Интервью с В.Н. Ткачёвым, начальником Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России, полковником внутренней службы, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации
Журнал "Законодательство", N 7, июль 2016 г., с. 5-12.
19 июля 2016 г. юридическая служба - Министерства внутренних дел Российской Федерации отмечает свое 70-летие. Валентин Николаевич, расскажите, пожалуйста, об основных этапах становления и современном состоянии юридической службы системы МВД России.
- История юридической службы МВД России началась еще в XIX в. Именно в тот период на фоне политических процессов стала очевидной нехватка работников полиции с юридическим образованием, в связи с чем в 1835 г. было образовано Императорское училище правоведения для подготовки юристов государственной службы. Это был первый шаг на пути создания юридической службы в полицейском ведомстве.
Официальной же датой начала летоисчисления юридической службы Министерства стало 19 июля 1946 г., когда министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов подписал приказ "О создании юридической части МВД СССР".
С 1989 г. юридическая служба как самостоятельное подразделение в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел регулярно претерпевала преобразования. Она представляла собой вначале отдел правового обеспечения, затем Управление правового обеспечения деятельности органов внутренних дел МВД СССР (с 1990 г.), Управление правового обеспечения МВД России (с 1992 г.), Главное управление правовой работы и внешних связей (с 1998 г.), Главное правовое управление (с 2001 г.), Правовой департамент МВД России (с 2004 г.).
С изданием Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" начался новый этап развития нашей юридической службы. Был создан Договорно-правовой департамент (ДПД), который стал головным подразделением в области правовой работы в Министерстве внутренних дел РФ.
В настоящее время юридическая службы Министерства представлена широкой сетью правовых подразделений на всех уровнях системы МВД России. Там работают высококвалифицированные, обладающие разнопрофильными познаниями юристы.
Важным событием в жизни юридической службы и Министерства в целом стало появление концепции правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 23 сентября 1992 г. N 340. С этого момента развернулась активная разработка базовых законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел. Подавляющее большинство намеченных концепцией и подготовленных в Министерстве нормативных правовых актов были затем приняты высшими законодательными органами власти. К ним в первую очередь относятся Закон РСФСР от 18 марта 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I.
В 2007 г. юридической работе МВД России был придан новый импульс, а правовое обеспечение организации и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации получило дальнейшее качественное развитие в связи с утверждением приказом МВД России от 5 января 2007 г. N 5 Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 гг. В этом документе среди важнейших целей названо создание качественно новых правовых механизмов, обеспечивающих эффективное решение органами внутренних дел поставленных перед ними задач в части соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка в государстве и обществе.
Насколько многочисленна и представительна - юридическая служба МВД России?
- На сегодняшний день ведомственная армия юристов МВД России - одна из самых авторитетных правовых служб федеральных органов исполнительной власти. Она насчитывает около 7 тыс. человек, каждый из которых обладает обширными знаниями, богатым практическим опытом и предан делу служения законности и правопорядка.
Многие видные общественные и политические деятели Российской Федерации, известные ученые и практики проходили службу в нашем департаменте. Например, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова, доктор юридических и философских наук, профессор, до избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ занимала должность первого заместителя начальника Правового департамента МВД России. Огромный вклад в становление и развитие юридической службы МВД России внес доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Валерий Васильевич Черников, руководивший юридической службой МВД России с 1992 по 2011 г., и многие другие.
С 2011 г. юридическую службу МВД России возглавляет заслуженный юрист Российской Федерации генерал-лейтенант внутренней службы А.Г. Авдейко, руководящий всеми направлениями юридической работы в области уголовного, уголовно-процессуального, административного и иных отраслей права. Он является движущей силой многих инициатив, направленных на совершенствование норм, регулирующих вопросы прохождения службы, материального обеспечения, денежного довольствия, пенсионного обеспечения, а также предоставления иных социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел.
За прошедшие годы неоднократно менялись наименование и структура, место и роль юридической службы в системе МВД России, но сохранялось ее главное предназначение - правовое обеспечение деятельности Министерства, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства в сфере внутренних дел, защитой прав, свобод и законных интересов граждан.
Какова структура Договорно-правового департамента МВД России и какие перед ней стоят задачи?
- ДПД, головное подразделение Министерства в области правовой работы, является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, информационно-правового обеспечения органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Главными задачами Департамента являются: организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел; осуществление контроля за соответствием издаваемых МВД России нормативных правовых актов, ненормативных актов управления, заключаемых международных договоров и международных документов законодательству Российской Федерации; организация защиты и защита интересов Министерства в судах; обеспечение правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России по поручению министра внутренних дел Российской Федерации; осуществление информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел; организационно-методическое обеспечение правовой работы в системе МВД России.
Валентин Николаевич, Вы руководите - одним из ключевых правовых подразделений Договорно-правового департамента МВД России. Какова его роль?
- Структуру ДПД составляют равные по своему статусу и имеющие строго определенные задачи и функции следующие управления: Служебно-правовое, Административно-правовое, Уголовно-правовое, Правовой информации, Организационное.
Служебно-правовое управление является структурным подразделением Департамента, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Департамента по выработке и реализации государственной политики и совершенствованию нормативно-правового регулирования в области: прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, организационно-штатного построения, кадрового обеспечения, организации профессиональной подготовки, обеспечения социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел; бюджетного планирования, финансового и материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел; противодействия коррупции; применения гражданского, трудового, финансового, бюджетного, налогового, социального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства в части, касающейся системы МВД России; защиты имущественных (неимущественных) и правотворческих интересов МВД России в судах.
В компетенцию Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России входит совершенствование нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел. Пожалуйста, расскажите подробнее об этой работе.
- В 2015 г. в целях совершенствования нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел нашим Управлением проведено более 1500 экспертиз проектов нормативных правовых актов и иных документов, в частности более 100 федеральных законов, более 30 актов Президента РФ, более 170 актов Правительства РФ, более 500 ведомственных и межведомственных актов.
С участием специалистов Управления подготовлено 11 федеральных законов, 3 акта Президента РФ, 17 актов Правительства РФ, 264 приказа МВД России.
Всего за период 2012-2015 гг. при участии Управления издано более 1100 законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе более 20 федеральных законов, более 20 актов Президента РФ, более 50 актов Правительства РФ, более 1000 ведомственных и межведомственных актов.
Вы упомянули 264 приказа МВД России, изданных только в 2015 г. с участием специалистов Управления. Эти приказы имеют исключительно ведомственный характер или затрагивают также права и законные интересы граждан?
- Согласно постановлению Правительства РФ от 8 мая 1992 г. ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации. Из упомянутых 264 приказов 96 были направлены на государственную регистрацию в Минюст России (по линии Служебно-правового управления ДПД МВД России - 35 приказов).
Всего с 15 мая 1992 г. по 15 мая 2016 г. в Минюсте России зарегистрировано 1469 приказов МВД России и межведомственных приказов. При этом 59 приказов признаны не нуждающимися в государственной регистрации. Этот результат достигнут благодаря плановому развитию юридической службы МВД России, повышению квалификации ее сотрудников, а также конструктивному взаимодействию с руководством и специалистами Минюста России, за что им, конечно, отдельное спасибо.
Видимо, между МВД России и Минюстом России налажено тесное сотрудничество?
- Конечно. Одним из важных направлений взаимодействия наших ведомств является проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов во исполнение постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96. Периодически из нашего Департамента в Минюст России направляется информация о ходе проведения такой экспертизы.
Кроме того, Департамент осуществляет правовую экспертизу проектов ответов на запросы Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителя министра юстиции Российской Федерации о рассмотрении жалоб граждан на неправомерные действия должностных лиц органов внутренних дел. Например, в 2015 г. в ДПД МВД России поступило 73 запроса (содержащих 181 жалобу) Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека и 71 проект ответов подразделений центрального аппарата на эти запросы.
Какие основные законы, направленные - на концептуальное реформирование системы органов внутренних дел, были приняты с участием специалистов Вашего Управления?
- В 2011 г. в ходе активного реформирования системы МВД России и при непосредственном участии специалистов Управления были разработаны, согласованы в установленном порядке с федеральными органам исполнительной власти, прошли общественное обсуждение, приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ и подписаны Президентом РФ следующие законодательные акты.
Прежде всего это Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), который определяет основные направления деятельности полиции, ее организацию, принципы деятельности, обязанности и права полиции, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, гарантии социальной защиты сотрудника полиции, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции.
В новейшей истории России проводилось масштабное общественное обсуждение законопроекта "О полиции". На законопроект поступило свыше 33 тыс. откликов, было выдвинуто порядка 20 тыс. конкретных предложений по совершенствованию законопроекта, около 300 из которых были восприняты законодателем и нашли отражение в окончательной редакции документа. Общественное внимание к законопроекту показало, что гражданам России небезразлично, какой будет наша правоохранительная система, каким образом будет вестись борьба с преступностью и обеспечиваться общественный порядок.
Немалое значение для функционирования всей системы МВД России имеет и Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о социальных гарантиях). Он регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел, обеспечением жилыми помещениями, медицинской помощью сотрудников и уволенных со службы в органах внутренних дел граждан, членов их семей, а также - с предоставлением им иных социальных гарантий. Закон о социальных гарантиях был принят в развитие положений главы 8 "Гарантии социальной защиты сотрудника полиции" Закона о полиции.
Упомяну и Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе), предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. Закон о службе является важнейшим кодифицированным нормативным правовым актом, в котором детально и комплексно урегулированы все аспекты прохождения службы сотрудниками ОВД, он полностью адаптирован к современному законодательству о государственной службе Российской Федерации, соотнесен с Законом о полиции и Законом о социальных гарантиях.
Необходимо помнить, что любой закон - это живой организм. Нормотворческий процесс не прекращается, чтобы закреплять в законе постоянно меняющиеся реалии общественных отношений.
Современное общество предъявляет повышенные требования к знаниям, умениям и моральному облику сотрудника органов внутренних дел. Насколько современное законодательство о службе в органах внутренних дел соответствует ожиданиям общества?
- В последние годы на фоне общего реформирования МВД России особое внимание уделялось совершенствованию правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Подготовлены и приняты почти все подзаконные нормативные правовые акты, предусмотренные Законом о службе. Издано 8 указов Президента РФ, 14 постановлений Правительства РФ, более 80 ведомственных нормативных правовых актов МВД России (большая часть прошла государственную регистрацию в Минюсте России).
В законодательство внесены изменения, устанавливающие обязанность сотрудников проходить ежегодно профилактические медицинские осмотры, включающие проверки на наличие в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; для сотрудников, замещающих отдельные должности, введено требование обладать навыками русского жестового языка; определены особенности наложения взысканий за коррупционные правонарушения; разработаны уточняющие ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой, основаниями прекращения или расторжения контракта.
В ходе обобщения правоприменительной практики в МВД России подготовлен проект федерального закона N 951235-6, предусматривающий изменение положений Закона о службе для устранения неполноты правового регулирования общественных отношений в сфере прохождения службы в органах внутренних дел, а также ликвидацию коллизии норм отдельных федеральных законов.
Распоряжением МВД России создана рабочая группа, задачей которой является разработка проекта приказа, предусматривающего консолидацию порядка 70 ведомственных нормативных правовых актов, изданных в целях реализации Закона о службе.
Вы упомянули Закон о социальных гарантиях. Что предпринимается в МВД России с учетом кризисных явлений в российской экономике для совершенствования социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел?
- Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ в своих решениях (например, в Постановлении от 6 июня 1995 г. N 7-П, определениях от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О и от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О), служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направленной на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих соответствующую службу, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Учитывая специфику, сложность и объем функций сотрудников органов внутренних дел, государство (и это мировая практика) берет на себя определенные обязательства по обеспечению сотрудников дополнительными (особыми) гарантиями социальной защиты в качестве компенсации за понесенные ими физические и моральные затраты в период прохождения службы. К сожалению, и в мирное время МВД России несет существенные людские потери. Так, за период с 2011 по 2015 г. при выполнении служебных обязанностей погибло более 1000 сотрудников органов внутренних дел, более 20 000 получили ранения.
Министерством реализуется комплекс правовых мер, направленных на урегулирование вопроса о компенсации за вред здоровью, наступивший в связи с исполнением служебных обязанностей. Так, упрощен порядок назначения указанной компенсации, установлена ежемесячная денежная компенсация близким родственникам погибшего (умершего) сотрудника, утверждены правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации членам семей сотрудника в случае его гибели (смерти) вследствие военной травмы.
Разработан законопроект, предусматривающий наделение Правительства РФ полномочиями для установления размеров ежемесячного пособия на содержание детей и ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей, выплачиваемых членам семей погибших (умерших) сотрудников вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, наступившего в период прохождения службы, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей.
