Работаю в должности заместителя главного бухгалтера в государственном бюджетном учреждении науки. С 01 июля 2016 года в РФ вводятся профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт "Бухгалтер" уже принят и в нем указаны из возможных наименований должностей только "бухгалтер" и "главный бухгалтер". Такой должности, как заместитель главного бухгалтера в профессиональном стандарте нет. Хотелось бы узнать: перечень возможных наименований должностей, указанный в профессиональных стандартах, является открытым или закрытым? То есть, если перечень закрытый, то получается, что профессиональным стандартом не предусмотрена должность заместителя главного бухгалтера? Так ли это? Как поступить моему работодателю, чтобы сохранить должность заместителя главного бухгалтера после 1 июля 2016 года, не нарушая закон? На настоящий момент Правительством РФ особенности применения профессиональных стандартов для государственных бюджетных учреждений с 1 июля 2016 года уже приняты или нет? Или Правительство РФ с 01 июля 2016 года будет только вправе устанавливать особенности применения профессиональных стандартов? Обязано ли наше Государственное бюджетное учреждение науки применять профессиональный стандарт "Бухгалтер" с 01 июля 2016 года?
Профессиональный стандарт предусматривает возможное наименование должностей, а не единственно возможное. Следовательно, работодатель вправе и дальше применять должность заместителя главного бухгалтера.
Особенности применения профессиональных стандартов для государственных учреждений в настоящее время Правительство Российской Федерации не установлены.
Государственное бюджетное учреждение науки обязано применять профессиональный стандарт "Бухгалтер" с 01 июля 2016 года.
Правовое обоснование:
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации (т.е. уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника), необходимой ему для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1, 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также утверждения тождественности наименований, содержащихся в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (пп. "а" п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23).
Согласно ст. 195.3 ТК РФ (в редакции, действующей с 01.07.2016 г.), если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
В силу Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июль 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.