О некоторых правовых вопросах, возникающих в сфере реализации социальных прав вдов погибших (умерших) военнослужащих
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения
военного комиссариата Чувашской Республики
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 8, август 2015 г., с. 14-21.
Абсолютной границей при осуществлении социальных прав являются финансовые возможности государства, при этом в отличие от личных неотъемлемых прав социальные права гражданина могут быть не только ограничены в определенном смысле слова, но и отменены впоследствии, например, при необходимости обеспечения социального равенства между гражданами, находящимися в одинаковых условиях, если при этом льготы установлены необоснованно. Критерием такого возможного изменения в законодательстве является правовое регулирование в той или иной сфере отношений, но при этом должен быть переходный период наступления соответствующих изменений, их постепенный пошаговый алгоритм.
Несмотря на всеобщее признание, право на социальное обеспечение нередко становится объектом всевозможных нарушений со стороны органов, призванных его обеспечивать; одной из основных причин таких нарушений является дефектное законодательство. В этой связи деятельность судебных органов по рассмотрению споров, связанных с социально-пенсионным обеспечением, приобретает значение наиболее эффективного способа восстановления и защиты нарушенных или оспоренных социальных прав граждан.
Судебная защита социально-пенсионных прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) немыслима без строгого соблюдения процессуальных норм, гарантирующих законность и обоснованность судебных решений. Однако, по мнению автора, процессуальные особенности рассмотрения судами споров, связанных с социально-пенсионным обеспечением членов семей, потерявших кормильца, состоявшего на военной службе, практически не исследованы в юридической литературе.
А.Ф. Воронов справедливо указывает на то, что "правам членов семьи военнослужащего и гарантиям соблюдения этих прав посвящено достаточное количество работ, однако при этом работы, в которых бы подробно анализировалось процессуальное положение членов семьи военнослужащего в гражданском процессе, найти достаточно сложно, хотя на практике решение данного вопроса, как представляется, вызывает определенные трудности"*(1).
В работах по праву социального обеспечения, включающего в себя и социально-пенсионное обеспечение членов семей, потерявших кормильца, состоявшего на военной службе, процессуальным вопросам практически внимание не уделяется. В юридической литературе указанные вопросы лишь вскользь упоминаются применительно к отдельным институтам гражданского процесса. В то же время в правоприменительной практике судебных органов возникает очень много процессуальных вопросов, вытекающих из специфики споров, связанных с социально-пенсионным обеспечением членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы).
В связи с изложенным существует насущная необходимость комплексного изучения процессуальных особенностей, присущих делам, связанным с социально-пенсионным обеспечением вышеуказанной категории граждан.
Автор согласен с Д.Р. Казанбековой, которая отмечает, что "по верному замечанию ученых-процессуалистов, исследование процессуальных особенностей отдельных категорий гражданских дел вполне оправдано. Во-первых, эти исследования полезны для практики в силу своего прикладного значения. Во-вторых, они развивают теорию гражданского процессуального права, выявляют богатство содержания процессуальных норм, особенности их действия в различных ситуациях"*(2).
Одним из доказательств дефектности терминологии законодательства о социальном обеспечении может служить термин "общий трудовой стаж", который, например, в п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ*(3) обозначает суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до января 2002 г., а согласно Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (далее - Закон от 12 февраля 1993 года) при определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях"; в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях"*(4).
Таким образом, до 1 января 2015 г., как справедливо отметила правовед Е.А. Силкина, "и в первом, и во втором случае применялся один и тот же термин "общий трудовой стаж", однако при этом он употреблялся в различных значениях. По смыслу Закона от 12 февраля 1993 года термин "общий трудовой стаж" являлся более широким и включал периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также и иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, в том числе после 1 января 2002 года"*(5).
Е.А. Силкиной также было выявлено наличие серьезных терминологических дефектов Закона от 12 февраля 1993 г., а именно она указала на то, что "на основании п. "а" ч. 1 ст. 45 данного Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначенные на основании данного Закона, повышаются Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, на 100% размера пенсий. В связи с тем что члены семей указанных лиц, которые вправе получать пенсии по случаю потери кормильца на основании Закона от 12 февраля 1993 года, законодателем не перечислены в качестве лиц, имеющих право на повышение пенсии на 100 %, сформировалась практика ограничительного толкования данной нормы органами, осуществляющими социальное обеспечение"*(6). Как показывает судебная правоприменительная практика, по данному вопросу принимаются положительные решения в пользу членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
Вместе с тем, принимаемые по конкретным делам судебные акты не могут быть рассмотрены в качестве источника права, так как они не создают новых норм права и не оказывают какого-либо существенного влияния на законодателя с точки зрения обязательности внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. В отношении иных видов судебных актов (решений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации) автор разделяет точку зрения правоведа Е.В. Медведевой, которая справедливо указывает на то, что "следует согласиться с мнением отдельных ученых, что фактически источниками права считаются постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части подготовки разъяснений действующего законодательства Российской Федерации и решения Конституционного Суда Российской Федерации в части признания не действующими или неконституционными отдельных положений законодательства Российской Федерации*(7).
