Об обеспечении правовой определенности при толковании социального права высшими судами
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения
военного комиссариата Чувашской Республики
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г., 9-13.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 21 января 2010 г. N 1-П*(1) отмечалось, что "исходя из анализа практики ЕСПЧ... государство не может произвольно вмешиваться в процесс судебного разрешения дела. Если, проиграв дело в суде, государство добилось возобновления производства по делу путем принятия нового законодательства и придания ему обратной силы, то это свидетельствует о возможном нарушении права на справедливое судебное разбирательство". Кроме того, в указанном постановлении была приведена позиция, согласно которой ухудшать положение лиц не должны ни новый закон, ни новое толкование действующего закона. На основании этой позиции Конституционным Судом Российской Федерации делается вывод о недопустимости пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если оно носит публично-правовой характер либо гражданско-правовой, но им затрагиваются интересы неопределенного круга лиц либо заведомо более слабой стороны в правоотношении*(2).
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в вышеназванном постановлении и в постановлениях Европейского Суда, ухудшение положения лиц возможно по делам, где речь не идет об ответственности, а ставится вопрос о возможном получении определенных благ (к примеру, пенсий*(3)). Например, ранее существовала противоречивая позиция Верховного Суда Российской Федерации, который, с одной стороны, неоднократно отменял решения судов первой и апелляционной инстанций, подтверждающих правомерность действия пенсионных органов военных комиссариатов по приостановлению выплаты пенсий за выслугу лет тем гражданам, которые после ее назначения поступили на службу в таможенные органы и органы прокуратуры*(4). С другой стороны, приостановление выплаты такой пенсии Верховный Суд Российской Федерации признавал не противоречащим закону*(5).
В определении от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р*(6) Конституционный Суд Российской Федерации уточнил некоторые аспекты ранее принятого им постановления*(7) по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"*(8). Конституционный Суд Российской Федерации указал, что из пп. 4 и 5 мотивировочной части названного постановления прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается*(9).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации мотивировал свой вывод следующими правовыми позициями, которые, на наш взгляд, должны быть учтены судами общей юрисдикции при рассмотрении соответствующих категорий дел:
а) право на получение пенсии за выслугу лет*(10) может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия;
б) пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются, в частности, исходя из имеющейся у них выслуги лет на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги лет*(11) увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги лет, которую указанные граждане приобрели на день последнего увольнения*(12).
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 ноября 2004 г. N 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу;
в) не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения правопорядка и обороны страны, установил единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих. Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей": при этом к военнослужащим в целях реализации вышеназванного Федерального закона относятся, как следует из его ст. 2, в том числе и лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета, сотрудники таможенных органов, сотрудники налоговой полиции, сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
г) Конституционный Суд Российской Федерации в п. 5 мотивировочной части постановления от 18 марта 2004 г. N 6-П указал, что Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу ст. 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие. Вместе с тем рядом законодательных актов действие указанного Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I (п. 2 ст. 44) и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ (п. 1 ст. 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Аналогичное правило закреплялось ст. 17 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. N 5238-I*(13) в отношении сотрудников налоговой полиции*(14).
Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его ст. 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его ст. 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
В то же время не следует забывать, что основанием для вынесения рассмотренного определения Конституционного Суда Российской Федерации послужило ходатайство Министерства обороны Российской Федерации: в период 2013-2015 гг., как уже отмечалось выше, сложилась противоречивая судебная практика, в том числе Верховного Суда Российской Федерации. Суды, рассматривая дела, связанные с приостановлением выплаты гражданам пенсии за выслугу лет, назначенной по линии Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, при поступлении их на службу в таможенные органы, в одних случаях отказывали в удовлетворении исков данной категории граждан о восстановлении выплаты им пенсий и взыскании денежных средств, в других - принимали решения о необоснованности приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в период прохождения службы. Верховный Суд Российской Федерации в своих решениях, выносимых по различным делам, также использует прямо противоположные подходы.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 20 сентября 2013 г. N 75-КГ13-17 указал, что при поступлении военного пенсионера на службу в органы прокуратуры выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала, в связи с чем отсутствовал сам факт незаконного получения ответчиком сумм пенсии и ежемесячной доплаты к ней... Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров органов военной прокуратуры, поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла обоснованным довод кассационной жалобы Г. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала. Вывод суда о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Г. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, Судебная коллегия признала основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П*(15).
Как видим, соответствующие постановления Верховного Суда Российской Федерации противоречат правовому смыслу норм Закона о пенсионном обеспечении, установленному Конституционным Судом Российской Федерации.
Библиографический список:
1. Ефремов А.В. Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров, поступивших на службу в органы прокуратуры без возобновления военной службы, не распространяется (по материалам судебной практики) [Текст] / А.В. Ефремов // "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение" - 2013 - N 12. С. 68-73.
2. Ефремов А.В. Правовые вопросы, связанные с правомерностью приостановления либо неприостановления выплаты пенсии военным пенсионерам, поступившим на службу в таможенные органы Российской Федерации [Текст] / А.В. Ефремов // "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение" - 2015 - N 4. С. 34-48.
3. Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу, пенсии за выслугу лет [Текст] / А.В. Ефремов // "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение" - 2013 - N 8. С. 60-65.
4. Сидоренко А.И. Принцип правовой определенности в судебной практике: имплементация решений Европейского Суда по правам человека: канд. юрид. наук. Пермь. 2016. - С. 120-123, 128-129.
5. Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Пределы ограничения права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ [Текст] / С.Н. Братановский, С.Ю. Лапин // Гражданин и право. - 2014. - N 11. Доступен из СПС "Гарант".
6. Алиев Т.Т. К вопросу о новых обстоятельствах в гражданском процессе в аспекте реализации главы 42 ГПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 12. С. 27.
7. Булыкин А.А. Высший арбитражный суд Российской Федерации в роли законодателя // Арбитражный и гражданский процесс. N 2, 2013. С. 58.
8. Ефремов А.В. О некоторых правовых вопросах, возникающих в сфере реализации социальных прав вдов погибших (умерших) военнослужащих [Текст] / А.В. Ефремов // "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение" - 2015 - N 8. С.14-21.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор" от 21 января 2010 г.
*(2) В тексте постановления: "Во всяком случае недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении. ... При этом не исключается возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов на основании правовой позиции, впоследствии сформулированной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если это необходимо для восстановления и защиты таких прав и интересов, которые в силу их конституционно-правового значения не допускают сохранение судебного акта в силе, в том числе если в результате нового толкования улучшается положение лиц, привлекаемых к налоговой, административной или иной публично-правовой ответственности, а также в исключительных случаях по делам, вытекающим из гражданских правоотношений, если этого требуют - по своему существу публичные - интересы защиты неопределенного круга лиц или заведомо более слабой стороны в правоотношении".
*(3) См., напр.: Постановление Европейского Суда по правам человека от 19.06.2008 по делу "Ерогова (Yerogova) против Российской Федерации" // Бюл. Европейского Суда по правам человека. 2009. N 11. С. 78-90.
*(4) Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 75-КГ13-7, от 2 февраля 2015 г. N 71-КГ14-10 и N 4-КГ14-42.
*(5) Более подробно см.: Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 г. N АПЛ15-204.
*(6) Определение Конституционного Суда Российской Федерации "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р.
*(7) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" от 18 марта 2004 г. N 6-П.
*(8) Далее, если не оговорено особо, - Закон о пенсионном обеспечении.
*(9) Решение Конституционного Суда Российской Федерации "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года" от 28 января 2016 г.
*(10) На наш взгляд, здесь необходимо обратить внимание читателей на то, что пенсия за выслугу лет рассматривается органом конституционного правосудия как компенсация гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением ими военной (правоохранительной или иной) службы. См. об этом более подробно: Ефремов А.В. Пенсия за выслугу лет как компенсация гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением ими военной службы (комментарий к законодательству) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
*(11) См. более подробно: Ефремов А.В. О некоторых особенностях исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную (правоохранительную) службу // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 11. С. 26-31.
*(12) О спорных актуальных вопросах зачета периода службы в правоохранительных органах при назначении пенсии за выслугу лет более подробно см.: Ефремов А.В. О некоторых актуальных правовых вопросах, возникающих при назначении пенсии за выслугу лет с учетом периода службы в правоохранительных органах // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 1. С. 74-79.
*(13) В настоящее время признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
*(14) По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 5 нояб. 2015 г. N 2500-О-Р. URL: www.pravo.gov.ru.
*(15) Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь-июль 2014 года: утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ефремов А.В. В российской правовой системе не урегулирован вопрос об обеспечении правовой определенности при толковании социального права высшими судами
Efremov A.V. The Russian legal system is not settled the question of ensuring legal certainty in the interpretation of social rights of the supreme courts
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
A.V. Efremov - head of the legal branch of the military commissariat of the Republic of Chuvashia
В статье раскрываются правовые особенности действующего законодательства в сфере социальных прав граждан, уволенных с военной службы и вдов военнослужащих, которые возникают в правоприменительной практике при толковании данных прав высшими судами.
The article describes the legal features of the current legislation in the field of social rights of citizens, retired servicemen and widows of military personnel, which arise in law enforcement practice in the interpretation of these rights by higher courts.
Ключевые слова: выслуга лет, военная служба, военная пенсия, пенсионер, выплата, приостановление, стаж, вдова, брак, исполнение обязанностей, военная травма, правоохранительная служба, воинское звание, специальное звание, статус.
Key words: length of service, military service, pension, pensioner, payment, suspension, the experience, the widow, the marriage, the duties, military injury, law enforcement authorities, military rank, special rank, status.
Об обеспечении правовой определенности при толковании социального права высшими судами
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г.