Некоторые вопросы обеспечения безопасных условий и охраны труда в правовых актах социального партнерства
Е.А. Чудова,
ведущий юрист ООО "Стратегия-Капитал"
Журнал "Законодательство", N 8, август 2016 г., с. 40-44.
Большой потенциал с точки зрения обеспечения безопасных условий и охраны труда заложен в согласованных действиях социальных партнеров на всех уровнях их взаимодействия в сфере труда. В частности, развитие экономики и повышение технологического уровня производства требуют от работников и работодателей оперативного учета интересов друг друга в области охраны труда. Вследствие этого представляется актуальным анализ соответствующих положений некоторых правовых актов социального партнерства.
Охрана труда регулируется на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и локальном. Генеральное, межрегиональные, региональные, территориальные социально-партнерские соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, уровне одного, двух и более субъектов Российской Федерации, на территории соответствующего муниципального образования. Их разработка подразумевает активное участие государства. В свою очередь, коллективные договоры, регулирующие социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя, заключаемые между работниками и работодателями в лице их представителей, относятся к локальному уровню управления охраной труда.
Основы регулирования отношений в сфере охраны труда на федеральном уровне социального партнерства сосредоточены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы*(1) (далее - Генеральное соглашение). Это пятое по счету соглашение такого уровня, однако одни и те же цели и задачи социальных партнеров по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в однотипных формулировках переходят из "трехлетки" в "трехлетку"*(2). Причины такого перехода следует искать в используемых сторонами формулировках. Так, пять из десяти пунктов, раскрывающих обязательства сторон Генерального соглашения в области охраны труда, содержат слово "совершенствовать", что позволяет сделать вывод об их декларативном характере, поскольку в условиях непрерывного развития науки и техники вряд ли можно говорить о пределах для совершенствования систем и методов: проведения медицинских осмотров, подготовки и переподготовки специалистов в сфере охраны труда, обеспечения работающих современными средствами индивидуальной защиты и т.п. Это обстоятельство дает сторонам генерального социально-партнерского соглашения возможность переносить уже сформулированные цели и задачи в области охраны труда на следующие три года.
Стороны Генерального соглашения возлагают исполнение большей части обязательств в области охраны труда на государство, поскольку очевидно, что представители работников или работодателей не могут реализовать на практике такие меры, как совершенствование нормативной правовой базы и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; формирование страховых тарифов в зависимости от состояния условий и охраны труда на рабочих местах и др. Статьи соответствующего раздела сформулированы как цели, тенденции, учитываемые именно государством при реализации политики в области охраны труда. Анализ института социального партнерства в контексте его исторического развития позволил М.Б. Лушниковой и A.M. Лушникову сделать вывод о том, что этот институт "не исключает государство из процесса регулирования социальных и трудовых отношений, а лишь усложняет его роль: от прямого вмешательства до партнерских отношений с союзами работников и работодателей"*(3).
Вместе с тем Генеральное соглашение демонстрирует обратное. Оно по большей части конкретизирует направления государственной политики в области охраны труда, уже обозначенные законодателем в ст. 210 Трудового кодекса РФ. Таким образом, в разделе Генерального соглашения, посвященном охране труда, государство играет в основном роль регулятора общественных отношений, но не социального партнера, что, как представляется, не отвечает принципам соответствующего института трудового права.
В преамбуле Генерального соглашения сказано, что это соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений. Представляется, что с помощью такой формулировки стороны Генерального соглашения подчеркивают его рамочный характер по отношению к отраслевым соглашениям, устанавливающим не только принципы регулирования соответствующих отношений, но и общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (ч. 8 ст. 45 ТК РФ), и региональным соглашениям.
Отличительным признаком межрегиональных соглашений является их распространение на территорию двух и более субъектов Российской Федерации (ч. 6 ст. 45 ТК РФ). Анализ социально-партнерских соглашений показал, что на межрегиональном уровне преобладают соглашения, регулирующие трудовые отношения и отношения, непосредственно связанные с трудовыми, в определенной отрасли. Согласно ст. 50 ТК РФ подписанные социально-партнерские соглашения подлежат уведомительной регистрации в компетентном органе. По информации Роструда, на 14 января 2016 г. заключено всего одно межрегиональное соглашение, прошедшее регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости*(4). Речь идет о Межрегиональном соглашении по алмазно-бриллиантовому комплексу Российской Федерации на 2013-2015 годы*(5). Этот документ утратил силу с 28 февраля 2016 г. в связи с истечением срока действия.
