Дело - табак
Актуально по состоянию на октябрь 2019 г.
Чтобы выбрать безопасное место для курения, нужно в большей степени полагаться на знание требований закона, чем на отсутствие таблички о запрете курения. Места, где курить нельзя, обозначаются специальными знаками о запрете курения. Этих знаков - несколько. Один знак утвержден приказом Минздрава от 12.05.2014 N 214н и вывешивается с целью охраны здоровья от воздействия табачного дыма. Другой - знак пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (формы знаков код Р01 и Р02 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.4.026-2015) - вывешивается в местах, для которых отдельный запрет курения предусмотрен требованиями пожарной безопасности.
Закон, конечно, обязывает размещать такие знаки там, где курить нельзя (ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ*(1), абз. 3 п. 14 Правил противопожарного режима*(2)). Но это требование не всегда соблюдается. При этом отсутствие запрещающего знака не освободит курильщика от ответственности за курение в неположенном месте (см., например, постановление ВС Республики Марий Эл от 16.08.2018 по делу N 4А-148/2018, решения Брейтовского райсуда от 15.03.2019 по делу N 12-1/2019, Архангельского облсуда от 01.02.2018 по делу N 7р-72/2018, хотя встречаются и противоположные решения, например, Архангельского облсуда от 23.08.2016 по делу N 7р-488/2016). Штраф за курение может составить 500-3000 рублей, если запрет курения связан с охраной граждан от воздействия табачного дыма (ст. 6.24 КоАП РФ); а если курить было нельзя еще и по соображениям пожарной безопасности, то последует второй штраф по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, его размер составляет 2000-3000 рублей.
Данная статья посвящена только федеральным запретам на курение в определенных местах, помещениях и территориях. Регионы вправе дополнительно устанавливать свои собственные ограничения (ч. 6 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Подробнее об этих ограничениях можно узнать из нашей Справки.
Там, где работают
Курить на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, запрещено (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Запрет касается не только собственного рабочего места, но и чужих тоже, поэтому нельзя курить и в коридоре - это рабочее место уборщицы, между прочим, или еще кого-нибудь (см. п. 3.2 СанПиН 2.2.4.548-96*(3)). Будет ли работодателем организована "курилка", зависит от нескольких факторов:
- от желания работодателя. Закон N 15-ФЗ не обязывает его организовывать места для курения;
- от того, кем и где Вы работаете. Например, в помещениях органов власти выделять "курилку" нельзя вообще (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
Однако запрет прямо распространяется только на рабочие зоны, организованные в помещении. Значит, курить в рабочей зоне на открытой площадке пока не запрещено (разумеется, при условии, если на ней не действуют иные запреты, например: нельзя курить на территории АЗС, нельзя курить на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках - вне отведенных для курения мест (п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ, п. 14 Правил противопожарного режима) и т.д.
Там, где учатся
Запрещается курить табак в любых образовательных учреждениях (то есть от детсада до университета), причем запрет действует на всей территории учебного заведения - курить нельзя ни в библиотеке, ни на стадионе, ни в аудиториях, ни даже в анатомическом театре - что особенно актуально для студентов-медиков (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Запрет распространяется и на сотрудников образовательных организаций, и на учеников; более того, образовательное учреждение обязано охранять здоровье своих обучающихся, в том числе и совершеннолетних, в рамках чего должно запрещать им курение как таковое, а не только в стенах школы или вуза (п. 7 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании*(4), п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона N 15-ФЗ). Ну а уж "не замечать" ребенка с сигаретой - это явное нарушение: дело в том, что потребление табака детьми прямо запрещено законом (ч. 4 ст. 20 Закона N 15-ФЗ). А поскольку в стенах школы дети находятся под ее надзором, и образовательная организация отвечает за их жизнь, здоровье, а также за невыполнение собственных функций (ч. 3 ст. 1073 ГК РФ, ч. 7 ст. 28 Закона об образовании), то и отобрать у подростка сигарету и провести с ним разъяснительную работу, - это явный долг и обязанность школьной администрации.
