Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, бывших граждан Украины, проходивших военную службу в Республике Крым и г. Севастополь до 18 марта 2014 года
(комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 года N 428)
Д.Ю. Гайдин,
юрисконсульт воинской части
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г., 19-23.
24 августа 2016 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" (далее - Указ N 428), из названия которого не представляется возможным уяснить его конкретное содержание. Вместе с тем указанный правовой акт имеет очень большое значение для правоприменительной практики в сфере жилищного обеспечения узкой, но многочисленной категории военнослужащих, представляющих особый интерес для государства. Речь идет о военнослужащих - гражданах Российской Федерации, которые до 18 марта 2014 г. проходили военную и специальную службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя. В настоящей статье предпринята попытка дать научно-практический комментарий к Указу в целях выявления содержания его действия по времени и кругу лиц.
Для начала необходимо совершить небольшой экскурс в генезис проблемы. Как известно, Республика Крым, в которой г. Севастополь имеет особый статус, сначала была признана Российской Федерацией в качестве суверенного и независимого государства*(1). Затем был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов*(2). И наконец, 20 марта 2014 г. Государственная Дума приняла, а 21 марта 2014 г. Совет Федерации одобрил, и Президент Российской Федерации рассмотрел и подписал федеральный закон о ратификации указанного международного Договора*(3), а также Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"*(4).
Еще до официального принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и г. Севастополя глава нашего государства позаботился об обеспечении преемственности военной службы в Украине для правового статуса военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту в Российской Федерации, издав Указ N 164, в соответствии с которым воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, и органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов*(5). Как справедливо указывал В.М. Корякин, данный Указ является неотложной, но не единственной мерой, направленной на создание правовых условий для полного и своевременного выполнения всего комплекса задач, связанных с включением военной инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя в состав военной организации Российской Федерации. Для решения данной задачи требуется осуществить ряд дополнительных мер нормотворческого характера по внесению изменений и дополнений в действующее военное законодательство. Например, необходимо уточнение военного законодательства и в части, касающейся жилищного обеспечения рассматриваемой категории военнослужащих. В этих целях В.М. Корякиным предлагалось ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнить нормами, предусматривающими, что все бывшие украинские военнослужащие, поступившие на военную службу в воинские формирования Российской Федерации, на весь период прохождения военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а при увольнении с военной службы им предоставляется жилищная субсидия на строительство или приобретение жилья. В накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения следует включать только тех граждан, которые будут впервые поступать на военную службу. Реализация указанной меры нормотворческого характера позволит создать правовые условия для непротиворечивой, безболезненной адаптации к условиям российской военной организации бывших военнослужащих Украины, пожелавших послужить России*(6).
Нельзя не согласиться с приведенной позицией ведущего ученого и правоведа в области социального обеспечения военнослужащих. Предоставление жилых помещений по-прежнему является насущной проблемой военной организации государства. Особую актуальность она приобрела для военнослужащих Республики Крым и г. Севастополя, долгое время практически никак не обеспечиваемых жильем, с нетерпением ожидающих удовлетворения их жилищных потребностей новыми органами государственной власти и надеющихся на сохранение и справедливую реализацию предусмотренных для них ранее льгот и социальных гарантий. Необходимость специального нормативного регулирования вопросов жилищного обеспечения указанных военнослужащих вызвана очевидной противоречивостью применения к ним норм действующего законодательства, согласно которому военнослужащие рассматриваемой категории должны в обязательном порядке включаться в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих*(7). Однако данная форма жилищного обеспечения, по нашему мнению, не позволит в полной мере удовлетворить потребность в жилище военнослужащих старше 40 лет*(8).
Разрешить возникшую правовую коллизию призван Указ N 428. Вопрос о том, почему выполнение данной задачи осуществлено в рамках "указного права" следовало бы рассмотреть и осветить правоведам в других публикациях, если, конечно, он вызывает какой-то интерес. Мы перейдем к практической части настоящей статьи.
Указ N 428 носит императивный характер и первым пунктом обязывает федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечивать жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, ранее проходивших военную службу (службу) в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя:
- воинских частях вооруженных сил Украины;
- воинских формированиях Украины;
- правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба;
- органах военного управления Республики Крым;
- воинских формированиях Республики Крым;
- региональных органах Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины.
Указанных военнослужащих предписано обеспечивать в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту. Таким образом, по объему прав на жилищное обеспечение военнослужащие-граждане, проходившие до 18 марта 2014 г. военную и специальную службу в Украине, приравнены к остальным военнослужащим. Интересно обратить внимание на формулировку первого пункта Указа N 428, связывающую с датой 18 марта 2014 г. не прохождение военной службы, а дислоцирование (расположение) воинских частей, формирований и органов Украины и Республики Крым. В качестве временного критерия прохождения военной службы в Указе N 428 использовано слово "ранее". Таким образом, действующие военнослужащие, проходившие военную или специальную службу в указанных выше подразделениях и уволенные из них до 18 марта 2014 г., также попадают под действие Указа N 428. Напротив, на военнослужащих, проходивших военную или специальную службу в подразделениях, дислоцированных (расположенных) за пределами Республики Крым, действие Указа N 428 не распространяется. Такие военнослужащие обеспечиваются жильем без учета специальных нормативных оговорок, установленных Указом N 428. В чем же они заключаются?