Таким образом, анализ актуальных межрегиональных соглашений на сегодняшний день представляется практически невозможным. В качестве одной из причин "вымирания" межрегиональных отраслевых соглашений следует привести ситуацию, сложившуюся вокруг недавно утратившего силу Межрегионального отраслевого соглашения по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта на 2013-2015 годы*(6) (далее - Межрегиональное соглашение по отрасли судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта). В данном соглашении не были обозначены субъекты Российской Федерации, на территорию которых оно распространялось. Единственным, что указывало на его межрегиональный характер, являлось участие Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта в качестве представителей работников. При этом интересы работодателя в соглашении представляло общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз машиностроителей России", а государства - федеральный орган исполнительной власти - Министерство промышленности и торговли РФ. Рассматриваемое межрегиональное соглашение распространялось на работодателей - членов соответствующего объединения, имеющего общероссийский статус. Таким образом, на практике могли бы возникнуть затруднения при определении сферы действия названного межрегионального соглашения в пространстве, если бы одновременно с ним в этой же отрасли не действовало Отраслевое соглашение по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта Российской Федерации на 2013-2015 годы*(7), заключенное на федеральном уровне социального партнерства. Исследование соответствующих межрегионального отраслевого соглашения и отраслевого соглашения показало, что они идентичны, за исключением наименования стороны - представителя работников и формулировок, указывающих на уровень социального партнерства. Таким образом, как свидетельствует анализ практики заключения межрегиональных соглашений, поскольку такие соглашения нередко заключались в определенной отрасли, они дублировали положения соответствующих отраслевых соглашений, действующих на федеральном уровне социального партнерства. Возможно, именно этим объясняется отсутствие интереса сторон социального партнерства к заключению как межрегиональных отраслевых соглашений в частности, так и межрегиональных соглашений в целом.
На региональном уровне социального партнерства следует обратить внимание на Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 гг.*(8) между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В разделе 5 этого документа, посвященном вопросам охраны труда, стороны систематизируют обязанности Правительства Москва, работодателей и профсоюзов в сфере охраны труда и экологии в городе Москве. Несмотря на то что некоторые из этих обязанностей дублируют соответствующие положения Трудового кодекса РФ, в соглашении содержатся меры, направленные на улучшение положения работников и повышение эффективности труда. Так, в обязанности столичных работодателей входит обеспечение выплаты единовременной денежной компенсации сверх предусмотренной федеральным законодательством семье, пострадавшей в результате смерти работника от несчастного случая, связанного с производством, или профессионального заболевания. Размер такой компенсации - не менее 50 размеров минимальной заработной платы, установленной в г. Москве на соответствующий календарный год. В свою очередь, московские профсоюзы обязуются проводить разъяснительную работу среди работников организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
На отраслевом уровне социального партнерства несомненный интерес представляют соглашения, заключенные в отраслях хозяйства, связанных с применением труда во вредных и (или) опасных условиях. Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2015-2017 гг.*(9), например, содержит объемный раздел 5 "Охрана труда", предусматривающий обязанности в области охраны труда следующих субъектов: работодателей, первичных профсоюзных организаций, госкорпорации "Росатом". Примечательно, что на работодателей этой отрасли возложено обязательство обеспечивать финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в размере не менее 0,5% затрат на производство продукции (работ, услуг). В то же время на федеральном уровне финансирование работодателем подобных мероприятий установлено в размере не менее 0,2% затрат (ст. 226 ТК РФ).
Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2015-2017 гг.*(10) содержит раздел 7, посвященный вопросам охраны труда, здоровья и экологии. Следуя логике, заложенной в Генеральном соглашении, имеющем рамочный характер по отношению к соглашению отраслевому, последнее должно содержать более конкретные обязательства сторон социального партнерства в области охраны труда. Вопреки этому тезису анализ положений соответствующего раздела показал, что большинство из них дублирует предписания ТК РФ и иных нормативных правовых актов. И это не единственный случай воспроизведения в соответствующем разделе отраслевого соглашения норм ТК РФ*(11). Тем не менее отметим условия рассматриваемого Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу Российской Федерации, предусматривающие дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, гарантии прав работников соответствующей отрасли. Так, в п. 7.17 этого документа установлена обязанность работодателя осуществлять за счет средств организации профессиональную переподготовку работников (по их желанию) в случае, когда рабочее место соответствующего работника было ликвидировано по результатам проведения специальной оценки условий труда, а также вследствие нарушения требований охраны труда. Кроме того, работодатели отрасли обязаны разрабатывать, финансировать и выполнять программы улучшения условий и охраны труда на рабочих местах (п. 7.2).
Обобщенные рекомендации, касающиеся примерного содержания раздела коллективного договора, посвященного вопросам охраны труда, содержатся в письме департамента охраны труда Минтруда России от 23 января 1996 г. N 38-11*(12). Действительно, как правило, охране труда посвящается специальный раздел коллективного договора. В таком разделе обычно указывается на необходимость сотрудничества сторон в сфере улучшения условий и охраны труда. Г.В. Хныкин, анализируя систему локальных нормативных актов, посвященных вопросам охраны труда, справедливо замечает, что предметом обсуждения и внесения в коллективный договор должны стать вопросы о сумме, которой обладает фонд охраны труда организации, о перечне и сроках проведения аттестации рабочих мест в конкретных подразделениях (в настоящее время это мероприятия, направленные на специальную оценку условий труда, а также обучение и проверку знаний об охране труда)*(13). И.Я. Киселев и A.M. Пушников в связи с этим также отмечают, что в коллективных договорах нередко регулируются процедурные вопросы регистрации производственных травм, выплаты компенсаций пострадавшим работникам*(14). При этом в качестве критерия дифференциации условий коллективных договоров, в частности, следует рассматривать наличие или отсутствие в организациях должностей, работа на которых неизбежно связана с вредными и (или) опасными факторами производственной среды и трудового процесса.
Анализ коллективных договоров показал, что наиболее типичными условиями, улучшающими положение работников организации, являются:
- обязанность работодателя заключить с одной или несколькими медицинскими организациями договоры о медицинском обслуживании работников в рамках дополнительного медицинского страхования;
- ежегодное бесплатное проведение диспансеризации работников;
- меры поощрения, применяемые к работникам, активно участвующим в создании безопасных и благоприятных условий труда;
- обеспечение сотрудников службы охраны труда нормативно-технической литературой;
- дополнительные выплаты работникам, пострадавшим в связи с отдельно перечисленными несчастными случаями на производстве, и их семьям;
- дополнительное обучение по теме охраны труда.
К сожалению, разработчики коллективных договоров, следуя вредоносной традиции составителей отраслевых соглашений, увлекаются чрезмерным заимствованием законодательных формулировок. Несомненно, повторное закрепление основных обязанностей работников и работодателя способствует привлечению внимания сторон коллективного договора или соглашения к ключевым постулатам охраны труда, пренебрежение которыми может привести к негативным последствиям. Однако следует подчеркнуть, что социально-партнерские отношения должны быть направлены на согласование интересов сторон по тем вопросам, которые действительно требуют совместного обсуждения и взаимоприемлемых решений. Включение в текст коллективных договоров и соглашений материала, непосредственно не относящегося к решению определенных сторонами проблем, делает такие документы всего лишь необоснованно объемными. Приведенные обстоятельства напрямую влияют на эффективность применения механизмов социального партнерства по вопросам охраны труда и позволяют говорить о том, что потенциал, заложенный в рассматриваемом институте трудового права, реализуется далеко не полностью.
Список литературы
1. Киселев И.Я., Лушников М.В. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / Под ред. М.В. Лушниковой. М., 2008.