Проведенный анализ позволяет сделать значимый вывод о том, что нормы, регулирующие вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в общей системе российского права составляют межотраслевой комплексный институт, урегулированный нормами различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, права социального обеспечения, военного права и др.).
Под пенсией по случаю потери кормильца, назначаемой лицам из числа членов семей погибших (умерших) военнослужащих, понимается ежемесячная денежная выплата, производимая за счет средств федерального бюджета в счет возмещения вреда (или ущерба), связанного с гибелью (смертью) кормильца в период прохождения им военной службы, при этом данный вид выплаты является основным или одним из основных источников средств существования члена семьи, потерявшего кормильца в период военной службы. Если военнослужащий погибает (умирает) при исполнении служебных обязанностей, то законодатель в лице органа, осуществляющего социально-пенсионное обеспечение, предусмотрел еще один вид ежемесячной выплаты членам его семьи, отличный от пенсионного обеспечения. Так, согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 названной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Вопросы применения указанной нормы являлись предметом и судебных разбирательств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о заключении брака от 7 июля 1978 г. между М. и А. (в браке - М.) заключен брак. М. с 31 июля 1975 г. проходил военную службу в звании старшего лейтенанта учебного авиационного полка и погиб 12 мая 1982 г. в результате катастрофы самолета. Смерть М. связана с исполнением обязанностей военной службы. Согласно свидетельству о заключении брака от 10 октября 1985 г. между Б. и М. (в браке - Б.) заключен брак.
Б. обратилась в военный комиссариат Иркутской области с заявлением о назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, поскольку на день гибели военнослужащего М. она являлась его супругой и достигла установленного законом возраста (50 лет). Письмом военного комиссариата Иркутской области от 10 января 2013 г. направленные Б. документы для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, были возвращены ей с разъяснением об отсутствии у центра социального обеспечения военного комиссариата Иркутской области оснований для назначения и выплаты Б. ежемесячной денежной компенсации в связи с тем, что она вступила в повторный брак.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Б. об обязании ответчика назначить ей ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, с 1 января 2012 г. в соответствующем размере с последующей индексацией, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ право вдовы супруга-военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, на получение установленной ч. 9 данной статьи ежемесячной денежной компенсации связано с наличием двух необходимых условий: с наличием зарегистрированного брака между военнослужащим и его супругой на день гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы и с достижением пережившей супругой установленного законом возраста 50 лет. При этом, по мнению суда, то обстоятельство, что после смерти супруга-военнослужащего М. его вдова М. вступила в брак с Б., не имеет юридического значения, поскольку в Федеральном законе от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ отсутствует норма, ограничивающая право супруги военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, на получение указанной компенсации при вступлении после гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы в повторный брак. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании за Б. права на получение ежемесячной денежной компенсации как членом семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, ошибочны и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Согласно п. 1 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3, и ежемесячной денежной компенсации, установленной чч. 9 и 10 ст. 3, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную чч. 9 и 10 ст. 3, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом. Постановлением Правительства Российской Федерации "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 22 февраля 2012 г. N 142 утверждены Правила выплаты соответствующей компенсации для случаев, когда пенсионное обеспечение осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Правила). Правила устанавливают основания, перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации, сроки рассмотрения документов уполномоченным органом и принятия решения, порядок пересмотра размера компенсации и прекращения ее выплаты.
В соответствии с подп. "б" п. 2 Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы. Для назначения ежемесячной денежной компенсации член семьи умершего (погибшего) военнослужащего подает в уполномоченный орган соответствующее заявление с приложением к нему документов, перечисленных в п. 4 Правил, в том числе документов, подтверждающих право членов семьи на указанную компенсацию: копии свидетельства о заключении брака, копий свидетельств о рождении детей и др. Из содержания приведенных нормативных положений следует, что супруга (супруг), претендующая на данную выплату, должна не только на дату гибели (смерти) военнослужащего состоять с ним в зарегистрированном браке, но и на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган о назначении указанной выплаты, т.е. на момент реализации права на получение выплаты, являться членом его семьи. Иное противоречило бы назначению ежемесячной денежной компенсации - материальной поддержке государством членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы. Таким образом, Б. (М.), вступившая в новый брак, утратила статус члена семьи погибшего супруга - военнослужащего М., а потому не имеет права на получение ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью 12 мая 1982 г. супруга-военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы. Соответственно вывод суда о наличии у Б. права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, Судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права. Исходя из изложенного, вынесенные по данному делу судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций Судебная коллегия признает незаконными. Они вынесены с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Б. к военному комиссариату Иркутской области о назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанности военной службы, и индексации в установленном порядке ежемесячной денежной компенсации с учетом уровня инфляции*(8). При этом краткий анализ данного решения Верховного Суда Российской Федерации показал, что после обжалования военным комиссариатом решения Кировского районного суда г. Иркутска от 19 декабря 2013 г. было вынесено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 февраля 2014 г., т.е. решение суда вступило в законную силу 27 февраля 2014 г. Таким образом, на момент вступления решения суда в законную силу вышеназванный Закон действовал в редакции, не предусматривавшей условие о невступлении супруги погибшего военнослужащего в повторный брак. Только Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ, изданным после вступления решения суда в законную силу, п. 1 ч. 11 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, был после слов "имеет супруга (супруг)," дополнен словами "не вступившая (не вступивший) в повторный брак"*(9). В связи с изложенным, по мнению автора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая кассационную жалобу военного комиссариата, обязана была применить закон в редакции, действовавшей на момент совершения военным комиссариатом оспариваемых действий. При этом следует учитывать, что до внесения изменений в вышеназванный Закон Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации при разрешении подобных споров указывала, что в Законе "отсутствует норма, ограничивающая право супруга (супруги) умершего инвалида вследствие военной травмы на получение... компенсации при вступлении после смерти инвалида вследствие военной травмы в повторный брак"*(10).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст.ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального и пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В рассматриваемом случае автор полагает, что федеральный законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего вдова погибшего (умершего) военнослужащего, вступившая в повторный брак, просто не могла предвидеть в дальнейшем внесенное законодателем ограничение ее прав путем дополнения соответствующей нормы вышеназванного Закона словами "не вступившая (не вступивший) в повторный брак".
