Зачем в Российской Федерации принимаются новые стандарты в области управления качеством, не столь принципиально отличающие от старых*(1)? Ведь принятие новых документов связано с дополнительной когнитивной*(2) нагрузкой на специалистов, проблемами переучивания и необходимостью актуализации действующих нормативно-правовых актов, методических материалов и учебной литературы в сфере менеджмента качества.
М.А. Татарников,
научный руководитель Центра изучения проблем здравоохранения, д.м.н.
автор книги "Управление качеством медицинской помощи"*(3)
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 9, сентябрь 2016 г.
Действительно, приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст утвержден "ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь". Документ содержит основные понятия, принципы и терминологию систем менеджмента качества (СМК) и идентичен международному стандарту ИСО 9000:2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (ISO 9000:2015 "Quality management systems - Fundamentals and vocabulary", IDT). Одновременно приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст был утвержден "ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования" вместе с "Разъяснением новой структуры, терминологии и понятий", идентичный международному стандарту ИСО 9001:2015 "Системы менеджмента качества. Требования" (ISO 9001:2015 "Quality management systems - Requirements", IDT)*(4).
Видимо основная причина таких нововведений - не отставать от мирового сообщества в области стандартизации, желание говорить на одном современном языке и использовать в качестве национальных стандартов последние документы Международной организацией стандартизации*(5). Это, безусловно, положительные моменты.
Однако есть и отрицательная сторона. Часть из них уже перечислена выше. Любые изменения основополагающих нормативно-правовых документов необходимо "пропустить" через себя для четкого их восприятия и практического применения. Иначе говоря, речь идет об изменении установок и ментальных схем в сознании человека. Даже казалось бы не столь значимые изменения количества и содержания принципов менеджмента качества (см. далее по тексту) способны затруднить восприятие ранее изданных научных публикаций и учебно-методической литературы. Например, теперь основных принципов управления качеством не восемь, а семь (табл. 1). Формулировка и сущность некоторых принципов изменены, изложены в другом стиле, а привычный нам системный (комплексный) подход к управлению вообще из списка удален. Более подробно о различиях в стандартах см. статью "Новые национальные стандарты уточняют основополагающие принципы менеджмента качества" (журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" N 7/2016).
Таблица 1
Сравнение принципов менеджмента качества, содержащихся в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 и ГОСТ ISO 9000-2011
2.3.1. Ориентация на потребителей | a) Ориентация на потребителя |
2.3.2. Лидерство | b) Лидерство руководителя |
2.3.3. Взаимодействие работников | c) Вовлечение работников |
2.3.4. Процессный подход | d) Процессный подход |
e) Системный подход к менеджменту | |
2.3.5. Улучшение | f) Постоянное улучшение |
2.3.6. Принятие решений, основанное на свидетельствах | g) Принятие решений, основанное на фактах |
2.3.7. Менеджмент взаимоотношений | h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
Примечание. Нумерация в таблице соответствует нумерации в стандартах.
1 сентября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Имеются в виду "ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст) и "ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст).
*(2) Под когнициями понимают знания, сформированные в результате познавательных (когнитивных) процессов. Включают в себя убеждения, идеи, знания об объекте и о том, как следует вести себя по отношению к нему. В нашем случае "когнитивный" - это мыслительный, познавательный, умственный.
*(3) Управление качеством медицинской помощи / М.А. Татарников. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 296 с.
*(4) О ГОСТ Р ИСО 9001-2015 см. N 6/2016 нашего журнала.
*(5) Международная организация по стандартизации (International Organization of Standardization - ISO) образована в 1946 году как специализированная организация ООН с центром в Женеве. Является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов - членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Однако для быстрого реагирования на требования рынка ИСО предусмотрела возможность подготовки документов экспертными группами. Эти документы публикуются в виде соглашений международных экспертных групп. В качестве примера можно привести Соглашение международной экспертной группы ИСО IWA1:2005 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения" (IWA 1:2005 "Quality management systems - Guidelines for process improvements in health service organizations").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".