Собственно Указ N 428 и предназначен для установления специальной нормы, направленной на адаптацию военнослужащих, проходивших военную и специальную службу в Республике Крым до ее включения в состав Российской Федерации, к условиям действующего законодательства в сфере жилищного обеспечения военнослужащих. Напомним, что военнослужащие по способам и формам их жилищного обеспечения дифференцированы на несколько категорий в зависимости от даты поступления на военную службу по контракту, даты получения первого офицерского воинского звания в связи с окончанием военной образовательной организации и общей продолжительности военной службы.
Пунктом 2 Указа N 428 установлено, что для определения способа и формы жилищного обеспечения военнослужащих, указанных в п. 1, учитываются дата поступления на военную службу в вооруженные силы, воинские формирования и правоохранительные органы Украины или на службу в Государственную службу специальной связи и защиты информации Украины, а также дата получения первого воинского звания офицера (специального звания) и дата окончания военной образовательной организации в Украине. Соответственно, общая продолжительность военной службы отсчитывается от указанных дат.
Таким образом, военнослужащие, указанные в п. 1 Указа N 428, подлежат жилищному обеспечению в следующем порядке.
Субсидией для приобретения или строительства жилого помещения либо жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства обеспечиваются военнослужащие-граждане, заключившие контракт о прохождении военной (специальной) службы в Украине до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных организаций) и признанные нуждающимися в жилых помещениях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, а в случае признания нуждающимися в жилых помещениях - по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более или при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более субсидией для приобретения или строительства жилого помещения либо жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства обеспечиваются:
- военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной образовательной организации и получения в связи с этим офицерского воинского звания в Украине начиная с 1 января 1998 г.;
- офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы (специальной службы) в Украине после 1 января 1998 г.;
- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу (специальную службу) по контракту в Украине после 1 января 1998 года;
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в закрытых военных городках.
Пунктом 3 Указа N 428 определен порядок принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих, состоявших на аналогичном учете до принятия Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, принимают на учет военнослужащих, указанных в п. 1 Указа N 428, только при наличии у них оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленных ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом сохраняется дата постановки на учет в Украине. Здесь следует отметить, что основания, по которым военнослужащие были изначально приняты на учет в Украине, достаточно существенно отличаются от оснований, предусмотренных действующим жилищным законодательством Российской Федерации. Фактический пересмотр прав на жилищное обеспечение приведет к невозможности принятия на учет многих военнослужащих, ранее состоявших на учете в Украине.
Тем не менее представляется, что по каждому военнослужащему, состоявшему на учете, уполномоченным органом должно быть принято отдельное решение о принятии или об отказе в принятии на учет в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 и (или) нормативными правовыми актами.
Библиографический список:
Корякин В.М. Процессы интеграции военной инфраструктуры Крыма в состав военной организации Российской Федерации нуждаются в серьезном правовом обеспечении [Текст] / B.М. Корякин // Военно-юридический журнал. - 2014. - N 8. - C. 3-6.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента Российской Федерации "О признании Республики Крым" от 17 марта 2014 г. N 147.
*(2) Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 г.).
*(3) Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ.
*(4) Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ.
*(5) Указ Президента Российской Федерации "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы" от 20 марта 2014 г. N 164.
*(6) Корякин В.М. Процессы интеграции военной инфраструктуры Крыма в состав военной организации Российской Федерации нуждаются в серьезном правовом обеспечении // Военно-юрид. журн. 2014. N 8. С. 3-6.
*(7) В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ основанием для включения в реестр участников НИС офицеров, прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., является соответственно заключение первого контракта и достижение общей продолжительности военной службы по контракту три года. Контракты о прохождении военной службы в Российской Федерации, заключенные офицерами, прапорщиками и мичманами, проходившими до 18 марта 2014 г. военную и специальную службу в украинских подразделениях, располагавшихся на территории Республики Крым и г. Севастополя, для указанных военнослужащих являются первыми.
*(8) Указанная экспертная оценка сделана исходя из расчета предполагаемой суммы накоплений для жилищного обеспечения участника НИС по текущему размеру накопительного взноса, составляющего 245,88 тыс. руб. Если учитывать, что военнослужащий в звании до полковника или капитана I ранга включен в НИС в возрасте 40 лет, то по достижении предельного возраста пребывания на военной службе размер его накоплений составит порядка 3 млн. руб. Для сравнения, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, такой же военнослужащий, не являющийся участником НИС, признанный нуждающимся в жилом помещении и имеющий состав семьи в количестве 3 человек (среднестатистический показатель), может получить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения в размере как минимум 3 717 079,2 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гайдин Д.Ю. Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Республике Крым
Gaydin D.J. On providing military residential quarters, Russian citizens, passing military service under the contract in the Republic of Crimea
Д.Ю. Гайдин - юрисконсульт воинской части
D.J. Gaydin
В статье изложен краткий научно-практический комментарий к нормативному правовому акту Президента РФ.
The article presents brief scientific and practical commentary to the regulatory legal act of the Russian President.
Ключевые слова: жилищное обеспечение военнослужащих, Республика Крым, нуждаемость в жилье.
Key words: housing for servicemen, Republic of Crimea, neediness in housing.
Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, бывших граждан Украины, проходивших военную службу в Республике Крым и г. Севастополь до 18 марта 2014 года (комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 года N 428)
Автор
Д.Ю. Гайдин - юрисконсульт воинской части
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г.