С учетом данного обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по мнению автора, данное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нельзя признать законным, так как вдова погибшего (умершего) военнослужащего право на ежемесячную денежную компенсацию уже реализовала путем обращения в суд за защитой своего социального права, при этом решение суда вступило в законную силу и было полностью реализовано в соответствии с действовавшим на тот момент времени законодательством.
Противоречивые позиции Верховного Суда Российской Федерации по одному и тому же правовому вопросу о существенных нарушениях норм материального права, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что ни о какой правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере социального и пенсионного обеспечения в Российской Федерации до сих пор, к сожалению, не существует.
Право членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, возникло с 1 января 2012 г. (даты вступления в силу данного Федерального закона) и не связано с датой гибели (смерти) военнослужащего.
Так, решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, удовлетворены требования Б. А. к учреждению социальной защиты о назначении ей ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе представителя Федеральной службы по труду и занятости, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, признала состоявшиеся по делу судебные постановления законными по следующим основаниям. В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ) в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 данной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются лица, указанные в ч. 11 ст. 3 этого Закона, в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами (подп. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ).
Федеральный закон N 306-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г. (ст. 7 данного Закона). Согласно подп. "б" п. 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной чч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 (далее - Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации), члены семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, для назначения ежемесячной денежной компенсации подают в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также копию документа, удостоверяющего личность, копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы; документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (для родителей, в частности, копия свидетельств о рождении детей), справку, подтверждающую факт получения членом семьи пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ и Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, пришел к выводу о том, что факт гибели Б.П. при исполнении обязанностей военной службы подтверждается собранными по делу доказательствами (архивной справкой, извещением о гибели Б.П., телеграммой Б.Л. (отцу) о гибели сына при исполнении обязанностей военной службы, актом судебно-медицинского исследования), в связи с чем признал за Б.А., достигшей возраста 50 лет, являющейся инвалидом, право на получение ежемесячной денежной компенсации как члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, обязав ответчика назначить ей данную ежемесячную выплату с 1 января 2012 г. с индексацией суммы в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что доводы ответчика о нераспространении на Б.А. положений Федерального закона N 306-ФЗ в связи с гибелью ее сына до принятия данного Закона основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку дата вступления в силу Федерального закона N 306-ФЗ - 1 января 2012 г. - определяет, с какого момента у матери военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, возникает право на получение ежемесячной денежной компенсации, а не связывает возникновение такого права с датой наступления гибели (смерти) военнослужащего.
Удовлетворяя иск Б.А. о признании за ней права на назначение ежемесячной денежной компенсации как члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы до 1 января 2012 г., суд правильно истолковал подлежащие применению нормы материального права, а именно положения ч. 9 ст. 3 во взаимосвязи с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 306-ФЗ, что соответствует конституционным принципам равенства граждан перед законом, гарантированного ст. 19 Конституции Российской Федерации, равному положению лиц, принадлежащих к одной и той же категории (члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы) и оказавшихся в сходных ситуациях.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы до введения в действие Федерального закона N 306-ФЗ, т.е. до 1 января 2012 г., так же как и члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы после 1 января 2012 г., имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 данного Закона. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории (члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы), в зависимости от даты гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы*(11).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Воронов А.Ф. О процессуальном положении членов семей военнослужащих в делах о защите прав военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 12.
*(2) Казанбекова Д.Р. Процессуальные особенности рассмотрения споров, связанных с пенсионным обеспечением: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 4.
*(3) Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ названный Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
*(4) В редакции, действующей с 1 января 2015 г.
*(5) Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 20.
*(6) Силкина Е.А. Указ. соч. С. 21.
*(7) Медведева Е.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в Российской Федерации: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 21-22.
*(8) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. N 66-КГ14-9.
*(9) Данные изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
*(10) Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N 8-КГ13-9.
*(11) Пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых правовых вопросах, возникающих в сфере реализации социальных прав вдов погибших (умерших) военнослужащих
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 8, август 2015 г.