Правомерно ли аптечной организации относить при исчислении налога на прибыль потери в пределах норм естественной убыли, которые утверждены приказом Минздрава РФ от 20.07.2001 N 284, если этот приказ был принят до постановления Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 и не утвержден Министерством экономического развития РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если аптечная организация осуществляет изготовление лекарственных средств, то до утверждения норм естественной убыли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 Министерством здравоохранения РФ (которые должны быть утверждены по согласованию с Министерством экономического развития РФ) такая организация вправе применять нормы естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях, утвержденные приказом Минздрава РФ от 20.07.2001 N 284.
Обоснование вывода:
Согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относятся потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 установлен порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов (далее - Постановление N 814).
В соответствии с п. 2 Постановления N 814 разработка и утверждение норм естественной убыли по лекарственным, дезинфекционным, дезинсекционным и дератизационным средствам осуществляется Министерством здравоохранения РФ.
На основании п. 4 Постановления N 814 нормы естественной убыли утверждаются по согласованию с Министерством экономического развития РФ.
Министерство экономического развития и торговли РФ приказом от 31.03.2003 N 95 утвердило методические рекомендации по разработке норм естественной убыли. Но в настоящее время не все нормы естественной убыли разработаны и утверждены во исполнение Постановления N 814 (смотрите справку о нормах естественной убыли товаров).
При этом ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Таким образом, если нормы естественной убыли в соответствии с Постановлением N 814 не утверждены, но существуют утвержденные до 2002 года, то для расчета потерь от естественной убыли могут применяться нормы, утвержденные ранее (постановление ФАС Поволжского округа от 18.07.2013 N Ф06-6370/13 по делу N А65-23469/2012).
Так, до 2002 года приказом Минздрава РФ от 20.07.2001 N 284 (далее - Приказ N 284) утверждены нормы естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (приложение N 1 к Приказу N 284), а также инструкция по их применению (приложение N 2 к Приказу N 284, далее - Инструкция к Приказу N 284).
В соответствии с п. 1 Инструкции к Приказу N 284 данные нормы естественной убыли установлены для возмещения стоимости потерь в пределах норм естественной убыли при изготовлении лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, внутриаптечной заготовке и фасовке в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. При этом к готовым лекарственным средствам промышленного производства и весовым медикаментам (в т.ч. этиловому спирту), реализованным в оригинальной (заводской, фабричной, складской) упаковке, указанные нормы естественной убыли не применяются (п. 5 Инструкции к Приказу N 284). Бой, брак, порча, потери за счет истечения срока годности лекарственных средств не списываются по данным нормам (п. 7 Инструкции к Приказу N 284).
В то же время в соответствии с Постановлением N 814 приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 2 (далее - Приказ N 2) утверждены согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ нормы естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения.
Согласно п. 1 примечания к Приказу N 2 норма естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять за время хранения лекарственных средств (ангро) путем сопоставления их массы с массой лекарственных средств, фактически принятых на хранение.
В то же время в соответствии с п. 2 примечания к Приказу N 2 к данным нормам естественной убыли не следует относить, в частности:
- технологические потери (потери при изготовлении лекарственных средств, внутриаптечной заготовке и фасовке, отмеривании и отвешивании лекарственных средств);
- потери от брака лекарственных средств;
- потери лекарственных средств при их хранении, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.
Следовательно, нормы естественной убыли, утвержденные Приказом N 2, при изготовлении лекарственных средств в аптечных организациях не применяются. Таким образом, если аптечная организация осуществляет изготовление лекарственных средств, то до утверждения норм естественной убыли в соответствии с Постановлением N 814 Министерством здравоохранения РФ (которые должны быть утверждены по согласованию с Министерством экономического развития РФ) такая организация вправе применять нормы естественной убыли, утвержденные Приказом N 284.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
-·Энциклопедия решений. Естественная убыль в целях налогообложения прибыли.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
6 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.