Глава администрации поселка (г. Ливны) требует прокосить участок "придомовой территории", как он ее называет. "Придомовой" он называет территорию, которая находится через дорогу от коттеджа, между дорогами - региональной и дорогой вдоль коттеджей. Ширина засаженного деревьями участка примерно 15-17 м, длина соответствует длине улицы. Никакого постановления муниципалитета или администрации не было, ни один из жителей поселка с таким документом не ознакомлен. Два года назад по участку хотели проложить тротуар, мотивируя, что он принадлежит региональному дорожному предприятию, но так и не проложили. Озеленение этой полосы проводилось силами жителей поселка, чтобы отгородиться от региональной дороги - пыли и шума машин. Теперь нас обязывают привести эту лесополосу в порядок, выкосить траву - грозят штрафом, протоколом и т.п. Должны ли мы это делать? Кто прав?
О придомовой территории в вашем случае речь идти не должна.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, придомовая территория - это земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. А также, как указано в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность", иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (приказ Минрегиона России от 27.12.2011 N 605), "придомовая территория: участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. ..."
Прежде всего, вам нужно выяснить, кому принадлежит участок - если не вам, а властям, то за его содержание должны отвечать они.
Если участок не ваш - требования по скосу травы и насаждений неправомерны.
Таким образом, если это не ваш участок земли, то делать вы на нем ничего не обязаны. Никаких штрафов быть не может.
Если вас попробуют как-то наказать - обжалуйте штраф в суд, на действия администрации, которая незаконно возлагает на вас какие-то обязанности, можно обратиться с жалобой в прокуратуру.
Если территория не принадлежит вам на праве собственности или ином вещном праве, то вы не обязаны осуществлять уборку этой территории, это обязанность администрации города.
В решении Ливенского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 N 12/68-ГС "Об утверждении Правил благоустройства территории города Ливны Орловской области" сказано следующее.
"Раздел 3. Эксплуатация объектов благоустройства
3.1. Уборка территории
3.1.1. Физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны соблюдать чистоту, обеспечивать ежедневную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, требованиями настоящих Правил и правовыми актами, принимаемыми органом местного самоуправления.
Организация уборки иных территорий осуществляется администрацией города по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
Если указанная вами территория не примыкает к вашему дому и не была вам выделена, не оформлена (не поставлена на кадастровый учет), то обязанность по ее уборке лежит на органах местного самоуправления на основании ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ("Вопросы местного значения городского округа"), согласно которой к вопросам местного значения городского округа относятся:
- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
- установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
- организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В п. 3.1.2 указанных выше Правил, сказано:
"Уборка и очистка автобусных остановок производится организациями, в обязанность которых входит уборка территорий улиц, на которых расположены эти остановки. Уборка и очистка конечных автобусных остановок, территорий диспетчерских пунктов обеспечивается организацией, эксплуатирующей данные объекты.
Уборку и очистку остановок, на которых расположены некапитальные объекты торговли, должны осуществлять владельцы некапитальных объектов торговли в границах прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения.
Границу прилегающих территорий необходимо определять:
- на улицах с двухсторонней застройкой - по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;
- на улицах с односторонней застройкой - по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 м за тротуаром
- на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;
- на строительных площадках - территория не менее 15 м от ограждения стройки по всему периметру;
- для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 10 м.
Эксплуатация и содержание в надлежащем санитарно-техническом состоянии водоразборных колонок, в том числе их очистку от мусора, льда и снега, а также обеспечение безопасных подходов к ним возлагается на организации, в чьей собственности находятся колонки.
Организация работы по очистке и уборке территории рынков и прилегающих к ним территорий возлагается на администрацию рынков в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами торговли на рынках.
Содержание и уборку скверов и прилегающих к ним тротуаров, проездов и газонов осуществляют специализированные организации по озеленению города по соглашению с администрацией за счет средств, предусмотренных в бюджете города Ливны на соответствующий финансовый год на эти цели.
Содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, производятся силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем администрации города.
Уборка мостов, путепроводов, пешеходных переходов, виадуков, прилегающих к ним территорий, а также содержание коллекторов, труб ливневой канализации и дождеприемных колодцев производится организациями, обслуживающими данные объекты.
Очистка и уборка водосточных канав, лотков, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод из дворов, производится лицами, указанными в п. 3.1.2 настоящих Правил.
Железнодорожные пути, проходящие в черте г. Ливны в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути), должны убираться и содержаться силами и средствами железнодорожных организаций, эксплуатирующих данные сооружения.
Уборка и очистка территорий, отведенных для размещения и эксплуатации линий электропередач, газовых, водопроводных и тепловых сетей, должны осуществляться силами и средствами организаций, эксплуатирующих указанные сети и линии электропередач. В случае если указанные в данном пункте сети являются бесхозяйными, уборку и очистку территорий осуществляют организации, с которыми заключен договор об обеспечении сохранности и эксплуатации бесхозяйного имущества.
Уборка дворовых территорий, внутридворовых проездов и тротуаров многоквартирных домов от смета, пыли, мелкого бытового мусора, снега, наледи, скос сорной растительности, удаление поросли осуществляется управляющими (обслуживающими) организациями, ТСЖ, ЖСК, иными исполнителями работ в соответствии с заключенным договором при непосредственном способе управления домом. Уборка придомовых территорий производится в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Собственники частных домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязаны:
- своевременно производить капитальный и текущий ремонт домовладения, а также ремонт и окраску надворных построек, изгородей;
- складировать ТБО и крупногабаритный мусор в специально оборудованных местах;
- не допускать хранения топлива, удобрений, веток, строительных и других материалов на муниципальной территории, прилегающей к домовладению;
- производить уборку мусора и покос травы на территории, прилегающей к домовладению;
- не допускать хранения техники, механизмов, автомобилей, в том числе разукомплектованных, на территории, прилегающей к домовладению;
- не допускать ремонт или мойку автомобилей, смены масла или технических жидкостей на территории, прилегающей к домовладению.
Правилами должно быть четко определено, что например 5 м прилегающей к частному домовладению территории - это "прилегающая территория", однако в них этого не содержится.
Кроме того, дорожная деятельность - это полномочия органов местного самоуправления, в том числе и содержание прилегающей к дорогам и улицам территории.
В любом случае, обязывать вас убирать территорию на противоположной стороне от дороги - неправомерно.
У вас есть возможность, с учетом приведенной ниже практики, доказать в суде незаконность требовании администрации.
Если вы получите письменное требование об уборке, его можно будет оспорить в прокуратуре. Если прокуратура подтвердит законность требований администрации, то лучше подчиниться.
Необходимо обратить внимание, что судами признаются неправомерными Правила благоустройства, которыми на собственников возлагаются обязанности по содержанию прилегающей территории, не находящейся у них в собственности (см. например, определение Верховного Суда Чувашской Республики от 26.06.2012 по делу N 33-1971-12; Апелляционное определение Кировского областного суда от 22.03.2012 по делу N 33-715 "Об отмене решения Советского районного суда Кировской области от 18.01.2012 и признании недействующей ст. 2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования "Советское городское поселение", утвержденных решением Думы города Советска от 15.02.2011 N 2, в части слов "и прилегающих территорий").
Определением Свердловского областного суда от 04.04.2013 по делу N 33-3145/2013 оставлено без изменений решение Березовского городского суда Свердловской области в части признания противоречащими федеральному законодательству отдельных положений правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Березовского городского округа, утвержденных решением Думы Березовского городского округа от 17.09.2012 N 324, которыми на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание земельных участков и иных объектов, возложена обязанность осуществлять содержание прилегающей территории, бремя содержания имущества (территории), в отношении которого у них отсутствуют какие-либо права.
Важно отметить, при вынесении решения судом не учтены доводы представителя Березовского городского округа о том, что данные Правила разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613. В частности, суд указал, что приказ не является законом, определяющим несение дополнительного бремени содержания физическими и юридическими лицами имущества, не принадлежащего им на праве собственности или ином вещном праве, которым в силу положений п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ является ГК РФ и принятые в соответствии с ними иные федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ.
В. Балашов
А. Баскаков
И. Агибалов
Г. Кураев
Правовед.RU
22 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU