Правовое определение содержания понятия "военное имущество"
А.В. Баженов,
адъюнкт кафедры уголовного права Военного университета
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г., 30-36.
Исполнение обязанностей военной службы в большинстве случаев сопряжено с использованием специальных материальных средств - военного имущества.
Важность обеспечения сохранности военного имущества обусловила установление специальных мер уголовной ответственности за нарушение порядка его сбережения.
В одной из предыдущих статей автор указывал, что система мер уголовной ответственности за нарушение порядка сбережения военного имущества (система преступлений против порядка сбережения военного имущества) включает в себя как общеуголовные, так и специальные нормы.
Уголовная ответственность за нарушение порядка сбережения оружия, боеприпасов и военной техники предусмотрена ст.ст. 346-348 УК РФ, входящими в систему специальных составов преступлений против военной службы.
Привлечение к уголовной ответственности за нарушение порядка сбережения иного военного имущества происходит на основании общеуголовных норм, предусмотренных ст.ст. 167-168 УК РФ*(1).
При этом важное значение для правоприменения указанных статей УК РФ имеют вопросы определения понятия "военное имущество" и порядка его оборота.
Особенности учета, хранения, высвобождения и оборота военного имущества можно выделить с помощью анализа нормативных правовых актов, регламентирующих само содержание понятия "военное имущество", а также порядок его обращения.
Военное имущество в полном объеме является государственной собственностью. К правовым основаниям для определения военного имущества в качестве государственной собственности можно отнести пп. 1 и 5 ст. 214 ГК РФ (ч. 1).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 5 указанной статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
До настоящего времени такой закон не принят. Применяется Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-I (в редакции от 24 декабря 1993 г.) (далее - Постановление).
Так, в соответствии с п. 1 данного документа объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пункт 2 разд. II "Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности" (приложение 1 к Постановлению) соответственно относит к федеральной собственности имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Раздел III приложения 1 к Постановлению к федеральной собственности относит также объекты оборонного производства, которые включают в себя:
1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.
2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Кроме перечисленных выше нормативных правовых актов, важное место в определении правового статуса военного имущества и порядка обращения с ним занимает Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-I (в редакции от 8 марта 2015 г.).
В соответствии со ст. 5 данного Закона государственную тайну составляют, в частности, сведения в военной области:
- о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
- о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
- о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
Из приведенных положений следует, что определенные действия, связанные с хранением, перемещением, использованием военного имущества, не подлежат разглашению, так как сопряжены с выполнением мероприятий, отнесенных к государственной тайне.
Во многих нормативных правовых актах содержатся определение понятия "военное имущество" и критерии отнесения конкретных видов имущества к данной категории.
Так, в соответствии со ст.ст. 1 и 2 Федерального закона "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) к военному недвижимому имуществу относятся здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Определение недвижимого военного имущества содержится также в Постановлении Правительства Российской Федерации "О Порядке высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формирований и органов" от 24 июня 1998 г. N 623 (в редакции от 23 декабря 2011 г.).
Так, в соответствии с п. 2 Порядка высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формирований и органов, утвержденного указанным Постановлением, "недвижимое военное имущество" - это недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формирований и органов, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Определение движимого военного имущества, а также наименования отдельных видов данного военного имущества содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" от 15 октября 1999 г. N 1165 (в редакции от 10 сентября 2016 г.).
Так, из содержания п. 1 Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, следует, что к категории движимого военного имущества отнесено движимое имущество (кроме вооружения и боеприпасов), закрепленное в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Виды такого имущества закреплены в Перечне высвобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденном вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации.
К данному имуществу, в частности, отнесены: авиационные двигатели, редукторы, запасные части и агрегаты к ним, а также агрегаты несущих систем летательных аппаратов; наземное оборудование и инструмент к летательным аппаратам, подвесные топливные баки; авиационное, радиоэлектронное, светотехническое и иное бортовое оборудование летательных аппаратов; аэронавигационное, радиотехническое, светотехническое и иное оборудование аэродромов, средства контрольно-проверочной аппаратуры наземного обеспечения систем летательных аппаратов, приспособления и запасные части для обеспечения эксплуатации и ремонта бортовых систем летательных аппаратов, приборы, системы и средства эксплуатации противолодочного, ракетно-артиллерийского вооружения, технические морские средства (барокамеры и т.д.) и морские животные для специальных целей (дельфины и т.д.); плавучие причалы и др.*(2)
Особенности реализации отдельных видов движимого военного имущества установлены Указом Президента Российской Федерации "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли" от 23 июля 1997 г. N 775 (в редакции от 10 июля 2014 г.), которым, в частности, разрешается федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, осуществлять реализацию высвобождаемого движимого военного имущества, перечень которого утверждается Правительством Российской Федерации, путем продажи на аукционе, посредством публичного предложения или без объявления цены на внутреннем рынке и реализацию указанного имущества, не относящегося к продукции военного назначения, на внешнем рынке через уполномоченные руководителями этих федеральных органов исполнительной власти подразделения, территориальные органы указанных федеральных органов или находящиеся в их ведении организации, а также привлекать для этих целей лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(3).
Указанные выше документы универсальны и распространяют свое действие на правоотношения, связанные с оборотом военного имущества, в любых органах, где предусмотрена военная служба.
Различными ведомственными нормативными правовыми актами понятие и порядок оборота военного имущества детализируется и уточняется.
Например, к таким актам следует отнести Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333.
Согласно данному Руководству военное имущество, как объект войскового (корабельного) хозяйства, включает в себя материально-техническую базу, вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности, а также земельные участки*(4).
Материально-техническая база включает в себя объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск.
К объектам хозяйственного назначения относятся: казарменно-жилищный фонд (каюты, кубрики), столовые (камбузы, кают-компании); хлебозаводы и хлебопекарни; бани и прачечные; склады (кладовые) и другие аналогичные объекты.
К объектам технического назначения относятся: коммунальные сооружения с оборудованием и инженерными сетями; парки (гаражи), мастерские; аэродромные и портовые сооружения, а также автомобильные дороги необщего пользования и железнодорожные пути необщего пользования с имеющимися погрузочно-разгрузочными устройствами; другие аналогичные объекты.
К объектам медицинского назначения относятся: лечебно-диагностические корпуса отдельных медицинских отрядов, здания медицинских рот (пунктов) соединений и воинских частей.
К объектам учебно-материальной базы боевой подготовки относятся: специально оборудованные и оснащенные здания (комплексы зданий) и сооружения, участки местности с расположенными на них сооружениями, предназначенные для проведения учебных занятий (учений, тренировок) по планам (программам) подготовки войск (сил), учебным планам (программам) подготовки слушателей (курсантов) образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.
К объектам учебно-материальной базы воспитательной работы относятся: клубы (культурно-досуговые центры), библиотеки, радиоузлы, комнаты (каюты) информирования и досуга, комнаты (каюты) воинской (боевой, военно-морской) славы (истории), музеи, центры (пункты) психологической разгрузки, телевизионные центры, кино- и видеообъединения, кино- и видеопрокатные пункты и другие аналогичные объекты.
К объектам учебно-материальной базы службы войск относятся: учебные классы, караульные городки.
К материальным ценностям относятся все виды вооружения, военной и специальной техники, боеприпасы, горючее и смазочные материалы, продовольствие, вещевое имущество и другие материальные ценности*(5).
Из приведенного перечня следует, что военное имущество в широком понимании представляет собой обширный перечень предметов, устройств и приспособлений, используемых в повседневной деятельности войск и предназначенных для обеспечения как специальных задач, так и насущных бытовых потребностей.
Основным критерием для отнесения тех или иных материальных средств к категории военного имущества в широком смысле данного понятия будет служить факт нахождения конкретного имущества на балансе (в хозяйственном ведении, оперативном управлении) соответствующей воинской части, организации, учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов и воинских формирований, в которых законом предусмотрена военная служба.
Концепция управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная Министром обороны Российской Федерации 2 октября 2013 г., под военным имуществом понимает движимое и недвижимое имущество, в том числе объекты капитального строительства, находящиеся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, имущество подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, акции открытых акционерных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий. При этом в данном документе понятия "военное имущество" и "имущество Вооруженных Сил" рассматриваются в качестве равнозначных.
Правовым основанием для реализации права собственности на военное имущество является ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 214 и ст. 125 данного Кодекса от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Применительно к Министерству обороны Российской Федерации актом, определяющим его полномочия по реализации права собственности на военное имущество, является Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16 августа 2004 г. N 1082 (в редакции от 1 апреля 2016 г.), которым утверждено Положение об этом органе.
