Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 3 августа 2016 г. N ГД-4-14/14127@ "О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности" и письму Федеральной налоговой службы от 3 августа 2016 г. N ГД-4-14/14126@ "О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности"
И.С. Сергеева,
эксперт "НА"
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 23-24, декабрь 2016 г., с. 137.
С 01.01.2016 в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), проводится проверка этих сведений (п. 4.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ). Цель проверки - актуализировать информацию в ЕГРЮЛ, исключив из него недостоверные сведения, и выявить "сомнительных" налогоплательщиков.
Непосредственной причиной для проверки является получение регистрирующим органом:
- заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 11 Закона N 129-ФЗ);
- иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, а также форма заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Основания, условия и способы проведения мероприятий).
Если по результатам проверки будет установлена недостоверность сведений о юридическом лице и регистрирующий не получит достоверные сведения, он внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, п. 18 Оснований, условий и способов проведения мероприятий).
В комментируемых письмах ФНС России напомнила, какие факты могут свидетельствовать о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, и привести к внесению записи о недостоверности сведений о юридическом лице. Это ситуации, когда:
- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;
- участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;
- адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;
- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в т.ч. от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
- в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти. Комментируемыми письмами ФНС России поручила управлениям ФНС России по субъектам РФ выявить юридические лица, зарегистрированные до 01.08.2016, а также после 01.08.2016 и обладающие хотя бы одним из вышеназванных признаков. Информацию о них следовало довести до регистрирующего органа не позднее 01.09.2016.
После этого сведения в ЕГРЮЛ о подобных юридических лицах перепроверят. Налоговые инспекции будут:
- изучать документы и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем - заинтересованным лицом;
- получать объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проводить осмотр объектов недвижимости в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра будет составлен протокол, подписанный должностным лицом территориальной налоговой инспекции, проводившим осмотр, а также понятыми (если при проведении осмотра не применялась видеозапись). Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении 1 к комментируемым письмам;
- привлекать специалистов или экспертов для участия в проведении проверки.
Все мероприятия, кроме первого, проведут территориальные налоговые инспекции по поручению регистрирующего органа - ФНС России.
В дальнейшем в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 01.08.2016, управлениям ФНС России по субъектам РФ предстоит ежемесячно выявлять факты, свидетельствующие о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, проверять эти факты и представлять в Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России сведения о результатах проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.