Там, где приобщаются к искусству
Антитабачный закон запрещает курить на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг учреждениями культуры (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). А к таковым относятся: библиотеки, музеи (в том числе под открытым небом), концертные залы, зоопарки и парки аттракционов, кинотеатры и театры, цирки, выставки, книжные ярмарки и тому подобные мероприятия. Кроме того, запрет будет действовать и на любой иной территории, если там проводится какое-либо культурное мероприятие: выставка, биеннале, перформанс, инсталляция или, например, просто играет оркестр. И даже если Вы категорически не согласны с определением "культурный" применительно к данному конкретному мероприятию, выражать свое несогласие курением не рекомендуется.
Кстати, запрет распространяется не только на слушателей и зрителей. Курить нельзя и самим артистам, если, конечно, такое курение не является неотъемлемой частью художественного замысла (ч. 2 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).
Там, где спорт
Закон запрещает курение на территориях и в помещениях, предназначенных для услуг в области физической культуры и спорта (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). К таким объектам очевидно относятся тренажерные залы, корты, футбольные поля, стадионы, бассейны, ипподромы и подобные сооружения. Менее очевидна "спортивность" других сооружений: бильярдные залы, спортивные площадки (даже если там находится один-единственный турник, используемый для выбивания ковров), лыжня в лесу, боулинг, тир и даже танцплощадка (танцевальный спорт внесен в ВРВС - Всероссийский реестр видов спорта - под кодом 0860001511Я, рок-н-ролл под N 1500001411Я).
Кроме того, не рекомендуется курить во время некоторых турпоходов (N 0840005411Я ВРВС), карточной игры в бридж (N 0960002511Я ВРВС) и шахматы (кстати, это запрещено и п. 31 Правил данного вида спорта*(5)). Кроме того, с апреля 2016 года в ВРВС в качестве признанного вида спорта внесен "компьютерный спорт" с номером-кодом вида спорта 1240002411М.
Там, где лечатся и отдыхают
Закон запрещает курить в помещениях и на территориях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Таким образом, к зонам, свободным от курения, относятся:
- помещения любых лечебных и диагностических учреждений,
- помещения, а также вся территория санаториев, профилакториев, грязелечебниц и т.п.: дело в том, что санаторно-курортное лечение базируется на основе использования природных лечебных ресурсов; стало быть, санаторные парки, лужайки и прочие прелестные уголки пейзажа точно также предназначены для оздоровления и, соответственно, оказания санаторно-курортных услуг, как и кабинеты физиопроцедур. Кстати, курить в санаторных номерах (эти помещения предназначены для оказания жилищных услуг) тоже нельзя (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
Запреты, разумеется, распространяются на медицинский персонал и посетителей в равной степени. Однако если закуривший врач "отделается" выговором или штрафом по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, то пациента за курение в больнице могут лишить существенной части пособия по временной нетрудоспособности. Дело в том, что пациенты обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинских организациях (ч. 3 ст. 27 Закона об охране здоровья*(6), п. 3 ч. 2 ст. 4.3 Закона о соцстраховании N 255-ФЗ*(7)), а в случае нарушения режима, предписанного лечащим врачом, размер пособия по временной нетрудоспособности снижается (п. 1 ч. 1 ст. 8 упомянутого Закона N 255-ФЗ). Курение в помещении больницы скорее всего повлечет разъяснение о недопустимости этого занятия во время лечения, а злостное курение однозначно будет признано нарушением режима лечения. Если же врач поставит отметку об этом в листке нетрудоспособности, то размер больничного (со дня нарушения) уже не будет зависеть от зарплаты пациента, а будет выдан в размере, не превышающем 1 МРОТ в месяц (ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ). А вот выгнать из медучреждения и отказать курильщику в медицинской помощи по полису ОМС нельзя (ст. 11 Закон об охране здоровья).
Любопытно, что запрет курения распространяется и на кабинет психолога или психотерапевта (клинико-психологическое консультирование и школа по отказу от потребления табака - это медицинские услуги). Так что курильщикам, жаждущим излить душу специалисту, можно лишь посоветовать запастись леденцами.
