Вправе ли организация принимать в целях исчисления налога на прибыль расходы, подтвержденные первичными электронными документами, заверенными простой или неквалифицированной электронной подписью (ЭП)?
А.А. Преображенская,
эксперт журнала
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов"
Журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 11, ноябрь 2016 г., с. 62-63.
Да, вправе, если между организацией и ее контрагентом имеется юридически действительное соглашение о возможности применения при подписании электронного документа простой ЭП или неквалифицированной ЭП.
Обоснование. Согласно ст. 6 Закона об ЭП*(1) электронные документы, подписанные ЭП, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью:
1) во всех случаях, когда электронный документ подписан квалифицированной ЭП;
2) при подписании электронного документа простой ЭП или неквалифицированной ЭП в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной ЭП, может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (см. письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-03-07/12250, от 23.01.2013 N 03-03-06/1/24, от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1).
Что касается документов, подписанных простой или неквалифицированной ЭП, по мнению контролирующих органов, до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Законом об ЭП вид электронной подписи.
Таким образом, при организации электронного документооборота между хозяйствующими субъектами могут применяться виды электронных подписей в соответствии с Законом об ЭП.
При этом электронный документооборот с использованием простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи может быть организован хозяйствующими субъектами при наличии между ними юридически действительного соглашения.
В целях подтверждения расходов по налогу на прибыль аутентичность электронного первичного документа, подписанного простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписью, должна быть обеспечена наличием в соответствующем соглашении между контрагентами порядка проверки электронных подписей.
Такой вывод следует из писем Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53176, от 30.05.2016 N 03-03-06/1/31061, от 05.05.2015 N 07-01-06/25701 и ФНС России от 19.05.2016 N СД-4-3/8904.
1 ноября 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"