2. Лушникова М.В., Лушников А.М. Социальное партнерство в сфере труда. Ярославль, 2008.
3. Петров А.Я., Петров А.А. Социальное партнерство в сфере труда: отраслевое соглашение должно соответствовать ТК РФ // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 3.
4. Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты, посвященные охране труда // Законодательство. 2006. N 4.
5. Щур-Труханович Л.В. Генеральное соглашение на 2014-2016 годы: в поисках новелл и прорывов // Кадры предприятия. 2014. N 3.
6. Яковчук В.Н. Социальное партнерство в сфере труда. Минск, 2010.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы // Российская газета. 2013. 30 декабря.
*(2) См.: Щур-Труханович Л.В. Генеральное соглашение на 2014-2016 годы: в поисках новелл и прорывов // Кадры предприятия. 2014. N 3. С. 58-77.
*(3) Лушникова М.В., Лушников А.М. Социальное партнерство в сфере труда. Ярославль, 2008. С. 98.
*(4) Информация Роструда "Об отраслевых (межотраслевых) соглашениях, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашениях, прошедших регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости на 14 января 2016 года". Документ опубликован не был.
*(5) Межрегиональное отраслевое соглашение по алмазно-бриллиантовому комплексу Российской Федерации на 2013-2015 годы. Утверждено межрегиональным профессиональным союзом работников "АК "АЛРОСА" (ОАО "Профалмаз"), Межрегиональным отраслевым объединением работодателей алмазно-бриллиантового комплекса 28 февраля 2013 г. (Утратило силу.). Документ опубликован не был.
*(6) Межрегиональное отраслевое соглашение по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта на 2013-2015 годы. Утверждено общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России", Минпромторгом России, Межрегиональным профсоюзом работников судостроения и судоремонта 27 ноября 2013 г. (Утратило силу.) // Солидарность. 2014. N 9.
*(7) Отраслевое соглашение по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта Российской Федерации на 2013-2015 годы. Утверждено Минпромторгом России, общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России", профсоюзом работников судостроения 27 ноября 2013 г. (Утратило силу.). Документ опубликован не был.
*(8) Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей", заключено 15 декабря 2015 г. // Тверская, 13. 2015. N 153.
*(9) Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2015-2017 годы. Утверждено общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России", Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности, Госкорпорацией "Росатом" 17 декабря 2014 г. // Солидарность. 2015. N 20.
*(10) Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2015-2017 годы. Утверждено общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России", профсоюзом работников лесных отраслей РФ 26 декабря 2014 г. (в редакции от 2 декабря 2015 г.). Документ опубликован не был.
*(11) См.: Петров А.Я., Петров А.А. Социальное партнерство в сфере труда: отраслевое соглашение должно соответствовать ТК РФ // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 3. С. 13-17.
*(12) Письмо Минтруда РФ от 23 января 1996 г. N 38-11 "Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах" // Образование в документах. 1997. N 17.
*(13) См.: Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты, посвященные охране труда // Законодательство. 2006. N 4. С. 35-42.
*(14) Киселев И.Я., Лушников М.В. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / Под ред. М.В. Лушниковой. М., 2008. С. 410.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Чудова Е.А. Некоторые вопросы обеспечения безопасных условий и охраны труда в правовых актах социального партнерства
Chudova E.A. Legal acts of social partnership: occupational safety and health issues
Е.А. Чудова - ведущий юрист ООО "Стратегия-Капитал"
E.A. Chudova - senior lawyer Strategy-Capital Ltd
The institute of social partnership contains a lot of resources aimed at respecting the interests of employees and employers in the sphere of employment and occupational health and safety, in particular. The question is whether these resources are realized to full extent? The author analyzes the problems arising from provisions of social partnership acts on occupational health and safety.
Ключевые слова: охрана труда; социальное партнерство; коллективные договоры и соглашения
Keywords: Occupational health and safety; social partnership; collective agreement
Некоторые вопросы обеспечения безопасных условий и охраны труда в правовых актах социального партнерства
Автор
Е.А. Чудова - ведущий юрист ООО "Стратегия-Капитал"
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2016, N 8