На транспорте
Закон установил целую систему запретов курения на общественном транспорте; однако несколько лазеек у курильщиков все-таки остались. Итак:
- можно курить в своем собственном автомобиле, но только если этот автомобиль не используется в качестве общественного транспорта (и ни в коем случае не выкидывайте на дорогу и придорожную полосу горящие окурки и спички (абз. 2 п. 278 Правил противопожарного режима);
- нельзя курить на всех видах городского и пригородного общественного транспорта, то есть в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро, а также на автостанциях и станциях метро и ближе 15 м от входа в метро или автостанцию (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). А вот можно ли курить на автобусных и прочих остановках? Это не такой простой вопрос, как кажется. Закон N 15-ФЗ прямо не упоминает остановки общественного транспорта среди мест, в которых курение запрещено. НО! Закон запрещает курение "на всех видах городского и пригородного общественного транспорта". А что такое транспорт? В законодательстве определения нет, словари же понимают под транспортом совокупность путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов. То, что автобусная остановка является объектом транспортной инфраструктуры, ни у кого сомнений не вызывает (см. также пп. "з" п. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности*(8)). Следовательно, курение на остановке полиция и суд могут расценить как курение на транспорте (см, например, решения Измайловского райсуда г. Москвы от 07.09.2018 по делу N 12-1091/2018, Кемеровского облсуда от 06.04.2016 по делу N 21-394/2016). А могут, напротив, и не усмотреть (решение Удомельского горсуда Тверской области от 29.04.2016 по делу N 12-49/2016, постановление Люблинского райсуда г. Москвы от 08.07.2015 по делу N 12-313/2015). Кроме того, в некоторых субъектах РФ курение на остановках общественного транспорта запрещено региональным законодательством (например, в Оренбургской, Самарской и других областях, в Хабаровском крае). Напомним, что регионы вправе вводить такие ограничения (ч. 6 ст. 12 Закона N15-ФЗ);
- вопреки расхожему мнению, нельзя курить в такси: дело в том, что закон запрещает курение на всех видах городского и пригородного общественного транспорта, то есть транспорта общего пользования (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Такси тоже относится к общественному транспорту: ст. 789 ГК РФ причисляет к перевозке транспортом общего пользования любую коммерческую перевозку, если перевозчик обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина, а согласно Правилам перевозок, легковое такси - это транспортное средство, используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования, то есть таким, который заключается с каждым обратившимся (п. 1 ст. 426 ГК РФ);
- нельзя курить в любых пригородных электричках (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ) и в пассажирском поезде дальнего следования (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Пункт 35 Правил оказания услуг на ж/д транспорте*(9), который раньше разрешал курение в пассажирских вагонах поездов дальнего следования (в установленных для этого местах), сейчас не может применяться как противоречащий акту более высокой юридической силы, то есть Закону N 115-ФЗ. При этом выйти покурить на промежуточной остановке тоже нельзя - курение на вокзалах или в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 м от входов в помещения вокзалов также запрещено (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Курить нельзя и на пассажирских платформах, используемых для посадки и высадки пассажиров (п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ);
- нельзя курить на речных трамвайчиках, паромах и прочих водных судах, которые возят пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам, а еще на расстоянии ближе 15 м от входа в речной или морской порт и в самом порту (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Но на лайнерах и прочих судах, которые находятся в дальнем плавании, закон разрешает выделять специальные места для курения (п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). "Курилка" может находиться на открытом воздухе или в изолированном помещении на судне;
- нельзя курить в самолете, на всей территории аэропорта и ближе 15 м от входа в аэропорт (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Организация курительных комнат в аэропорту законодательством не предусмотрена (ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Правда, Общественная Палата РФ настоятельно рекомендовала разрешить аэропортам оборудовать "курилки", но сейчас закон этого не разрешает.
Кстати, об уликах незаконного курения на транспорте: выбрасывать горящие окурки и спички во время движения транспорта на дорогу и придорожную полосу также запрещено (абз. 2 п. 278 Правил противопожарного режима)!
Там, где живут
Курильщикам пока еще можно курить в своем собственном жилище, а точнее - в индивидуальном жилом доме и в приватизированной квартире. А вот курение в муниципальной квартире несет в себе и правовые риски: такая квартира предоставляется нанимателю и членам его семьи по договору социального найма или по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, предоставление этой квартиры является жилищной услугой (см. например, п. 15 приказа Росстата от 29.09.2017 N 643), а следовательно, сама квартира является местом оказания жилищных услуг. А в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, курить нельзя (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона 15-ФЗ).
Курить в общих помещениях многоквартирного жилого дома - то есть на лестничной площадке, лестнице, в лифте, у лифта, в холле, на крылечке, в подвале, на чердаке, в подземном паркинге и т.п. запрещено (п. 10 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017).
Вопрос о том, можно ли курить на собственном балконе, пока остается открытым: прямого запрета в Законе N 15-ФЗ нет, но судебная практика склоняется к тому, что это возможно только в случае, если ничьи иные права при этом не нарушаются (см. определения Верховного Суда РФ от 07.11.2017 N 67-КГ17-16 и от 08.11.2016 N 67-КГ16-13, Красноярского крайсуда от 20.08.2018 по делу N 33-12165/2018, Мосгорсуда от 26.03.2019 по делу N 33-13210/2019). Поэтому курение на балконе вопреки протестам соседей может обернуться судебным преследованием.
Правда, существует мнение, что курить нельзя на собственном балконе: дело в том, что на балконах запрещено пользоваться открытым огнем (абз. 2 п. 90 Правил противопожарного режима), при этом пп. "д" п. 436 этих же Правил, о работе с паяльными лампами, относит к источникам открытого огня горящую списчку и сигарету. Отметим, однако, что даже МЧС РФ не разделяет эту позицию и не запрещает курение на балконах, хотя и не рекомендует это делать (см. разъяснения от 28.09.2019).
Зато закон прямо разрешает устраивать в многоквартирном жилом доме "курилки" - специально отведенные для курения места на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования, оборудованных системами вентиляции (п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
Там, где гостят
Отыскать в гостинце законное местечко для курения может оказаться еще сложнее, чем отыскать там же свободный номер. Дело в том, что закон накладывает на владельца гостиницы (отеля, хостела, общежития. дома отдыха и т.п.) одновременно несколько запретов, связанных с курением. Во-первых, нельзя курить в помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг и услуг по временному размещению или обеспечению временного проживания (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Этот запрет действует не на всей территории гостиницы целиком, а только в тех помещениях, которые используются именно для проживания или размещения постояльцев: гостиничные номера, а также холлы, коридоры, вестибюли, лестничные клетки, лифты и иные помещения общего пользования. Во-вторых, администрация гостиницы должна ограждать от табачного дыма своих собственных работников: нельзя курить на рабочих местах и в рабочих зонах (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Таким образом, любые служебные помещения для курения тоже не годятся. Какой же выход? Во-первых, закон не запрещает курить на улице у гостиницы (конечно, если это место само по себе не подпадает под еще какой-нибудь запрет, например, гостиница находится на территории аэропорта, на пляже или рядом с детской песочницей, см. п. 4 и п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Во-вторых, гостиница может устроить "курительную комнату" - Закон N 15-ФЗ не обязывает ее это сделать, но и запрета тоже не содержит.
Там, где покупают и продают
Курение в магазинах любых размера и профиля запрещено законом. Запрет распространяется не только на торговые залы, но на все помещение магазина целиком, а также рынки и ларьки, киоски и иные нестационарные торговые объекты (п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Этот запрет введен для защиты здоровья окружающих от вредного воздействия табачного дыма. Но в некоторых магазинах существуют дополнительные запреты на курение, введенные по соображениям пожарной безопасности: например, нельзя курить в магазине, где продаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, в помещении склада или базы - вне отведенных для курения мест (п. 14 Правил противопожарного режима). За курение в таком месте можно поплатиться сразу двумя административными штрафами - по ст. 6.24 и ст. 20.4 КоАП РФ (первый - за нарушение запрета курения, второй - за нарушение требований пожбезопасности). Аналогичная ситуация с АЗС - курение на них запрещено и законом N 15-ФЗ (п. 13 ч. 1 ст. 12), и Правилами противопожарного режима (п. 14), и правилами по охране труда (пп. 2 п. 128 ПОТ при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов*(10)).
Кроме того, закон запрещает курение в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг (п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). К таким услугам относятся пошив и ремонт одежды и обуви, изготовление мебели, ремонт сотовых телефонов, аудио-, видео- и прочей бытовой техники, химчистка и стирка, ритуальные услуги, услуги фотоателье, парикмахерских, бань, саун, ТО и ремонт автомобиля и много прочей полезной деятельности. Курить в подобных местах нельзя.
