Изменения в закупках образовательных организаций
Т. Комиссарова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 61-69.
Образовательные организации для обеспечения своих потребностей закупают товары и услуги в соответствии с двумя законами: Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-Ф3). Сегодня расскажем, что изменилось в этих законах совсем недавно и чего ждать в 2017 году.
Нельзя осуществлять закупки, не включенные в план-график
Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять планирование закупочной деятельности. Делается это посредством составления планов закупок и планов-графиков. Последний документ содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием для осуществления закупок.
С 01.01.2017 образовательные организации не смогут осуществить закупки, не включенные в план-график, поскольку с этой даты вступает в силу ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, прямо запрещающая такие закупки. Если с нового года игнорировать положение данной нормы, не исключено привлечение к административной ответственности.
Отметим, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ст. 7.30 КоАП РФ была дополнена новыми составами административных правонарушений. Так, в силу ч. 1.5 этой статьи за размещение в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки должностному лицу грозит административный штраф в размере 30 000 руб. Такой же штраф придется заплатить и в случае осуществления закупки, не предусмотренной планом-графиком (ч. 1.6).
Соответственно, в 2017 году внимательнее относитесь к плану-графику и тщательнее продумывайте закупки или же своевременно корректируйте его при необходимости закупить товары, работы или услуги, не включенные в него.
К сведению. Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг утверждены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015:
- N 553 - для федеральных образовательных организаций;
- N 554 - для муниципальных организаций и организаций субъекта РФ.
А Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168 установлены правила размещения в ЕИС планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как указывать наименование объекта закупки?
С 01.01.2017 наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 6 данной статьи порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ. Но пока соответствующего нормативного акта нет.
Однако в настоящее время Минэкономразвития реализован первый этап по созданию такого каталога. Сейчас он содержит описание более 30 000 товаров, работ, услуг. Кроме этого, уже разработана информационная система по его ведению (предусматривает возможность применения шаблонов описания товаров (работ, услуг)). Такой шаблон включает название товаров (работ, услуг) с обязательным указанием характеристик описываемых товаров (работ, услуг), а также концепцию каталога (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 N ОГ-Д28-3603).
По мнению названного ведомства, высказанному в Письме от 16.05.2016 N ОГ-Д28-5983, с введением каталога отпадет необходимость подробного описания объекта закупки.
Идентификационный код закупки
На основании ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ идентификационный код закупки указывается:
в плане закупок и плане-графике;
в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
в документации о закупке;
в контракте;
в иных документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. С 01.01.2017 вводится обязанность указания в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационного кода закупки (п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию.
Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 N 422.
Обязанность общественного обсуждения закупок
Согласно ст. 20 Закона N 44-ФЗ, вступающей в силу с 2017 года, некоторые закупки должны проходить общественное обсуждение. Случаи и порядок такого обсуждения определены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835, которое также вступает в силу с 2017 года.
В соответствии с названным постановлением общественное обсуждение должно проводиться в отношении закупок с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) более 1 млрд. руб., осуществляемых с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Однако правительством все-таки сделаны исключения. Представим их на схеме.
/-----------------------\ /-------------------------------------------\
| Общественному | |...с применением закрытых способов |
|обсуждению не подлежат |----|определения поставщиков (подрядчиков, |
|закупки, осуществляемые| |исполнителей) |
| | \-------------------------------------------/
| | /-------------------------------------------\
| |----|...в рамках государственного оборонного |
| | |заказа |
| | \-------------------------------------------/
| | /-------------------------------------------\
| | |...путем проведения повторного конкурса, |
| |----|электронного аукциона (в случае его |
| | |проведения на основании ч. 4 ст. 71 Закона |
| | |N 44-ФЗ без изменения объекта закупки), |
| | |запроса предложений |
| | \-------------------------------------------/
| | /-------------------------------------------\
| | |...путем проведения запроса котировок в |
| |----|целях оказания гуманитарной помощи либо |
| | |ликвидации последствий чрезвычайных |
| | |ситуаций природного или техногенного |
| | |характера в соответствии со ст. 82 Закона |
| | |N 44-ФЗ |
\-----------------------/ \-------------------------------------------/
Обязательное общественное обсуждение может проводиться двумя способами:
- на сайте ЕИС в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок";
- в виде очных публичных слушаний.
Обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком (ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ).
По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены в соответствии со ст. 36 Закона N 44-ФЗ (ч. 3 ст. 20 этого закона).
Примечание. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, определенным Правительством РФ, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок, а также порядок такого обсуждения.
Отметим, что сейчас тоже осуществляется общественное обсуждение закупок, только проводится оно в порядке, регламентированном Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 N 795*(1).
Расширение функций ЕИС
С 2016 года заказчики обязаны осуществлять закупки через сайт ЕИС. Данная система обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок. Напомним, что до конца 2015 года они работали на официальном сайте для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Существенных изменений в работе заказчиков не произошло. Однако в настоящее время ЕИС выполняет не все функции, предусмотренные Законом N 44-ФЗ. А вот с 2017 года согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ ЕИС должна позволять контролировать соблюдение следующих соответствий.
