Распоряжением учредителя от 10.06.2016 определено, что бюджетное учреждение субъекта РФ осуществляет за счет средств целевой субсидии расходы по проведению мероприятия (13.06.2016), в том числе приобретает рамки и дипломы для награждения победителей конкурса.
Приложением к распоряжению является смета. Также в распоряжении содержится код бюджетной классификации по указанной целевой субсидии.
Соглашение на предоставление целевой субсидии подписано, и средства субсидии предоставлены 30.06.2016.
Договор на приобретение рамок и дипломов между учреждением и поставщиком заключен. Обязательства по данному договору приняты и оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности.
Будет ли являться нарушением принятие обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности?
Может ли учреждение, приняв и оплатив обязательства по данному договору за счет средств от приносящей доход деятельности, в последующем восстановить осуществленные расходы за счет средств целевой субсидии?
О. Левина,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ,
советник государственной гражданской службы 1 класса
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2016 г., с. 44-46.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что с учетом имеющегося Распоряжения учредителя об осуществлении за счет средств целевой субсидии расходов на проведение мероприятия, включающего смету расходов, код бюджетной классификации по указанной целевой субсидии, принятие обязательств на приобретение рамок и дипломов для награждения победителей конкурса следовало отразить по виду деятельности "5" - субсидии на иные цели. Одновременно могло быть принято решение о направлении денежных средств бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности (код "2") на исполнение обязательств, принятых по виду деятельности "5" - субсидии на иные цели.
После поступления целевой субсидии на лицевой счет учреждения при соблюдении определенных условий направленные в рамках приносящей доход деятельности денежные средства могут быть возмещены.
Принятые ранее обязательства в рамках приносящей доход деятельности могут быть квалифицированы в качестве допущенной в учете ошибки, исправление которой следует произвести в соответствии с требованиями Инструкции N 157н.
Обоснование. Бюджетные учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и доходов, полученных от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять любые расходы за счет средств от приносящей доход деятельности, если соответствующее направление расходов предусмотрено в Плане ФХД.
Бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии на иные цели (целевые субсидии) в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ сложившейся в настоящее время в различных публично-правовых образованиях практики предоставления субсидий на иные цели позволяет прийти к однозначному выводу: перечень затрат, которые могут финансироваться путем предоставления таких субсидий, является открытым.
Но при этом следует учитывать, что бюджетное законодательство прямо не предусматривает возможность предоставления бюджетным учреждениям средств бюджетных субсидий в целях возмещения ранее произведенных расходов (см., в частности, п. 2 письма Минфина России от 21.08.2014 N 02-03-10/41846, письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-09/23797). Тем не менее специалисты Минфина России допускают возможность осуществления подобных операций, но лишь в исключительных случаях (см. письмо Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428).
Прежде чем осуществлять указанные выше расходы, желательно согласовать с казначейским органом возможность последующего перечисления денежных средств с отдельных лицевых счетов на "основной" лицевой счет учреждения. Такую операцию в целях восстановления произведенных кассовых выплат придется проводить через некоторое время, когда учреждению поступят соответствующие средства.
Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н "О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и п. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" прямо не урегулирован вопрос возмещения расходов, осуществленных за счет средств от приносящей доход деятельности, за счет средств целевой субсидии.
На принципиальную возможность перечисления денежных средств с отдельных лицевых счетов на "основные" лицевые счета бюджетных учреждений неоднократно указывали специалисты финансового ведомства. При этом речь шла не только о возврате ранее отвлеченных денежных средств (см., в частности, письма Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428, от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Действующая Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), предусматривает корреспонденции при привлечении (восстановлении) за счет поступлений текущего финансового года средств, полученных бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности), направленных в пределах остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения на исполнение обязательства, принятого бюджетным учреждением в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности) (абз. 17 п. 72, абз. 14 п. 84, абз. 6 п. 97 Инструкции N 174н).
Аргументом при согласовании подобного перечисления с казначейским органом могут являться корректные формулировки в соглашении на предоставление целевой субсидии. В рассматриваемой ситуации фактически субсидия предоставляется после проведения мероприятия. Поэтому при предоставлении субсидии 30 июня на проведение мероприятия 13 июня целью обоснованно может являться погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в ходе проведения мероприятия.
С учетом имеющегося распоряжения учредителя об осуществлении за счет средств целевой субсидии расходов на проведение мероприятия, включающего смету расходов, код бюджетной классификации по указанной целевой субсидии, принятие обязательств на приобретение рамок и дипломов для награждения победителей конкурса следовало принять по виду деятельности "5" - субсидии на иные цели.
Одновременно могло быть принято решение о направлении денежных средств бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности (код "2") на исполнение обязательств, принятых по виду деятельности "5" - субсидии на иные цели.
После поступления целевой субсидии на лицевой счет учреждения при соблюдении определенных условий направленные в рамках приносящей доход деятельности денежные средства могут быть возмещены.
При этом факт принятия обязательств в рамках приносящей доход деятельности можно квалифицировать в качестве допущенной в учете ошибки.
18 октября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).