Там, где едят
Закон полностью запрещает курение в помещениях, предназначенных для услуг общественного питания (п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Однако можно курить на улице, рядом с заведением общепита. Кроме того, закон N 15-ФЗ не содержит прямого запрета на обустройство "курилки" в ресторане или кафе.
В то же время общепит пытается подстроиться под своих курящих клиентов и придумывает разные хитроумные уловки, чтобы обойти запрет на курение. В частности, разрешают курить на летних верандах кафе и ресторанов. Такую же позицию избрал Минпромторг, который объявил, что легковозводимые временные террасы и веранды с выносными столиками, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к зданию кафе, а также летние веранды общепита, расположенные на крышах зданий, не огороженные строительными конструкциями, не могут расцениваться ни как часть помещений организаций общественного питания, ни как нестационарные торговые объекты, а следовательно, запрет курения на них не распространяется (см. письмо от 08.07.2014 N ЕВ-10160/08). Однако Роспотребнадзор (а именно он уполномочен составлять протоколы по ст. 6.24 КоАП РФ) считает иначе: если услуги общепита оказываются вне здания на такой площадке, которая имеет пол или настил, либо навес, либо любой вид ограждения, включая декоративное, - то она считается расположенной в помещении общепита (например, веранды, шатры, палатки, балконы и т.п.), и курить на ней запрещено (см. письмо от 18.06.2014 N 01/6906-14-25, а также решение Мосгорсуда от 10.04.2019 по делу N 7-2624/2019). Кстати, при рассмотрении споров о том, оказываются ли в заведении услуги общепита, суды полагают, что услуги по организации досуга, в том числе развлекательные, входят в перечень услуг общественного питания (постановление Первого ААС от 26.06.2019 N 01АП-4168/19).
Там, где власть
Курить в помещениях, занятыми любыми органами власти, запрещено (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Таким образом, свободной от курения зоной становятся:
- законодательные органы всех уровней, от Госдумы и Совета Федерации РФ до Дум, Законодательных собраний и прочих региональных законодательных органов;
- любые, федеральные и региональные, министерства и ведомства, а также все и любые их подразделения (департаменты, региональные центры, отделы и т.п.), включая надзорные и контрольные (Росздравнадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и т.п.);
- любые местные органы власти (они же - органы местного самоуправления);
- все правоохранительные органы, включая полицию, прокуратуру, Следственный комитет и т.п., со всеми их отделениями и подразделениями (например, пункт участкового уполномоченного полиции);
- суды (и мировые, и общей юрисдикции, и арбитражные, причем всех уровней).
Поскольку запрет распространяется именно на помещения, занятые органами власти (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ), то и выделение "курительных комнат" в таких помещениях было бы незаконным. Но курить разрешается на улице, рядом с помещениями, занятыми органами власти.
Там, где помогают и сострадают
Пункт 7 ч. 1 ст. 12 закона N 15-ФЗ запрещает курение в помещениях социальных служб. При этом в настоящее время федеральному законодательству известна всего лишь одна социальная служба, а именно социальная служба для детей - это любые организации, занятые социальным обслуживанием детей: социальной поддержкой или реабилитацией, оказанию им социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, обеспечением детского отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста, а также ИП, занятые соцобслуживанием любых граждан, в том числе детей (абз. 6 ст. 1 федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"). Кроме того, в регионах могут существовать свои социальные службы.
Однако на практике Роспотребнадзор, полиция и суд понимают термин "социальные службы" значительно шире. Дело в том, что на момент выхода Закона N 15-ФЗ под социальными службами понимались вообще любые организации и ИП, занятые социальным обслуживанием (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"). Затем законодательство изменилось, и понятие "социальные службы" исчезло, уступив место системе социального обслуживания (ст. 5 Федерального закона N 442-ФЗ от 28.12.2013 "Об основах социального обслуживания граждан в РФ"). Тем не менее правоприменительная практика стоит на том, что курить нельзя в организациях социального обслуживания вообще: психоневрологических интернатах, домах инвалидов и престарелых, центрах социального обслуживания и т.п. (см. решения Вологодского облсуда от 25.02.2016 N 7-163/2016, Сахалинского облсуда от 05.06.2015 N 72-142/2015, Колпинского райсуда г. Санкт-Петербурга от 10.02.2016 N 12-22/2016).
