Нужно ли иметь официально изданные санитарные правила?
Е.Е. Каравайкина,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2016 г., с. 69-72.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, является административно наказуемым деянием. Означает ли это, что невыполнение предприятием общепита требования пп. "а" п. 2.4 СП 1.1.1058-01*(1) о наличии официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью грозит ему (его должностным лицам) штрафными санкциями?
Предусмотренное пп. "а" требование - это требование, которое юридические лица и индивидуальные предприниматели должны выполнять в рамках проведения производственного контроля, направленного на соблюдение санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
О том, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны проводить производственный контроль, сказано в ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Данный документ регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Непосредственно производственному контролю в Федеральном законе N 52-ФЗ посвящена ст. 32, в которой озвучены три ключевых момента.
Производственный контроль осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг | Производственный контроль проводится в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом | Лица, на которые возложен производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления |
Таким образом, проведение производственного контроля обязательно, причем осуществлять его нужно своевременно и в полном объеме, ориентируясь при этом на порядок, который установлен соответствующим техническим регламентом, а если такового нет - санитарными правилами. Поскольку технический регламент о производственном контроле отсутствует, применению как раз подлежат СП 1.1.1058-01. Подтверждение этому можно найти у Роспотребнадзора (см. Письмо от 15.02.2012 N 01/1350-12-32).
В настоящее время санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, действуют на территории Российской Федерации до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
В СП 1.1.1058-01 (пп. "а" п. 2.4) сказано, что производственный контроль включает в себя в первую очередь наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью. Однако спешить выполнять это требование не стоит. Объясним почему.
В статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ перечислены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в рамках соблюдения требований указанного закона. На сегодняшний день список обязанностей таков:
выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
разработка и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
обеспечение безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществление производственного контроля (в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний) за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проведение работ по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и безвредности факторов среды обитания, а также разработка методов контроля за факторами среды обитания;
своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществление гигиенического обучения работников.
До 01.08.2011 представленный перечень содержал еще одну обязанность: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания. Данная обязанность "ликвидирована" Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, п. 4 ст. 71 которого предусмотрено следующее.
До внесения в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, пп. "а" п. 2.4 СП 1.1.1058-01 о том, что организации и ИП должны иметь официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью, противоречит положениям Федерального закона N 52-ФЗ, поэтому применению не подлежит. Данный вывод подтверждается и Определением ВС РФ от 12.09.2016 N АКПИ16-631, в котором высшим арбитром сделан такой вывод: согласно требованию Федерального закона N 242-ФЗ, имеющего большую юридическую силу, действие пп. "а" п. 2.4 СП 1.1.1058-01 фактически прекращено.
Кстати, в рамках рассмотрения административного дела исковое заявление ИП о признании недействительным пп. "а" п. 2.4 СП 1.1.1058-01 со ссылкой на противоречие оспариваемого нормативного положения действующему законодательству удовлетворено не было.
Поскольку формально не отмененная, но фактически не действующая часть нормативного правового акта основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов индивидуального предпринимателя или иных лиц повлечь не может, оспариваемое нормативное положение не может быть предметом судебной проверки.
* * *
Предприятию общественного питания не нужно выполнять требование пп. "а" п. 2.4 СП 1.1.1058-01 о наличии официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СП 1.1.1058-01. 1.1 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001. Введены в действие с 01.01.2002 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"