Говоря о реализации социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел в части обеспечения их права на жилье, отмечу ст. 4 Закона о социальных гарантиях, регламентирующую порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата). В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о социальных гарантиях правом на получение единовременной социальной выплаты обладает сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении. При этом ч. 2 данной статьи предусматривает комплекс условий, при соблюдении которых сотрудник органов внутренних дел имеет право на единовременную социальную выплату. Так, указанное право может быть реализовано в случаях, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
В развитие ст. 4 Закона о социальных гарантиях при участии специалистов нашего Управления издано постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Указанные правила более детально по сравнению со ст. 4 Закона о социальных гарантиях регулируют отношения, связанные с принятием на учет для получения единовременной социальной выплаты, определением размера единовременной социальной выплаты и порядком ее предоставления.
Специалисты Управления в 2012-2015 гг. приняли участие в издании более 1300 распоряжений МВД России о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел. На сегодняшний день около 10 тыс. сотрудников органов внутренних дел и членов их семей получили единовременную социальную выплату на сумму более 32 млрд. руб.
Кроме того, подготовлены изменения в постановление Правительства РФ "О внесении изменений в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" в части преимущественного порядка предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и уволенным со службы гражданам, имеющим трех и более детей, а также удостоенным звания Героя Российской Федерации и воинам-интернационалистам. Эти новеллы направлены на реализацию Федерального закона от 23 ноября 2015 г. N 315-ФЗ "О внесении изменения в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассматривается вопрос о внесении изменений в ст. 12 Закона о социальных гарантиях в части уточнения права вдов (вдовцов) сотрудников, погибших (умерших) при выполнении служебных обязанностей, на медицинское обеспечение, а также санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в ведомственных медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) до повторного вступления в брак.
В сфере пенсионного обеспечения специалистами Управления разработан проект федерального закона, направленный на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П. Предусматривается восполнение пробела в механизме прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государственным органом стажа службы (выслуги лет) гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел.
Несмотря на то что в настоящее время происходит оптимизация финансирования органов внутренних дел, мы продолжаем проработку некоторых нововведений в сфере предоставления гарантий и льгот нашим сотрудникам и членам их семей.
Пожалуйста, расскажите о судебно-исковой - работе Вашего ведомства.
- Известно, что недостатки в нормотворчестве и организации договорно-правовой работы сказываются на эффективности судебной защиты. В то же время судебная практика позволяет увидеть недоработки в правовом регулировании тех или иных отношений и принять необходимые меры к совершенствованию законодательства.
В последние годы наблюдается устойчивая позитивная тенденция в сфере судебной защиты имущественных и неимущественных интересов органов внутренних дел. Созданная в МВД России система защиты интересов ведомства в судах позволяет в современных условиях обеспечивать цивилизованный способ разрешения конфликтных ситуаций, ежегодно предотвращать миллиардные потери федерального бюджета. В период 2011-2015 гг. для бюджета Российской Федерации правовыми подразделениями МВД России сохранено более 4 трлн. 264 млрд. руб.
Защита имущественных и правотворческих интересов ведомства, несмотря на увеличение количества дел, переданных в Верховный Суд РФ (2012 г. - 59, 2013 - 76, 2014 - 115, 2015 г. - 231), отличается высокой результативностью. В частности, в 2015 г. по всем рассмотренным Верховном Судом РФ делам вынесены постановления в пользу МВД России.
Кроме того, в 2014 г. мы представляли интересы МВД России по делам о проверке конституционности ст. 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" и ч. 4 ст. 222 Уголовного кодекса РФ, а также о проверке конституционности положений ст. 159.4 УК РФ. Итог рассмотрения: постановления Конституционного Суда РФ соответствуют позиции МВД России по данным делам.
Позитивные итоги стали результатом принятия мер к обеспечению совместной работы правовых, кадровых, тыловых и финансовых подразделений органов внутренних дел, направленной на профилактику исковых требований и их досудебное урегулирование, а также своевременное взыскание материальных средств с лиц, виновных в причинении ущерба казне Российской Федерации.
Управление оказывает методическую, консультативную и практическую помощь подразделениям системы МВД России по вопросам претензионно-исковой и судебно-правовой работы, в том числе направляет обзоры судебной практики и методические рекомендации по наиболее значимым вопросам, организует занятия в рамках постоянно действующего семинара при ДПД МВД России по темам судебно-правовой работы, участвует в совещаниях с руководителями правовых подразделений территориальных органов, образовательных и иных организаций МВД России с использованием видеоконференц-связи, формирует АИПС "Судебная практика", наполняет АИС "Иск".
