Я работаю главным бухгалтером в бюджетном учреждении министерства образования уже 30 лет. Жена моего сына работает бухгалтером 10 лет в моем подчинении. Два года назад они официально развелись, вместе не проживают, дочери 12 лет. В рамках проводимых проверок по борьбе с коррупцией мой работодатель требует перевести ее на другую должность в другой отдел. Бывшая невестка категорически отказывается. Какие могут быть последствия в данной ситуации?
Согласно одной точки зрения, в вашей ситуации нет препятствий для дальнейшей совместной работы, поскольку ваша бывшая невестка развелась в вашим сыном, вместе они не проживают.
А в п. 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" указано, что в ч. 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и/или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и/или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
С бывшей супругой вашего сына вы в близком родстве или свойстве не состоите и не связаны с ней имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Таким образом, последствий в данной ситуации не может быть никаких.
Согласно ст. 72.1 Трудового кодекса РФ, перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и/или структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.
Есть еще один момент, в связи с которым есть достаточные основания говорить о том, что конфликт интересов в вашем случае отсутствует.
Трудовой кодекс РФ предполагает, что работник обязан сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Но данная обязанность возлагается на него далеко не во всех случаях. В частности, ее упоминание имеет место в ст. 81 ТК РФ, согласно которой трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и/или пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Согласно ст. 349.1 ТК РФ, работник государственной корпорации или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, обязан сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" говорится, что под конфликтом интересов в настоящем федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Но, как следует из вашего вопроса, и вы, и ваша бывшая сноха замещаете должность в бюджетном учреждении, на которые требования действующего законодательства в рассматриваемой части не распространяются.
Согласно второй точке зрения, в вашем случае существенное значение имеет - отнесена ли данная должность актом Минобразования к указанным в ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции".
В этом законе сказано, что под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и/или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и/или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно ст. 11 того же закона, лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и/или в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Непринятие лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 настоящего федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ.
На главного бухгалтера учреждения, подведомственного Минобрнауки России, эта обязанность распространяется.
Во-первых, Федеральным законом "О противодействии коррупции" установлено, что на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах (ст. 12.2).
Во-вторых, приказом Минобрнауки России от 06.10.2015 N 1107 "Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками, замещающими отдельные должности на основании трудовых договоров в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки РФ, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов" определено, что обязанность по сообщению о возникшем конфликте интересов распространяется на работников подведомственных организаций, замещающих отдельные должности, включенные в перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки РФ, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах.
Там же сказано, что уведомление осуществляется письменно по рекомендуемому образцу, форма которого предусмотрена приложением N 1 к Порядку.
Руководитель подведомственной организации направляет уведомление непосредственно в Департамент государственной службы, кадров и управления делами Минобрнауки России.
Иные работники подведомственной организации передают уведомление в подразделение или должностному лицу подведомственной организации, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В-третьих, перечень таких должностей установлен приказом Минобрнауки России от 13.09.2013 N 1070 "Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки РФ, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах", и в него включены:
- в образовательной организации высшего образования:
а) ректор, президент;
б) первый проректор;
в) главный бухгалтер;
г) директор филиала;
- в научной организации:
а) директор (заведующий, начальник);
б) главный бухгалтер;
- в организации дополнительного профессионального образования:
а) ректор (директор);
б) главный бухгалтер;
- в унитарном предприятии:
а) руководитель (директор, генеральный директор);
б) главный бухгалтер;
- в общеобразовательной организации:
а) директор (заведующий, начальник);
б) главный бухгалтер;
- в профессиональной образовательной организации "специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением":
а) директор (заведующий, начальник);
б) главный бухгалтер;
- в организации дополнительного образования:
а) директор (заведующий, начальник);
б) главный бухгалтер.
Таким образом, если ваша должность есть в данном перечне, на вас распространяются установленные законом ограничения. Хотя остается вопрос - есть ли фактически конфликт интересов, т.к. формально - свойства или родства уже нет.
В то же время сторонники первой точки зрения настаивают на том, что наименование "бюджетное учреждение" еще не предполагает его однозначного отнесения к одной из перечисленных в перечне организаций.
Кроме того, еще один их аргумент заключается в том, что даже если допустить, что речь идет об образовательном бюджетном учреждении, где упомянутый выше приказ подлежит применению, то нужно учесть, что в вопросе речь идет не о главном бухгалтере, а о рядовом бухгалтере, должность которого занимает ваша сноха.
На рядового бухгалтера обязанность сообщать о конфликте интересов, исходя из требований приведенных выше приказов, не распространяется. А поскольку ей в обязанность это не вменено, то и о переводе, тем более увольнении, речь идти не должна. В сложившейся ситуации в полной мере подлежит применению лишь ст. 72.1 ТК РФ - в части получения согласия работника на перевод.
В. Мысовский
А. Власов
М. Петров
Правовед.RU
12 августа 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU