Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 февраля 2001 г. N КАС01-52
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 февраля 2001 года гражданское дело по жалобе С.Ю.Л. на Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 года N 975 по кассационной жалобе С.Ю.Л. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., выслушав объяснения представителя Правительства РФ К.Б.М., выслушав заключение прокурора Ф.А.В., полагавшей жалобу С.Ю.Л. необоснованной, Кассационная коллегия установила:
постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 года N 975 утверждены Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска.
С.Ю.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на данные Правила, сославшись на то, что они противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая выводы суда о соответствии Правил Федеральному закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование жалобы заявитель ссылался на то, что страховые тарифы взносов должны устанавливаться в зависимости от профессии застрахованных, а не от отрасли (подотрасли) экономики.
Признавая данный довод необоснованным, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которой одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно же ст. 3 этого Федерального закона класс профессионального риска определяется как уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики.
Указанным нормам Федерального закона полностью соответствуют положения Правил, которые определяют порядок отнесения именно отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сложившемуся в отраслях (подотраслях) экономики.
Пункт 3 Правил устанавливает, что все отрасли (подотрасли) экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска.
Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска согласно приложению к Правилам предусматривает 14 классов профессионального риска.
Содержащееся в законе понятие "класс профессионального риска" относится не к профессии застрахованного лица (как это полагает заявитель), а к отрасли (подотрасли) экономики, к которой имеет отношение предприятие, где он трудится и состоит в трудовых отношениях.
Довод в кассационной жалобе об игнорировании судом первой инстанции требований ст. 3 указанного выше Федерального закона, предусматривающей, что профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору, нельзя признать обоснованным.
Оспоренный нормативный акт регламентирует вопрос об отнесении отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска.
Суд первой инстанции в своем решении правильно привел норму ст. 3 Закона (имеющую отношение к рассматриваемому вопросу), указав на то, что класс профессионального риска определяется как уровень производственного травматизма, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики.
О дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска именно по группам отраслей (подотраслей) экономики, говорится и в ст. 21 названного Федерального закона.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают мнение заявителя о необходимости дифференцировании класса профессионального риска в зависимости не только от отраслей (подотраслей) экономики, но и от профессии застрахованного, однако нормами закона данное мнение не подкреплено.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С.Ю.Л. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 февраля 2001 г. N КАС01-52
Текст определения официально опубликован не был