Весьма важно исключить риски совершения неправомерных действий сотрудниками органов внутренних дел. В связи с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед МВД России, является повышение уровня правовых знаний и правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.
Как организуется правовое информирование населения?
- Развивается система доступности правовой информации посредством обнародования и разъяснения действующего законодательства, практики его применения, в том числе с использованием автоматизированной информационно-поисковой системы "Юридические консультации".
Важным направлением является мониторинг проектов нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти, размещаемых на едином портале regulation.gov.ru и затрагивающих интересы МВД России. В частности, по линии Служебно-правового управления ДПД МВД России на сегодняшний день это касается прежде всего актов, разрабатываемых Минобрнауки России в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Для решения задач, стоящих перед юристами Министерства, часто необходим не только опыт правовой работы, но и порой энциклопедические знания. Каков научный потенциал сотрудников Департамента?
- В ДПД МВД России проходят службу три доктора юридических наук, 48 кандидатов юридических наук, один кандидат экономических наук, один кандидат философских наук, семь заслуженных юристов Российской Федерации, из которых в Управлении трудятся два доктора и пять кандидатов наук, три заслуженных юриста Российской Федерации.
Все сотрудники ДПД МВД России в настоящее время участвуют в подготовке нормативных правовых актов, направленных на реализацию Указов Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации". Эти Указы предусматривают возложение на МВД России функций и полномочий в сфере контроля за оборотом наркотиков и миграцией, передачу ряда подразделений МВД России в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
В целях дальнейшего повышения научной обоснованности нормотворческого процесса необходимо активнее привлекать к правоподготовительной работе не только специалистов - практиков органов внутренних дел, но и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, научных сотрудников научно-исследовательских организаций не только системы МВД России и общегражданского профиля, а также всех, кому не безразличен процесс становления и развития Российской Федерации как правового государства.
Что бы Вы хотели сказать своим коллегам-юристам в канун празднования 70-летия создания юридической службы системы МВД России?
- От всего сердца благодарю сотрудников правовых подразделений системы МВД России за добросовестное, высокопрофессиональное, результативное и ответственное исполнение своего служебного долга. В первую очередь именно им - юристам органов внутренних дел - посвящены строки "Гимна юридической службы системы МВД России", авторами которого являемся А.Г. Авдейко, Н.Н. Егорычев и я:
"В законе - честь!
В законе наша слава!
Законом мерим жизни каждый миг!
Закон - наш щит и истины зерцало!
Оплот державы! Совести гранит!"
Эти слова как нельзя лучше иллюстрируют суть нашей нелегкой, но такой нужной обществу и государству службы. Хочется пожелать, чтобы работа каждого из нас всегда имела конкретный положительный результат, укрепляла веру общества в верховенство закона и справедливости, помогала выполнению основного предназначения сотрудника органов внутренних дел - служить защите прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.
Здоровья, счастья, мира, доброй энергии, творческих и научных успехов вам и вашим родным, уважаемые коллеги!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с В.Н. Ткачёвым, начальником Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России, полковником внутренней службы, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации
Валентин Николаевич Ткачёв родился в 1971 г. в Калуге.
В 1994 г. окончил Московскую государственную юридическую академию.
В 1999 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук "Актуальные проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) в современном российском праве". В 2008 г. защитил докторскую диссертацию "Теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых категорий субъектов конкурсного права".
С 2002 г. по настоящее время - на руководящих должностях в головном правовом подразделении центрального аппарата МВД России.
Наиболее значительный вклад В.Н. Ткачёв внес в становление и развитие классических идей отечественного конкурсного права в постсоветский период формирования теоретических и практических основ института несостоятельности (банкротства), принимал непосредственное участие в разработке и принятии Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также при внесении в него поправок.
Опубликовал 6 монографий, более 160 иных научных работ в области гражданского, конкурсного, предпринимательского, налогового, конституционного права, защиты прав потребителей, принимал участие в подготовке 30 учебников, учебных (научно-практических) пособий.
Член диссертационных советов, созданных на базе Российского государственный университета правосудия, Юго-Западного государственного университета, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя.
В.Н. Ткачёв - автор музыки и слов "Марша правового подразделения", автор музыки и соавтор слов "Гимна юридической службы МВД России".
В 2016 г. В.Н. Ткачёву присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 7