. Основанием для внесения соответствующих записей является принятый в определенном Регламентом представительного органа муниципального образования порядке правовой акт, которым назначено первое заседание. Указанные записи должны быть внесены в трудовую книжку депутата и в том случае, когда он вновь избран депутатом, и основанием для внесения этих записей также является названный правовой акт. При этом обращаем внимание на то, что трудовой договор не заключается, соответственно, нормы Трудового кодекса Российской Федерации о расторжении трудового договора к депутату не могут быть применены.
При решении вопроса о правомерности осуществления представительным органом муниципального образования своих полномочий после даты проведения выборов в указанный орган необходимо основываться на следующей правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации: "Из этих законоположений в системном единстве с частью 3 статьи 40 данного Федерального закона, согласно которой полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, следует, что полномочия представительного органа муниципального образования начинаются со дня его первого заседания, а до этого сохраняет свои полномочия предыдущий состав депутатов данного органа. Такой подход федерального законодателя к определению правомочности представительного органа муниципального образования направлен на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и полноценной реализации полномочий, в том числе исключительных, представительных органов муниципальных образований, что полностью согласуется со статьей 3 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации." (Определение от 2 июля 2009 года N 1006-О-О).
В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочии, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут осуществлять полномочия не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. На основании данной нормы уставом муниципального образования определяется количество депутатов, которые будут осуществлять полномочия на постоянной основе. Решение о том, кто именно из депутатов осуществляет полномочия на постоянной основе, может приниматься в порядке, определенном Регламентом представительного органа муниципального образования.
Сообщаем также, что вопрос о порядке исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального органа в случае его временного отсутствия регулируется правовыми актами соответствующего муниципального образования.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.