Организовать "курилку" внутри социальной службы тоже нельзя - запрет распространяется на все помещения, занятые соответствующей организацией или ИП.
Там, где дети
Закон N 15-ФЗ запрещает: детям - употреблять табак (ч. 4 ст. 20), а взрослым - вовлекать детей в употребление табака (п. 9 ст. 11) и осуществлять любые действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на отсутствие табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма (п. 3 ч. 2 ст. 9). Кроме того, закон обязывает взрослых заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака (п. 2 ч. 2 ст. 9). Из этого следует, что курение сигарет в присутствии детей является нарушением норм Закона N 15-ФЗ. Однако ответственность за это нарушение предусмотрена не всегда и не для всех.
Разумеется, закон запрещает курить во многих местах, традиционно "оккупированных" детьми: нельзя курить на территории школы и садика (там оказываются образовательные услуги), в театре, парке аттракционов и цирке (это учреждения культуры), на стадионе и в спортзале и т.п. Строго запрещено курить на детских площадках (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ), да и штраф за это предусмотрен немалый - от двух до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ). Однако в перечне объектов, помещений и территорий, где запрещено курить под угрозой КоАП РФ, ничего не сказано о присутствии несовершеннолетних. Следовательно, курение в отведенных для этого местах, даже если там находятся дети, само по себе не наказуемо. Но если рядом с курильщиком находятся его собственные несовершеннолетние дети, то тут надзорные органы и суд могут усмотреть состав ст. 5.35 КоАП РФ - неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (см., например, постановление Гагаринского райсуда г. Севастополя от 19.05.2015 по делу N 5-821/2015). Курение в присутствии чужих детей может "обернуться" штрафом по ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, штраф от 1000 до 2000 руб), если курильщик, например, предложит ребенку затянуться (решения Красногвардейского райсуда от 04.02.2019 по делу N 12-13/2019, Костромского райсуда от 10.07.2019 по делу N 12-103/2019). Вовлечение в курение собственных детей карается еще строже: штраф составляет от 2000 до 3000 рублей (ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ).
На природе
Выезд на пикник, в принципе, может стать для курильщика "отдушиной", однако некоторые ограничения подстерегают его и на природе:
- нельзя курить в границах территорий, занятых пляжами (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Учитывая, что понятие "пляж" законом не определено, рыбаки-курильщики могут столкнуться с административным преследованием;
- нельзя курить в злаковых массивах и на сенокосных угодьях - вне отведенных для курения мест (п. 14 Правил противопожарного режима); а в период уборки зерновых и заготовки кормов - вообще курить вне специально оборудованных мест на любых объектах сельхозпроизводства (пп. "а" п. 220 Правил противопожарного режима);
- нельзя курить в лесу вблизи машин, заправляемых горючим (пп. д п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах*(11)). Это правило действует всегда. А если на территории леса введен особый противопожарный режим (он вводится органами госвласти или местного самоуправления, см. ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"), то там может действовать тотальный запрет на курение или вовсе на посещение леса. О наличии особого противопожарного режима и его требованиях нужно уточнять в муниципалитете;
- нельзя курить в тех уголках природы, которые подпадают под иные вышеуказанные запреты, например: парки и скверы санаториев, детских и образовательных учреждений, территории исторических усадеб, историко-культурных заповедников и т.п.
Электронные сигареты
Электронные сигареты (они же - электронные системы доставки никотина, ЭСДН) прочно вошли в жизнь современных курильщиков. Распространяются ли запреты, установленные Законом N 15-ФЗ, и на электронные сигареты? Дать однозначный ответ сейчас невозможно; в обществе и правоприменительной практике поддерживаются две точки зрения. Первая исходит из того, что курение табака - это использовании табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от тления изделий (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ), а ЭСДН продуцируют аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях его вдыхания пользователем. Кроме того, существуют электронные сигареты, которые выпускают дым (пар) вовсе без никотина, и такие изделия не являются табачными согласно п. 3 ст. 2 Техрегламента на табачную продукцию*(12). Значит, электронные сигареты можно курить и там, где курение обычных сигарет запрещено ст. 12 Закона N 15-ФЗ (письмо Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984).
