Каково состояние российской электроэнергетической отрасли на сегодняшний день? Существует ли документ, предусматривающий плановое развитие отрасли на средне- или долгосрочную перспективу?
Темпы старения основного оборудования электрических станций и сетей за последние 5 лет значительно снизились: по турбоагрегатам на 70%, по силовым трансформаторам на 90%. Это во многом обусловлено активными вводами в эксплуатацию нового оборудования и увеличением состава оборудования, выводимого из эксплуатации.
По котлоагрегатам наблюдается наименее активное снижение всего в 1,1 раза, но такое изменение не является критичным, поскольку процесс связан со структурой вводимых мощностей в тепловой электроэнергетике, где используются современные парогазовые технологии и отсутствуют котлоагрегаты.
На протяжении последних трех лет объемы годового планирования капитальных и средних ремонтов основного оборудования и ЛЭП электрических станций и сетей остаются в пределах средних многолетних значений.
Итоговые показатели выполнения годовых планов ремонтов по всем видам основного оборудования за этот период имеют положительную динамику.
В целях определения целей и задач, приоритетов и ориентиров, механизмов государственной энергетической политики, обеспечивающих достижение намеченных целей, долгосрочного развития энергетического сектора России утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.
При этом в рамках предусмотренного внесения необходимых изменений в Стратегию не реже одного раза в 5-летний период, а также с учетом меняющихся внешних и внутренних условий Правительством Российской Федерации было принято решение о корректировке Энергетической стратегии России на период до 2030 г. с ее пролонгацией до 2035 г.
Стратегия до 2035 г. во многом является преемственной по отношению к Стратегии до 2030 г., цели документов идентичны, в свою очередь, задачи существенно расширены и уточнены, изменена структура документа, введены новые разделы и подразделы. В частности, добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры (преодоление традиционного дисбаланса в пользу экспортных проектов и экспортной инфраструктуры); о повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг; о внедрении принципов устойчивого развития в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики.
Производство, внутреннее потребление и экспорт первичных топливно-энергетических ресурсов согласно Стратегии до 2035 г. находятся, в целом, в рамках или близко к прогнозному коридору Стратегии до 2030 г. Вместе с тем, развитие ТЭК не обеспечивает полного достижения целевых индикаторов ЭС-2030, особенно качественных, сохраняются проблемы в государственной энергетической политике. На фоне успехов в реализации отдельных энергетических проектов и сохранения бюджетообразующей роли ТЭК, актуальными для российского ТЭК по-прежнему остаются такие проблемы, как высокий износ основных фондов, низкий уровень энергоэффективности и эффективности инвестиций в ТЭК, чувствительность к колебаниям мирового нефтегазового рынка.
За счет существенной трансформации мировых энергетических рынков и снижения темпов внутреннего экономического роста приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства ТЭК, а качественное обновление, модернизация энергетического сектора.
Центральной идеей ЭС-2035 является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. При этом роль ТЭК в экономике страны состоит в переходе от "локомотива развития" к "стимулирующей инфраструктуре", обеспечивающей создание условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.
Министерство энергетики РФ
(Минэнерго России)
http://minenergo.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в рубрике "Часто задаваемые вопросы" официального сайта Министерства энергетики РФ, зарегистрированного 22 июля 2008 г. в качестве СМИ. Свидетельство о регистрации СМИ Эл N ФС77-32622.
Дата обращения к информационному ресурсу - 7 декабря 2016 г.