Учреждение планирует закупить медицинское оборудование (УЗИ и рентгенаппарат) путем проведения электронного аукциона. Предмет контракта - поставка и ввод в эксплуатацию ультразвуковой диагностической системы с четырьмя датчиками. Условиями контракта предусмотрена поставка медицинского оборудования, сборка, установка, монтаж, ввод в эксплуатацию и техническое обслуживание.
Нужно ли в аукционной документации прописывать наличие лицензии на техническое обслуживание и монтаж, если данная услуга входит в предмет контракта?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Так как предмет контракта включает не только поставку, но и монтаж медицинского оборудования и его техническое обслуживание, заказчик должен включить в документацию об электронном аукционе требование о наличии у участников закупки соответствующих лицензий.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) аукционная документация должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2, 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Одним из них является соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Требования к участникам закупки, не указанные в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик устанавливать не вправе (ч. 6 этой статьи).
К требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов, таких как, например, лицензия (смотрите, в частности, письмо Министерства экономического развития РФ от 28.05.2015 N Д28и-1542, письмо Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 N Д28И-1440, п.п. 5 и 6 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, п. 82 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14), которые в соответствии с законодательством необходимы для осуществления определенных видов деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч. 2 ст. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее - Закон N 99-ФЗ).
Среди видов деятельности, осуществление которых требует наличия лицензии, перечисленных в ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, поставка медицинской техники не упоминается. Однако согласно п. 17 ч. 1 ст. 12 указанного Закона лицензированию подлежит деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Лицензирование такой деятельности осуществляется в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469. Работы, которые входят в состав указанной деятельности, перечислены в Приложении к указанному Положению (п. 3 Положения). К работам, осуществляемым в рамках технического обслуживания медицинской техники, отнесены:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
При этом, как указано в п. 2 Положения, понятие "медицинская техника" означает, в частности, оборудование, применяемое в медицинских целях.
Поскольку в рассматриваемой ситуации предмет контракта включает не только поставку, но также монтаж медицинского оборудования и его техническое обслуживание, заказчик должен включить в документацию об электронном аукционе требование о наличии у участников закупки соответствующих лицензий и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих это (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). То обстоятельство, что контракт поименован как договор поставки, значения не имеет. Закон N 44-ФЗ не ограничивает предусмотренную п. 3 ст. 421 ГК РФ возможность заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (в частности договора поставки, подряда и оказания услуг). Если, помимо обязанности поставить товар, контракт предусматривает обязательства по выполнению работ и оказанию услуг, в этой части к отношениям его сторон независимо от наименования контракта должны применяться положения законодательства о соответствующих видах договоров. Участники же обязаны включать во вторую часть заявки на участие в электронном аукционе документы, подтверждающие наличие у них соответствующей лицензии (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Подтверждение изложенному можно обнаружить в правоприменительной практике и разъяснениях Минэкономразвития РФ (решение УФАС по Владимирской области N Г 437-04/2015, решение УФАС по Приморскому краю от 17.11.2016 N 2279/04-2016, решение УФАС по Республике Алтай от 02.11.2016 N 207-К/16, письмо Министерства экономического развития РФ от 14.10.2016 N Д28и-2697, письмо Министерства экономического развития РФ от 14.01.2016 N Д28и-121).
К сведению:
Согласно ч. 5 ст. 22 Закона N 99-ФЗ со дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования к медицинской технике и процессам ее производства, монтажа, технического обслуживания, прекращается лицензирование указанных в п. 17 ч. 1 ст. 12 данного закона производства и технического обслуживания медицинской техники. В настоящее время упомянутый нормативный акт не принят.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
23 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.