В прошлом году бюджетное учреждение (СДЮСШ) возмещало расходы на оплату услуг сотовой связи своим работникам. Для возмещения расходов сотрудник приносил договор с оператором, счет, детализацию разговоров, кассовый чек. Учреждение на основании этих документов перечисляло деньги на карту сотрудника. Будут ли данные выплаты нецелевым расходованием денежных средств?
Т. Обухова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2016 г., с. 66-69.
Согласно положениям ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой наложение административного штрафа:
на должностных лиц - в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);
на юридических лиц - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
/-------------------------------------------------------------\
| Основные источники получения доходов учреждения (СДЮСШ) |
\-------------------------------------------------------------/
/-------------------------\ /--------------\ /---------------------------\
| Субсидии на финансовое | | Субсидии на | | Средства, получаемые |
| обеспечение выполнения | | иные | | учреждением в рамках |
| государственного | | цели | | приносящей |
|(муниципального) задания | | | | доход деятельности |
\-------------------------/ \--------------/ \---------------------------/
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, причем соответствующую названным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы от нее и приобретенное за счет данных доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (ст. 298 ГК РФ). Поэтому квалифицировать расходование средств, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности, как нецелевое их использование проверяющие не вправе.
Для справки. При расходовании средств учреждение должно помнить о том, что оно является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1)). Поэтому расходование средств должно быть связано с целями создания учреждения.
Относительно расходования средств субсидий и их квалификации как нецелевого использования заметим следующее.
Согласно п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В бюджетной системе РФ предусматриваются субсидии таким учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам в рамках государственного (муниципального) задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки*(2).
Расходование средств субсидии на выполнение государственного задания бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности*(3), утвержденным руководителем учреждения, и формирует направления расходования субсидии на выполнение задания самостоятельно с учетом требований к результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. В связи с этим расходование сумм средств нельзя квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств (Постановление АС ВВО от 03.03.2016 N Ф01-314/2016).
Как отметил Минфин в Письме от 29.04.2016 N 02-03-06/25186, понятие "нецелевое использование бюджетных средств" определено в ст. 306.4 БК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ не относится к использованию средств субсидии на выполнение государственного задания.
Условия предоставления бюджетному учреждению субсидии на выполнение государственного задания согласно положениям ст. 78.1 БК РФ за счет средств бюджета субъекта РФ (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с которым условия (включая цели и порядок) предоставления субсидии могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии. Вместе с тем использование учреждением средств субсидии на выполнение госзадания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, предусмотренными соглашением, может повлечь для учреждения наступление ответственности, определенной этим соглашением.
Полагаем, разъяснения, приведенные в Письме Минфина РФ от 29.04.2016 N 02-03-06/25186, вполне можно применить и к целевым субсидиям. К расходованию сумм субсидий, выделенных учреждению в рамках реализации абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, по нашему мнению, применять понятие "нецелевое использование средств бюджета", установленное в ст. 306.4 БК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ, некорректно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что выплаты, производимые сотрудникам бюджетного учреждения на возмещение расходов по услугам связи (за счет сумм субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, ведение приносящей доход деятельности), не являются нецелевым расходованием денежных средств.
1 июля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 утв. Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания. Документ утратил силу с 01.01.2016 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, которым утв. новый Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также федеральными казенными учреждениями, определенными правовыми актами главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения.
*(3) Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"