/---------------------------------\ /-------------------------------\
|Информация об объеме финансового | | Информация об объеме |
| обеспечения, включенная в планы |-----| финансового обеспечения для |
| закупок | | осуществления закупок, |
| | | утвержденном и доведенном до |
| | | заказчика |
\---------------------------------/ \-------------------------------/
/---------------------------------\ /-------------------------------\
| Информация, включенная в |-----| Информация, содержащаяся в |
| планы-графики закупок | | планах закупок |
\---------------------------------/ \-------------------------------/
/---------------------------------\ /-------------------------------\
| Информация, содержащаяся в | | Информация, содержащаяся в |
| извещениях об осуществлении |-----| планах-графиках |
| закупок, в документации о | | |
| закупках | | |
\---------------------------------/ \-------------------------------/
/---------------------------------\ /-------------------------------\
| Информация, отраженная в | | Информация, указанная в |
| протоколах определения |-----| документации о закупках |
| поставщиков (подрядчиков, | | |
| исполнителей) | | |
\---------------------------------/ \-------------------------------/
/---------------------------------\ /-------------------------------\
| Условия проекта контракта, | | Информация, содержащаяся в |
| направляемого в форме |-----| протоколе определения |
|электронного документа участнику | | поставщика (подрядчика, |
| закупки, с которым заключается | | исполнителя) |
| контракт | | |
\---------------------------------/ \-------------------------------/
/---------------------------------\ /-------------------------------\
| Информация о контракте, |-----| Условия контракта |
| включенная в реестр контрактов | | |
\---------------------------------/ \-------------------------------/
Обращаем внимание на то, что до конца 2016 года все образовательные организации, зарегистрированные на официальном сайте для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг должны зарегистрироваться в ЕИС в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Казначейства РФ от 30.12.2015 N 27н, то есть пройти своего рода перерегистрацию.
Определение мониторинга закупок
С 2017 года вступает в силу ч. 1 ст. 97 Закона N 44-ФЗ, в которой дается определение мониторингу закупок: система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.
Напомним, что мониторинг осуществляется в целях оценки степени достижения целей осуществления закупок, обоснованности закупок по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 N 1193*(2).
В частности, мониторинг будет выполнять Минэкономразвития с помощью ЕИС. Ведомство на постоянной основе будет собирать, обобщать, систематизировать и оценивать информацию:
об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков закупок, содержащуюся в ЕИС;
поступающую от федеральных органов исполнительной власти;
содержащуюся в письмах и обращениях, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юридических лиц, включая результаты общественного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере закупок;
о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся вопросов осуществления закупок.
Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется в Правительство РФ и содержит оценку эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. На основании мониторинга будут определяться меры по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Сводный аналитический отчет подлежит размещению в ЕИС.
Расширены контрольные функции Казначейства
Согласно ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ контролирующими органами в сфере закупок являются, в частности, Казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. Они осуществляют контроль в пределах своих полномочий.
Однако 01.01.2017 вступит в силу ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в которой конкретизировано, что они будут контролировать соответствие:
1) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок:
- в планах-графиках - информации в планах закупок;
- в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках - информации в планах-графиках;
- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - информации в документации о закупках;
- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- в реестре контрактов - условиям контрактов.
В связи с этим с нового года вступает в силу и порядок осуществления такого контроля, в том числе порядок действий при выявлении несоответствия контролируемой информации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367.
Так, если Казначейством или финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований будет выявлено несоответствие контролируемой информации, они вправе:
направить заказчикам протокол с указанием выявленных нарушений. В таком случае заказчики не размещают информацию в ЕИС до устранения нарушения и прохождения повторного контроля;
сформировать отметку о несоответствии контролируемой информации, не подлежащей размещению в ЕИС, и направить протокол с указанием выявленных несоответствий в течение трех рабочих дней со дня направления объекта контроля на согласование в орган контроля.
Закон N 223-ФЗ: что изменится?
Основное новшество - это то, что с 2017 года из-под действия данного закона выводятся государственные и муниципальные унитарные предприятия. С 01.01.2017 при закупках они должны будут руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ. Однако для названных организаций все-таки оставили два случая, когда они могут закупать товары, работы или услуги, руководствуясь Законом N 223-Ф3:
1) закупки, проводимые за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными), а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) закупки, проводимые в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия (исключение составляют случаи исполнения контракта, заключенного в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по распоряжению Правительства РФ или Президента РФ).
К сведению. В настоящее время Минэкономразвития подготовлен законопроект, согласно которому на автономные учреждения в случае осуществления закупок за счет бюджетных средств с 01.01.2017 планируется распространить положения Закона N 44-ФЗ (Письмо от 21.09.2016 N Д28и-2440).
Поэтому уже сейчас МУП и ГУП должны:
- создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона N 44-ФЗ;
- осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы согласно требованиям Закона N 44-ФЗ;
- зарегистрироваться в ЕИС.
Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства
Законом N 223-Ф3 установлена обязанность отдельных организаций осуществлять закупки у организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП). Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 осуществлять такие закупки обязаны в том числе бюджетные и автономные организации, у которых годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, составляет более 2 млрд. руб.
01.01.2017 вступит в силу ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой образовательные организации - заказчики должны будут руководствоваться Законом N 44-ФЗ при осуществлении закупок, если:
не выполнили обязанность по проведению закупок у СМП в течение календарного года в объеме, установленном Постановлением Правительства РФ N 1352;
разместили недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП, включенную в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ;
не разместили отчет об объеме закупок у СМП в ЕИС.
В названных случаях будет считаться, что заказчик с 1 февраля очередного года и до завершения такого года не разместил положение о закупках. Следовательно, он не может руководствоваться Законом N 223-ФЗ.
* * *
Итак, с 2017 года вступает в силу несколько новых положений как в Законе N 44-ФЗ, так и в Законе N 223-ФЗ. Для участников контрактной системы вводится обязанность общественного обсуждения закупок, указания идентификационного кода, установлена ответственность за проведение закупок, не предусмотренных планом-графиком. Организациям, использующим Закон N 223-ФЗ, нужно проверить, осуществляют ли они закупки у СМП, и если да, то строго соблюдать объем таких закупок в 2017 году и размещать отчет в ЕИС. Иначе возможен перевод на применение Закона N 44-ФЗ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Действует до 31.12.2016.
*(2) Вступает в силу 01.01.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"