Так, в соответствии с подп. 56 и 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации оно осуществляет следующие полномочия:
- обеспечивает в Вооруженных Силах Российской Федерации учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил;
- осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно подп. 36, 45, 47 п. 10 названного Положения Министр обороны Российской Федерации:
- определяет порядок списания с учета вооружения, военной и специальной техники, специальных средств и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации, исключения из состава Военно-Морского Флота и перевода из одного класса в другой кораблей и судов Военно-Морского Флота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации особенности бухгалтерского учета в Вооруженных Силах;
- утверждает номенклатуру специальной техники и материальных средств, в отношении которых Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения контрактов по государственному оборонному заказу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 установлены функции Министерства обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Схожие по своей сути нормы применительно к Федеральной службе охраны Российской Федерации содержит Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации" от 7 августа 2004 г. N 1013 в (редакции от 1 апреля 2015 г.).
В соответствии с подп. 60, 67, 69 п. 12 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации ФСО России:
- осуществляет в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным ФСО России;
- реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, владения, пользования и распоряжения (оперативного управления) недвижимым и движимым имуществом органов государственной охраны, находящимся в федеральной собственности; осуществляет содержание, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов, закрепленных за ФСО России;
- ведет учет имущества органов государственной охраны, сведения о котором составляют государственную тайну.
Аналогичные нормы определяют порядок реализации права собственности на военное имущество в других федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, проведенный анализ отдельных нормативных правовых актов, регламентирующих содержание понятия "военное имущество" и особенности его оборота, позволяет сделать следующие выводы.
Общие положения, связанные с особенностями учета, хранения, высвобождения и оборота военного имущества, закреплены в федеральных нормативных правовых актах (федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации). Ведомственными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, данные положения детализируются.
Военное имущество в широком понимании представляет собой обширный перечень предметов, устройств и приспособлений, используемых в повседневной деятельности войск и предназначенных для обеспечения как специальных задач, так и насущных бытовых потребностей. Военное имущество можно подразделить на движимое и недвижимое.
Все военное имущество является государственной федеральной собственностью и отнесено к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов исполнительной власти и решения общероссийских задач.
Информация об определенных действиях, связанных с хранением, перемещением, использованием военного имущества, не подлежит разглашению, так как эти действия сопряжены с выполнением мероприятий, отнесенных к государственной тайне.
Библиографический список:
1. Ахметшин Х.М. Военно-уголовное право [Текст]: учеб. / Х.М. Ахметшин [и др.]. - М.: За права военнослужащих, 2008.
2. Баженов А.В. Уголовная ответственность военнослужащих за нарушение порядка сбережения военного имущества [Текст] / А.В. Баженов // Право в Вооруженных Силах: Военно-правовое обозрение. - 2016. - N 1 (Вкладка "Военно-уголовное право". 2016.) - С. 104.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно см.: Баженов А.В. Уголовная ответственность военнослужащих за нарушение порядка сбережения военного имущества // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 1. (Вкладка "Военно-уголовное право").
*(2) Всего данный перечень содержит 117 наименований видов военного имущества.
*(3) Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. N 775.
*(4) Пункт 1 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации.
*(5) Пункт 3 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Баженов А.В. Правовое определение содержания понятия "военное имущество" в соотношении с особенностями уголовной ответственности военнослужащих за нарушение порядка его сбережения
Bazhenov A.V. Legal definition of the concept of "military property" in relation to the peculiarities of criminal liability for the violation of the military order of his savings
А.В. Баженов - адъюнкт кафедры уголовного права Военного университета
A.V. Bazhenov - Associate chair of Criminal law Military University of the defense Ministry
В статье проводится анализ нормативных правовых актов, регламентирующих содержание понятия "военное имущество" и особенности его правового статуса.
The article analyzes the normative legal acts regulating the concept of "military equipment" and the peculiarities of its legal status.
Ключевые слова: военное имущество, порядок сбережения, оружие, боеприпасы, предметы военной техники, уголовная ответственность.
Key words: military equipment, savings, weapons, ammunition, items of military equipment, criminal liability.
Правовое определение содержания понятия "военное имущество"
Автор
А.В. Баженов - адъюнкт кафедры уголовного права Военного университета
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9-10, сентябрь-октябрь 2016 г.