Сторонники второй позиции указывают на то, что целью Закона N 15-ФЗ является охрана граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п. 1 ст. 4 Закона N 15-ФЗ). Поэтому абсолютно неважно, каким будет происхождение этого дыма - от нагревания жидкости или от тления. Тем более, что такой разницы не предусматривает и Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака, на которую ссылается сам Закон N 15-ФЗ (ч. 2 ст. 2 и ч. 2 ст. 3). Следовательно, нельзя пользоваться ЭСДН в местах, где запрещено курение обычных сигарет. Использование безникотиновых электронных сигарет при этом не запрещено, но на практике отличить их от ЭСДН без проведения специальных исследований, "на глазок", невозможно. Поэтому курильщика с электронной сигаретой можно привлекать к ответственности. Даже если в процессе рассмотрения дела будет доказано, что в момент инкриминируемого деяния гражданин развлекался безникотиновой электронной сигареткой, то действия правоохранителей по пресечению и привлечению все равно будут признаны законными, а стало быть, временные и материальные затраты по доказыванию невиновности никто гражданину возмещать не будет. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем затягиваться электронной сигарой*(13) в местах, определенных ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Кстати, это может обернуться денежными потерями, например, если авиакомпания будет очищать от ЭСДН-дыма туалет самолета (решения Петрозаводского горсуда от 26.08.2019 по делу N 2-5623/2019, Орджоникидзевского райсуда г. Екатеринбурга от 25.06.2019 по делу N 2-2215/2019, Ленинского райсуда г. Краснодара от 18.06.2019 по делу N 2-5829/2019).
Кто отберет сигарету?
Накладывать штраф за курение в неположенном месте может огромное количество чиновников:
- полицейские (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ), в том числе участковые уполномоченные (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ). Правда, они вправе привлечь к ответственности только в том случае, если запрет на курение нарушается в общественном месте, то есть на транспорте, на пляже, около песочницы, на стадионе и т.п.;
- должностные лица Роспотребнадзора (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ);
- должностные лица государственного пожарного надзора (ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ);
- должностные лица Ространснадзора (ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ);
- должностные лица жилищных инспекций и иных региональных органов, которые занимаются региональным жилищным надзором (ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ). Правда, они могут привлечь к ответственности, только если запрет курения нарушается в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов (ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ).
Сотрудники вышеуказанных ведомств сначала составят протокол об административном правонарушении (то есть о курении в неположенном месте), а затем - вынесут постановление по делу (наложат штраф). А вот сотрудники еще одной категории ведомств сами не вправе накладывать штраф за курение, но могут составить протокол и отправить его для рассмотрения в полицию или Роспотребнадзор. Это должностные лица надзорных органов в сфере здравоохранения (то есть сотрудники Росздравнадзора и аналогичных региональных органов). Однако они могут составить протокол только в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
________________________________________
*(1) Закон N 15-ФЗ - Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
*(2) Правила противопожарного режима - Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме"
*(3) СанПиН 2.2.4.548-96 - Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21)
*(4) Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
*(5) Приказ Министерства спорта РФ от 17 июля 2017 г. N 654 "Об утверждении правил вида спорта "Шахматы"
*(6) Закон об охране здоровья - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
*(7) Закон о соцстраховании N 255-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
*(8) Закон о транспортной безопасности - Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"
*(9) Правила оказания услуг на ж/д транспорте - Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности"
*(10) ПОТ при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов - Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 ноября 2015 г. N 873н
*(11) Правила пожарной безопасности в лесах - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах"
*(12) Техрегламент на табачную продукцию - Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"
*(13) Российскими судами рассматривалось несколько административных дел о нарушении федерального запрета курения, в которых привлекаемые к ответственности лица указывали, что они как раз курили электронную сигарету, а не обычную. Однако суд традиционно больше верит показаниям сотрудников полиции и протоколу об административном правонарушении, чем объяснениям правонарушителя: во всех решениях суд указывал на доказанность факта курения обычной сигареты, и даже не вдавался в исследование вопроса, является ли наказуемым курение ЭСДН (напр., решения Челябинского облсуда от 18.05.2016 по делу N 7-791/2016, Новодвинского горсуда Архангельской области от 12.04.2016 по делу N 12-19/2016, Промышленного райсуда г. Смоленска от 30.11.2015 по делу N 12-761/2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.